
Официальные задания и ответы пригласительного этапа 2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по каждому предмету и для каждого класса. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 3–10 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.
1. Засоление почв происходит при:
избыточном орошении засушливых территорий
переуплотнении почв тяжёлой техникой
осушении низменных территорий
избыточном внесении минеральных удобрений
2. Выберите из списка правильный перечень газов, вызывающих парниковый эффект.
диоксид углерода, метан, водяной пар
диоксид углерода, метан, пропан
метан, тропосферный азот, аргон
метан, водяной пар, водород
3. Среди русских названий грибов есть такие: подосиновик, подберёзовик и т. п. Какую экологическую особенность жизнедеятельности грибов отражают эти названия?
Корни деревьев вступают в симбиоз с грибами.
Деревья защищают грибы от хищников.
Деревья способствуют газообмену грибов.
Деревья помогают распространяться грибам.
4. Определение биоценоза можно представить в виде следующей формулы, схемы:
фитоценоз + зооценоз + биотоп
фитоценоз + зооценоз + микробоценоз
фитоценоз + зооценоз + агроценоз + биотоп
фитоценоз + зооценоз + микробоценоз + биотоп
5. По сравнению с деревьями, кустарники обычно более устойчивы к загрязнениям и приспособлены к городским условиями. Это объясняется тем, что
кустарники растут в приземном слое воздуха, где меньше загрязнений
кустарники более теневыносливы, чем деревья
кустарники могут быстро восстанавливать крону за счёт образования неограниченного числа новых побегов
корневая система кустарников глубже, чем деревьев
6. Выберите причины возникновения разных типов смога.
лесные, торфяные пожары
эксплуатация атомной электростанции
выделение продуктов горения природного газа
выделение продуктов горения бурого угля
7. Василий Васильевич Докучаев (1846–1903), основатель науки почвоведения, выделил пять факторов почвообразования: горные породы, климат, рельеф, живые организмы и время. Данное В.В. Докучаевым определение почвы характеризует её как открытую четырёхфазную систему, состоящую из твёрдой, жидкой и других фаз. Выберите две недостающие фазы.
водная
живая
глинистая
газообразная
дисперсная
детритная
8. Растения из местообитаний с разными условиями сильно отличаются друг от друга своим внешним и внутренним строением. Прочитайте описание адаптаций и определите, какие виды могут ими обладать:
«Устьица погружённые и дополнительно спрятаны в углублениях и ямках на поверхности растения. Побеги покрыты толстым слоем кутикулы. Надземные органы могут быть опушены. Развита ткань, клетки которой содержат ослизняющиеся влагоудерживающие вещества. В листьях и стеблях находится хорошо развитая столбчатая ткань (листья светового типа). Характерна поверхностная корневая система».
Это описание относится к следующим растениям:
очиток, или толстянка
кактусы
брусника, морошка
алое, агава
тополь, липа
кувшинка, кубышка
камыш, тростник
9. Выберите организмы, имеющие сложную возрастную структуру популяции.
горилла
саранча
бурый медведь
ворона
погремок
жужелица
10. Укажите виды воздействия на окружающую среду, которые оказывает атомная электростанция, работающая в штатном режиме.
загрязнение атмосферы
загрязнение почвы
тепловое загрязнение водоёмов
образование отработанного ядерного топлива (ОЯТ)
углеродный след
образование карьеров для добывания сырья
11. Растения, произрастающие под елью, испытывают угнетение из-за затенения их кроной, при этом дереву безразлично такое соседство. Как называется такой тип биотических отношений?