18-19.04.2022 5 класс Пригласительный школьный этап по литературе 2022-2023


Задания и ответы пригласительного этапа 2021 года ВОШ (Сириус) по Литературе для 5 класса всероссийская олимпиада школьников, дата проведения онлайн олимпиады: 18-19.04.2022 (18-19 апреля 2022 г.)
.

Подпишись на телеграмм канал — pndexam.me/

Приобрести задания | Приобрести задания и ответы 

Задание 1-2
Узнайте героя отечественной литературы.
Мальчик, зимней ночью пишущий письмо о своих невзгодах Константину Макаровичу.
Напишите его ИМЯ (как в тексте, одним словом) .
Ответ: Ванька

Напишите его ФАМИЛИЮ (одно слово).
Ответ: Жуков
Задание 3-5
Узнайте героя античной мифологии.

Напишите его ИМЯ.
Ответ: Аид
Напишите ИМЯ его пса.
Ответ: Кербер
Напишите ИМЯ героя, укротившего этого пса.
Ответ: Геркал

Задание 6
Установите соответствие между фрагментом произведения и жанром.

Задание 7
Из каких сборников эти сказки?
Установите соответствия.

Задание 8-9
Узнайте отечественного писателя по фактам его биографии.
Первые стихи напечатал в 15 лет; после выхода в свет его сказочной поэмы его наставник в поэзии подарил ему свой портрет с надписью, в которой признавал своё поражение.

Напишите его ИМЯ (одно слово).
Напишите его ФАМИЛИЮ (одно слово).

Задание 10
Установите соответствия между портретом автора и иллюстрацией к его произведению.

ПортретИллюстрация

Задание 11-12

Узнайте зарубежного писателя по описанию его героев.
Герой одной его сказки служил скороходом у короля. Герой другой сказки превратился в аиста.

Напишите его первое ИМЯ (одно слово).
Напишите его ФАМИЛИЮ (одно слово).

Задание 13-20
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Андрей Усачёв

ПОЮЩАЯ РЫБА

(1) В далёком краю,
(2) У речного обрыва
(3) Водилась когда-то
(4) Поющая рыба.

(5) Когда свою песнь начинала она,
(6) То солнце сияло, как будто блесна,
(7) И волны стихали,
(8) И люди вздыхали,
(9) И в сердце у всех наступала весна.

(10) О, чудное чудо,
(11) О, дивное диво, –
(12) Как пела красиво
(13) Поющая рыба!..

(14) Была в её голосе
(15) Скрипка и флейта,
(16) И шелест листвы,
(17) И дыхание ветра.
(18) И слушали молча
(19) Её соловьи,
(20) Оставив ночные
(21) Рулады свои.

(22) Но как-то приплыл
(23) Старичок на рассвете…
(24) И рыбу поющую
(25) Выловил сетью.
(26) Вообще-то, он был
(27) Старичок неплохой,
(28) А просто от старости
(29) Малость глухой.

(30) Не слышал он голоса
(31) Скрипки и флейты,
(32) И шелеста ив,
(33) И дыхания ветра.
(34) – Наверное, окунь,
(35) А может, форель! –
(36) Решил он.
(37) И смолкла волшебная трель.

(38) И песнь оборвáлась, как будто струна,
(39) И солнце погасло, словно блесна,
(40) И волны молчали
(41) В тоске и печали…
(42) И сразу настала вокруг тишина.

(43) О, чудное чудо,
(44) О, дивное диво, –
(45) Исчезла навеки
(46) Поющая рыба.

(47) И пенья не слышно в далёком краю.
(48) А я вам навряд ли ту песню спою.

Из строк 2–46 выпишите эпитеты, характерные для устного народного творчества.
Каждый эпитет запишите в отдельное поле.

Отметьте вариант, в котором дано верное определение слова «рулады».

виртуозная трель
весёлая песня
печальная песня
чириканье

Что объединяет строки 29 и 48? Выберите два варианта.

длина строки
женские окончания (рифмы)
они содержат описание
разговорная лексика
книжная лексика
мужские окончания (рифмы)

В каком случае верно перечислены все номера строк, в которых встречается сравнение?

6, 38, 39
12, 15, 27
6, 27, 39
15, 38, 39

Каким стихотворным размером написан этот текст?

анапестом
ямбом
амфибрахием
хореем

Почему рыба поёт «песнь», а не «песню»?

Нужно употребить диалектное слово, поскольку действие происходит «в далёком краю».
Нужно употребить сокращённое слово, чтобы соблюсти стихотворный размер.
Использовано слово высокого стиля, потому что рыба поёт фантастически красиво.
Использовано слово высокого стиля, потому что песнь рыбы прославляет рыбаков.

Почему старичок не смог определить вид рыбы (см. строки 34–36)? Отметьте все возможные верные варианты ответа, не противоречащие тексту и здравому смыслу.

Старичок глушил рыбу динамитом и очень торопился.
И окунь, и форель способны красиво петь.
Это была волшебная рыба, единственная в природе, не похожая ни на одну из известных.
Старичок невнимателен.
Старичок был не только глуховат, но и подслеповат

Какое высказывание точнее других отражает идею стихотворения?

Существуют люди, не верящие в чудеса.
Люди, не замечающие красоту мира, могут нанести ему вред.
Глухие рыболовы встречаются чаще поющих рыб.
Люди, не верящие в сказки, скучны и неинтересны.

error: Alert: Content selection is disabled!!