Задания и ответы пригласительного этапа 2022 года ВОШ (Сириус) по Русскому языку для 5-6 класса всероссийская олимпиада школьников, дата проведения онлайн олимпиады: 25-26.04.2022 (25-26 апреля 2022 г.).
Подпишись на телеграмм канал — pndexam.me/
Приобрести задания | Приобрести задания и ответы

Задание 1
Прочитайте текст и выполните задания.
Аз же недостойный от того ужасного видѣния в велице страсѣ и трепете бывъ. И къ единой стране церковных дверей приникся и зрях видѣния того страшнаго. |
Переведите текст на современный русский язык. Выберите вариант(-ы), в котором(-ых) дан верный перевод отдельных предложений текста.
И, приникнув к обратной стороне церковных дверей, зрел я это страшное привидение.
Я же, недостойный, от этого полного ужаса видения пребывал в большом страхе и трепете.
Я от этого ужаса и видения пребывал в страсти и трепете.
И, приникнув к одной стороне церковных дверей, смотрел на это страшное видение.
Задание 2-6
Аз же недостойный от того ужасного видѣния в велице страсѣ и трепете бывъ. И къ единой стране церковных дверей приникся и зрях видѣния того страшнаго. |
Определите, какие слова пропущены в тексте. Ответы запишите в соответствующие поля, расположенные после текста.
Прилагательное (1) __________, которое мы встречаем в этом тексте, в современном языке употребляется в значениях «общий, одинаковый» или «те, кто действуют вместе». Однако в данном тексте это слово можно перевести числительным (2) __________. В корне этих слов наблюдается чередование начальных гласных, такое же, как в словах есень/ /(3) __________.
Ещё один вариант чередования, отличающего старославянские по происхождению слова от исконно русских слов, находим в существительном (4) __________. В современном русском языке (4) __________ – то же, что государство, а (5) __________ – направление или одна из поверхностей чего-либо. В тексте же слово (4) __________ употреблено в значении (5) __________.
Задание 7
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я пошёл на охоту. (2)Попадалась разная дичь. (3)Вечерняя заря погасла, и в воздухе разливался туман. (4)Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. (5)У моих ног тянулась узкая долина. (6)Я остановился в недоумении. (7)Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. (8)Я вскарабкался на другую сторону и пошёл вдоль осин. (9)Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. (10)Резво пролетел в вышине зоркий ястреб. (11)Он спешил в своё гнездо. (12)Я добрался до края леса, но дорожки не было. (13)Низкие кусты говорили со мной на своём языке, а за ними вдали виднелось поле, которое дремало в тумане. (14)Ночь приближалась и росла. (15)Всё вокруг было чёрным. (16)Ночные птицы мчались у меня над головой. (17)«Заблудился!» – подумал я. |
В каком(-их) слове(-ах) предложений № 11–12 ТРИ согласных звука?
Ответ запишите словами в той форме, в которой они стоят в тексте.
Если необходимо ввести несколько ответов, то добавьте поле для ответа, нажав на знак «+».
Задание 8
Какие слова в предложении № 13 характеризуют неодушевлённый предмет как одушевлённый?
Если необходимо ввести несколько ответов, то добавьте поле для ответа, нажав на знак «+».
Задание 9
Укажите варианты ответов, где правильно указан способ образования слова.
компьютерщик – суффиксальный
суперагент – приставочно-суффиксальный
пришкольный — суффиксальный
отсканировать – приставочно-суффиксальный
интернет-магазин – способ сложения (образовано составное слово)
исходящие – субстантивация (переход причастия в имя существительное)
Задание 10
Этот график построен по данным о частотности первых 22 букв в русском языке. Значение точки по горизонтальной оси – номер буквы в алфавите, по вертикальной – количество вхождений этой буквы в Национальном корпусе русского языка (НКРЯ) по состоянию на 2009 год.
Даны вопросы:
A) Что объединяет четыре из пяти точек с наибольшими значениями по вертикальной оси?
B) Какая буква наиболее частотная в русском языке?
C) Почему точка № 7 располагается так низко?
D) Какой букве соответствует точка № 22?
E) Есть ли в полной версии графика точки со значениями, превосходящими значение точки № 16?
Прочитайте ответы, выберите один вариант ответа, в котором даны правильные ответы на вопросы.
А. Это согласные (буквы).
В. Наиболее частотной в русском языке является буква о.
С. Точка № 7 располагается так низко, потому что буква ё употребляется в русских текстах факультативно: её может заменять буква е.
D. букве x.
Е. В полной версии графика точка со значениями, превосходящими значение точки № 16, есть, потому что самая частотная буква русского языка – я.
А. Это согласные (буквы).
В. Наиболее частотной в русском языке является буква а.
С. Точка № 7 располагается так низко, потому что буква ё, ей соответствующая, обозначает два звука – [й] и [о].
D. букве ц.
Е. В полной версии графика точки со значениями, превосходящими значение точки № 16, нет, потому что это самая частотная буква русского языка.
А. Это всё гласные (буквы).
В. Наиболее частотной в русском языке является буква а.
С. Точка № 7 располагается так низко, потому что буква е, ей соответствующая, обозначает два звука – [й] и [э].
D. букве ф.
Е. В полной версии графика точки со значениями, превосходящими значение точки № 16, нет, потому что это самая частотная буква русского языка.
А. Это гласные (буквы).
В. Наиболее частотной в русском языке является буква о.
С. Точка № 7 располагается так низко, потому что буква ё употребляется в русских текстах факультативно: её может заменять буква е. За счёт этого число вхождений буквы ё в НКРЯ является заниженным. Кроме того, буква ё, за редкими исключениями, употребляется только под ударением. Она переходит в е при словоизменении или словообразовании, которое сопровождается переходом ударения на другой слог (ёж – ежи, ежонок).
D. букве ф.
E. В полной версии графика точки со значениями, превосходящими значение точки № 16, нет, потому что это самая частотная буква русского языка.
Задание 11
Как исторически объяснить появление исключений замуж, невтерпеж?
Это исключения, пишутся без мягкого знака исторически.
Эти наречия раньше писались с мягким знаком, но в результате реформы графики 1915–1918 гг. мягкий знак на конце этих слов перестал употребляться.
Эти наречия произошли от существительных муж, терпеж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.
Эти наречия оканчиваются на звук [ш], который всегда был твёрдым.
Задание 12
В немецком языке существует поговорка Mein Name ist Hase, ich weiß (von) nichts! Дословный перевод поговорки – Моё имя заяц, я не знаю ни о чём.
Какая русская поговорка соответствует приведённой немецкой?
Заяц не трус, он себя бережёт.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Сидя зайца не поймаешь.
Моя хата с краю – ничего не знаю.
Задание 13-17
Один из признаков родства языков – так называемое регулярное фонетическое (звуковое) соответствие: если в языке Х есть звук А, то в родственном ему языке Y на этом же месте есть звук В. Например: русск. пять – сербск. пет, русск. зять – сербск. зет, русск. мясо – сербск. месо, русск. ряд – сербск. ред, и т.п. Литовский язык – это один из весьма близких родственников русского, и между этими двумя языками тоже есть регулярные звуковые соответствия. Например, в корнях многих слов, общих для литовского и русского языков, русскому гласному О в корне (готовый) соответствует литовский гласный А в корне (gatavas).
Заполните таблицу (корень отделён дефисом).
Литовское слово | Русское слово |
dvar-as (поместье, существительное) | |
alav-as (существительное) | |
ras-a (существительное) | |
mar-inti (глагол) | |
praš-yti (глагол) |
Ответ записывайте отдельно в каждом поле ответа со строчной буквы без каких-либо дополнительных символов.
Литовское слово | Русское слово |
dvar-as (поместье, существительное) |
Литовское слово | Русское слово |
alav-as (существительное) |
Литовское слово | Русское слово |
ras-a (существительное) |
Литовское слово | Русское слово |
mar-inti (глагол) |
Литовское слово | Русское слово |
praš-yti (глагол) |
Задание 18
Допишите пропущенные слова.
Запишите пропущенные слова в отдельные поля для ответов.
1 слово
2 слово