Задания и ответы пригласительного этапа 2021 года ВОШ (Сириус) по Литературе для 10 класса всероссийская олимпиада школьников, дата проведения онлайн олимпиады: 18-19.04.2022 (18-19 апреля 2022 г.).
Подпишись на телеграмм канал — pndexam.me/
Приобрести задания | Приобрести задания и ответы
Задание 1-4
Узнайте героиню русской литературы.
Она, чтобы увидеть своего возлюбленного, не побоялась разлива Невы и угрозы позора быть узнанной, явилась в его квартиру, преодолев все препятствия.
Напишите её ИМЯ (одно слово).
Ответ: Ольга
Напишите её ФАМИЛИЮ (одно слово).
Ответ: Ильинская
Напишите ФАМИЛИЮ автора (одно слово).
Ответ: Гончаров
Напишите название произведения (без кавычек).
Ответ: Обломов
Задание 5
Узнайте героя зарубежной литературы.
Убивает придворного; устраивает театральное представление с целью воззвать к совести другого убийцы.
Напишите его ИМЯ (одно слово).
Ответ: Гамлет
Задание 6-8
Узнайте героя зарубежной литературы.
Он был простым моряком, стал известным писателем и покончил с собой, нырнув глубоко в воду.
Напишите его ИМЯ (одно слово).Ответ можно сохранять несколько разСохранить ответ
Напишите его ФАМИЛИЮ (одно слово).Ответ можно сохранять несколько разСохранить ответ
Напишите ФАМИЛИЮ автора (одно слово).
Задание 9
Определите жанр произведения по его фрагменту.
«Что, родная, муки ада?
Что небесная награда?
С милым вместе — всюду рай;
С милым розно — райский край
Безотрадная обитель.
Нет, забыл меня спаситель!» —
Так Людмила жизнь кляла,
Так творца на суд звала…
Вот уж солнце за горами;
Вот усыпала звездами
Ночь спокойный свод небес;
Мрачен дол, и мрачен лес.
дружеское послание
тихотворение о любви
ода
элегия
баллада
Задание 10
Определите жанр произведения по его фрагменту.
Алеко спит. В его уме
Виденье смутное играет;
Он, с криком пробудясь во тьме,
Ревниво руку простирает;
Но обробелая рука
Покровы хладные хватает –
Его подруга далека…
Он с трепетом привстал и внемлет…
Всё тихо – страх его объемлет,
По нём текут и жар и хлад;
Встаёт он, из шатра выходит,
Вокруг телег, ужасен, бродит;
Спокойно всё; поля молчат;
Темно; луна зашла в туманы,
Чуть брезжит звёзд неверный свет,
Чуть по росе приметный след
Ведёт за дальные курганы:
Нетерпеливо он идёт,
Куда зловещий след ведёт.
любовное стихотворение
элегия
романтическая поэма
ода
дружеское послание
Задание 11
Установите соответствия в названиях произведений отечественных писателей.

Задание 12
Соотнесите изображение персонажей и жанр произведения.
1 | 2 |
3 | 4 |
5 |

Задание 13
Соотнесите изображение персонажа (персонажей) и имя автора.

Задание 14-16
Узнайте отечественного писателя.
Автор антинигилистических романов; его повести и рассказы отличаются сочным, своеобразным языком; его публицистика во многом посвящена проблемам церковной жизни.
Напишите его ИМЯ (одно слово).
Напишите его ОТЧЕСТВО.
Напишите его ФАМИЛИЮ (одно слово).
Задание 17-18
Узнайте зарубежного писателя по фактам его биографии.
В молодости он служил клерком. Пять его романов не имели успеха. Он прославился как драматург. В самой известной его пьесе филолог меняет личность героини, обучая её правильной речи. Лауреат Нобелевской премии по литературе и одновременно премии «Оскар». Приезжал в СССР и встречался со Сталиным.
Напишите два его имени в отдельные поля для ответов.
Напишите его ФАМИЛИЮ (одно слово).
Задание 19
Напишите без кавычек название романа, в котором одновременно действуют Василий Иванович, Анна Сергеевна и Дмитрий Николаевич.
Задание 20-32
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Евгений Александрович Евтушенко (1932–2017)
(1) Когда я думаю о Блоке,
(2) когда тоскую по нему,
(3) то вспоминаю я не строки,
(4) а мост, пролётку и Неву.
(5) И над ночными голосами
(6) чеканный облик седока —
(7) круги под страшными глазами
(8) и чёрный очерк сюртука.
(9) Летят навстречу светы, тени,
(10) дробятся звёзды в мостовых,
(11) и что-то выше, чем смятенье,
(12) в сплетенье пальцев восковых.
(13) И, как в загадочном прологе,
(14) чья суть смутна и глубока,
(15) в тумане тают стук пролётки,
(16) булыжник, Блок и облака…
(1954)
Определите стихотворный размер одним словом.
Обозначьте цифрой количество стоп в стихотворной строке.
Укажите номера стихотворных строк, где использована антитеза.
(1) Когда я думаю о Блоке,
(2) когда тоскую по нему,
(3) то вспоминаю я не строки,
(4) а мост, пролётку и Неву.
(5) И над ночными голосами
(6) чеканный облик седока —
(7) круги под страшными глазами
(8) и чёрный очерк сюртука.
(9) Летят навстречу светы, тени,
(10) дробятся звёзды в мостовых,
(11) и что-то выше, чем смятенье,
(12) в сплетенье пальцев восковых.
(13) И, как в загадочном прологе,
(14) чья суть смутна и глубока,
(15) в тумане тают стук пролётки,
(16) булыжник, Блок и облака…
Укажите номера стихотворных строк, где встречается синекдоха. Выберите ДВА варианта.
4
7
8
9
10
14
Среди стихотворных строк 9–16 укажите номера строк, где используется приём аккумуляции (сгущения).
(1) Когда я думаю о Блоке,
(2) когда тоскую по нему,
(3) то вспоминаю я не строки,
(4) а мост, пролётку и Неву.
(5) И над ночными голосами
(6) чеканный облик седока —
(7) круги под страшными глазами
(8) и чёрный очерк сюртука.
(9) Летят навстречу светы, тени,
(10) дробятся звёзды в мостовых,
(11) и что-то выше, чем смятенье,
(12) в сплетенье пальцев восковых.
(13) И, как в загадочном прологе,
(14) чья суть смутна и глубока,
(15) в тумане тают стук пролётки,
(16) булыжник, Блок и облака…
Укажите номера стихотворных строк, где встречаются акустические (звуковые) образы.
(1) Когда я думаю о Блоке,
(2) когда тоскую по нему,
(3) то вспоминаю я не строки,
(4) а мост, пролётку и Неву.
(5) И над ночными голосами
(6) чеканный облик седока —
(7) круги под страшными глазами
(8) и чёрный очерк сюртука.
(9) Летят навстречу светы, тени,
(10) дробятся звёзды в мостовых,
(11) и что-то выше, чем смятенье,
(12) в сплетенье пальцев восковых.
(13) И, как в загадочном прологе,
(14) чья суть смутна и глубока,
(15) в тумане тают стук пролётки,
(16) булыжник, Блок и облака…
Укажите номера стихотворных строк с неточными рифмами.
(1) Когда я думаю о Блоке,
(2) когда тоскую по нему,
(3) то вспоминаю я не строки,
(4) а мост, пролётку и Неву.
(5) И над ночными голосами
(6) чеканный облик седока —
(7) круги под страшными глазами
(8) и чёрный очерк сюртука.
(9) Летят навстречу светы, тени,
(10) дробятся звёзды в мостовых,
(11) и что-то выше, чем смятенье,
(12) в сплетенье пальцев восковых.
(13) И, как в загадочном прологе,
(14) чья суть смутна и глубока,
(15) в тумане тают стук пролётки,
(16) булыжник, Блок и облака…
Укажите правильный вариант из предложенных.
В стихотворении рифмовка
опоясывающая
смежная
кольцевая
перекрёстная
парная
Укажите правильный вариант(-ы) рифмы в стихотворении по конечному слогу.
мужская
гипердактилическая
женская
дактилическая
Выпишите из текста цветовой эпитет в той форме, в которой он употреблён в стихотворении.
Укажите цифрой количество эпитетов среди стихотворных строк 1–10.
Найдите строку со словом, включающим почти все звуки из слова в предыдущей строке, при этом слова близки по смыслу.
Перечисление образов в стихотворных строках 15–16 отсылает читателя к известному стихотворению Блока.
Напишите первую строку этого стихотворения без кавычек и знаков препинания в конце.