25-26.04.2022 7-8 класс Пригласительный школьный этап по русскому языку 2022-2023

Задания и ответы пригласительного этапа 2022 года ВОШ (Сириус) по Русскому языку для 7-8 класса всероссийская олимпиада школьников, дата проведения онлайн олимпиады: 25-26.04.2022 (25-26 апреля 2022 г.).

Подпишись на телеграмм канал — pndexam.me/

Приобрести задания Приобрести задания и ответы

Задание 1
Известный поэт XVIII в. В.К. Тредиаковский рассуждал: «Писать возмогность от возмогу, не меняя г на ж (возможность)? Всяк из нас скажет, что не можно так написать. Чего же ради? Ибо звон требует буквы ж, а не г. Что ж больше? Так писать надлежит, как звон требует».

Что такое звон?

ударение
произношение
орфографическое правило
чередование

Задание 2
Даны слова: табло, магистрат, вахтёр, остров, акциз, киргиз, ластик, факел, караван, тепло, ноготь, техник, космодром, лёгок.
Составьте из данных слов цепочку так, чтобы конечный звук каждого слова совпадал с начальным звуком следующего за ним слова, а конечный звук последнего слова – с начальным звуком первого слова. Цепочка должна содержать всего ДЕВЯТЬ слов и начинаться со слова магистрат .

Задание 3

Известный поэт XVIII века В.К. Тредиаковский рассуждал:

«Это нечестно в слове хлеб – писать букву б, в слове указ – букву з. Это же обман – произносить [п], а писать б. Какое в нас справедливое радение о начинающем учиться отрочестве? Не обманываем ли мы их, посадив за азбуку, говоря, что ба есть ба, а не па, а натвердив им сие с великою трудностию, потом заставляем писать хлеб, указ?
Что может наибольше противно быть зрелому рассуждению, а к детям любви и попечению об них нашему?»

О каком явлении в русском языке идёт речь в рассуждениях В.К. Тредиаковского?
О правописании звонких согласных на конце слова.
О позиционных чередованиях в конце слова.
О правилах произношения согласных в корне слова.
Об исторических чередованиях в корне слова.

Задание 4
Укажите слова, в которых есть (или была) приставка об- (о-).

острог
овёс
обувь
опёнки
опрометью

Задание 5
Синонимами могут быть не только слова, но и части слов, например, суффиксы. Суффиксы -ец- и -иц- в одном из своих значений синонимичны.

В каком?

Оба суффикса синонимичны, если называют предметы по их признакам.
Оба суффикса синонимичны, если обозначают лиц мужского и женского рода по роду занятий, местности, общественной деятельности.
Оба суффикса синонимичны, если обозначают названия различных предметов.
Оба суффикса синонимичны, если имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Задание 6

В 1783 году Д.И. Фонвизин опубликовал своё произведение под названием «Опыт Российского сословника». Ниже дана статья из этого сословника.

Оба сии наречия принадлежат до количества, с тою разностию, что 1)__________ имеет большое отношение к тому количеству, которое иметь желаешь, а 2)__________ к тому, которое употреблять хочешь. Скупому сколько денег ни давай, никогда не скажет 1)__________. Для мота не 2)__________ миллионов. Если наливают в рюмку через край, то и пьяница скажет: 1)__________, хотя ему и не 2)__________. Многие, имея посредственный доход, говорят: для нас его 2)__________, но редкий скажет: 1)__________ желать больше.

Какие два «сослова» пропущены в тексте, если известно, что
1) п — — — — (всего 5 букв)
2) д — — — — — — — (всего 8 букв)?

Слова запишите в отдельные поля для ответов.

Задание 7

Прочитайте текст.

(1)Светло. (2)Утро. (3)Быстро едем по шоссе, которого нет на карте. (4)По этой дороге обычно не ездят. (5)Яма. (6)Решил: «Поворачиваем обратно».

Определите синтаксическую функцию и частеречную принадлежность слова КОТОРОГО из третьего предложения.

Задание 8
Даны словоформы:

Ключевой, страшненький, простенький, сиреневый, категорический, вороной, шоколадный, саврасый, кофейный, братский, меньшой, окаянный.

Каким(-ими) морфологическим(-ими) признаком(-ами) объединены слова?
Это имена прилагательные, которые по разным причинам не могут образовывать краткую форму.
Это имена прилагательные.
Эти слова образованы суффиксальным способом.
Это качественные имена прилагательные, которые даны в полной форме.

Задание 9

Переведите текст на современный русский язык.

Князь же Иван рече к нему: «Господине государь, аще ти въсхощемъ лиха, буди то и над нами лихо. Но се сътворихом християньства дѣля и твоего окупа. Видѣвши бо се татари, пришедши с тобою, облегчать окупъ, что ти царю давати».

Выберите вариант(-ы), в котором(-ых) дан верный перевод отдельных предложений текста.
Но делаем мы это из-за Господа нашего Христа и из-за твоего выкупа.
Князь Иван говорит государю: «Господин мой, если сделаем лихо для себя, то пусть останется это лихо с нами».
Ибо, увидев это, татары, пришедшие с тобой, облегчат выкуп, который ты обязался давать царю.
Князь же Иван сказал ему: «Господин государь, если захотим тебе зла, то пусть будет и нам зло».

Задание 10
Укажите строку(-и), в которой(-ых) правильно указаны слова и источник их заимствования:

Старославянизмы: агнец, сладкий, шлем, юродивый.
Германизмы: бухгалтер, парикмахер, фейерверк, вундеркинд.
Латинизмы: философия, гидрофобия, автогенный, Андрей.
Галлицизмы: водевиль, мусс, бюрократ, желе.

Задание 11
Заполните пропуски в таблице, в которой даны этимологически родственные слова.

В поле ответа вносится только одно слово в начальной форме без каких-либо дополнительных символов.

Искомое
слово
Его значениеФорма и количество букв
Кредитно-финансовое учреждениеСущ., 4 буквы
Несостоятельный должникСущ., 7 букв
Скамейка, лавкаСущ., 8 букв
Торжественный обед или ужинСущ., 6 букв
Владелец того, что названо первым словом в этом перечнеСущ., 6 букв

Задание 12
Древнепрусское – mijls, древнеиндийское – máуаs ср. р. «услада, удовольствие, радость», латинское – mītis «кроткий, дружелюбный», ирландское – mōith «нежный», греческое – μείλιον «приятный дар», старославянское – милъ.

О каком русском слове идёт речь?

Задание 13
По приведённым ниже толкованиям определите, о каком слове идёт речь. Все эти слова когда-то были образованы от имён собственных, список которых в перемешанном порядке тоже приводится.

Соотнесите слово из столбца описания (толкования) со словом из столбца имён собственных.

Задание 14

Перед вами фрагмент молитвы, которая считается одним из самых ранних славянских стихотворений.

Как назывались такие молитвы?

Задание 15
Одушевленное существительное в форме родительного падежа, зависящее от существительного со значением процесса или результата действия, может иметь значение субъекта и объекта действия. Определить значение можно путём подбора синтаксического синонима, ясно показывающего, в роли какого члена предложения выступит зависимое слово словосочетания, – например:
выступление акробатов – Акробаты выступают (субъектное значение);
награждение победителей – Награждают победителей (объектное значение).

Укажите значение(-я) формы родительного падежа в данных ниже словосочетаниях (субъектное, объектное). Соотнесите словосочетание и его значение(-я).

Задание 16
В каком из словосочетаний форма родительного падежа с объектным значением имеет переносное (метонимическое) лексическое значение?

поздравление дедушки
изобретение Попова
сочинение Романа
сочинение романа

чтение Пушкина

Задание 17

Выпишите из ряда глаголов глаголы I спряжения:
возить, постичь, сидеть, висеть, возить, шуметь, прожить.

Слова запишите в отдельные поля для ответов.

Если необходимо ввести несколько ответов, то добавьте поле для ответа, нажав на знак «+».

error: Alert: Content selection is disabled!!