Задания и ответы пригласительного этапа 2022 года ВОШ (Сириус) по Русскому языку для 9-10 класса всероссийская олимпиада школьников, дата проведения онлайн олимпиады: 25-26.04.2022 (25-26 апреля 2022 г.).
Подпишись на телеграмм канал — pndexam.me/
Приобрести задания | Приобрести задания и ответы

Задание 1-10
Многие люди поддерживали и поддерживают идею чистоты русского языка, призывая убрать из лексикона иноязычные заимствования. Для иностранных слов, у которых в нашем языке нет синонимов, придумываются аналоги.
Восстановите иноязычные слова, которые были заменены другими единицами.
Слова в поля ответов записывайте в начальной форме.
1. Он такой себятник! Только о себе и думает.
2. На его лице застыла рожекорча ужаса.
3. При травме беложилья вы можете ощутить острую боль и потерю чувствительности.
4. Мироуправство – один из видов политического устройства государства.
5. На спорованье красоты победила участница из Москвы.
6. Я очень люблю персики и желтосливники.
7. Мой брат работает в гражданской летобе.
8. В качестве примера перевертня может выступить слово «шалаш».
9. Когда врачи приехали, его жилобой был уже очень слабым.
10. В его глазах она была вестником, посланным ему с небес.
Задание 11
Четыре слова в данном ниже списке образованы одним и тем же способом, а одно слово — другим. Укажите это слово.
Выход, синь, задира, переписать, проезд.
выход
синь
задира
переписать
проезд
Задание 12
В 1783 году Д.И. Фонвизин опубликовал своё произведение под названием «Опыт Российского сословника». В сословнике есть такая статья.
1)_______ есть добродетель, влекущая нас отдавать каждому справедливость. 2)__________, кажется, определено награждать и наказывать сходственно с законом. Судья не властен внимать 1)_______ своей, а повинен следовать 2)__________, то есть закону. 2)__________ есть главное достоинство судьи; но 1)_______ должна быть главная добродетель государя; ибо он своею 1)_______ властен умягчать излишнюю строгость 2)__________. |
Определите, какие два «сослова» пропущены в тексте, если известно, что
1) п — — — — — — (всего 7 букв)
2) п — — — — — — — — — (всего 10 букв)
Запишите эти слова В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ в отдельные поля для ответа.
Задание 13
Определите, сколько предикативных частей в данном ниже предложении.
Не беда, что жизнь ушла, не беда, что навсегда.
Задание 14-16
Даны чешские существительные (в упрощённом варианте) в формах именительного падежа единственного числа, именительного падежа множественного числа и местного падежа множественного числа, а также их переводы на русский язык.
Примечание: ů читается как долгий «у», ĕ – примерно как «э», ch – примерно как «х», ž – как «ж», č – как «ч», c – как «ц».
Местный падеж – один из косвенных падежей, показывающий местонахождение (в пространстве или во времени) предмета, обозначенного существительным. Отвечает на вопрос «где»?
14. Заполните пропуски. При вводе ответов заменяйте ů на u, ĕ на e, ž на z, č на c.
Используйте английские буквы для ввода ответа.
Ед. ч., и. п. | Мн. ч., и. п. | Мн. ч., м. п. | Перевод |
dům | domy | domech | дом |
okenko | okenka | okenkach | окошко |
pan | pani | panech | господин |
kousek | (1) | kouskach | кусочек |
palac | palace | (2) | дворец |
chlapec | chlapci | chlapcich | мальчик |
nůž | (3) | nožich | нож |
(4) | mĕsta | mĕstech | город |
mĕstečko | mĕstečka | (5) | городок |
(6) | (7) | dvorech | двор |
muž | muži | (8) | мужчина |
15. В некоторых случаях в формах М. п. мн. ч. и Им. п. мн. ч. выбор гласного в окончании обусловлен тем, что основа кончается на один из двух «особых» согласных.
Выберите их из списка.
k
r
t
c
ž
n
m
16. При образовании форм именительного падежа множественного числа и местного падежа множественного числа слов kousek и chlapec обнаруживается некоторое явление, встречающееся и в других славянских языках.
Дан список русских существительных, выберите из них те, при склонении которых это явление также можно наблюдать.
флажок
лоток
чеснок
ходок
срок
урок
песок
Задание 17
В каждом из этих отрывков пропущены одни и те же 3 слова, относящиеся к служебным частям речи.
Каждое утро у него начиналось с того, что он открывал газету «Правда» и прочитывал её <…>.Мои дети при обучении дома интересуются школьными предметами только <…>, только чтобы сдать задание.Мы боимся позволить себе фантазировать. <…>, и ни шагу в сторону. Вот наша главная ошибка.В метеопрогнозах обычно даётся интервал дневной температуры (<…>).Мои родители тут всю блокаду отбыли <…>.Это же отлаженный механизм, на сцене всё сделано <…>, с иголочки, уровень очень высокий.Подготовительная работа – подводная часть огромного айсберга, и она не измеряется временем. Я не работаю <…>. Нет у меня такого: пришла на каток в девять часов утра и ушла в девять часов вечера. |
Определите пропущенные слова, разбейте эти предложения на ДВЕ РАВНЫЕ группы в зависимости от общего значения слов, которые вами вставлены.
Определите «лишнее» предложение и напишите его номер.
Задание 18
Вставьте пропущенные слова, которые исторически восходят к одному и тому же корню, представленному в русском языке в разных фонетико-орфографических вариантах.
В ответах слова пишите в НАЧАЛЬНОЙ форме. Ответ в другой форме не засчитывается.
Два существительных (1) и (2), которые имеют этот корень, отличаются только наличием гласной в приставке и обозначают заполнение лёгких и удаление из лёгких. Существительное (3) обозначает дыхательную среду человека и любого живого организма, в слове (3) представлен другой вариант корня (1) и (2). Существительное (4) и глагол (5) с различными вариантами данного корня обозначают процесс, сочетающий в себе (1) и (2). Существительное (6) со старославянским суффиксом начинается так же, как слово (1), и обозначает душевное состояние, наделяющее человека большим запасом энергии, – то, что часто ищут творческие люди. Глагол совершенного вида с постфиксом (7) начинается так же, как слово (2), и значит утратить крепость или запах, а в переносном смысле – утратить силу и энергию. |
Задание 19
Определите верные утверждения, которые следуют из «прочтения» схемы.
Знаками < > обозначены фонемы.
В позиции перед гласными звонкие и глухие фонемы и звуки различаются.
Гласные звуки ничем не отличаются от фонем.
В позиции конца слова звонкие и глухие фонемы не различаются.
В позиции перед звонкими и глухими согласными звонкие и глухие согласные звуки различаются.
Задание 20
Вам известно, что звуки русского языка можно классифицировать различными способами. Один из них – артикуляционная классификация, которая распределяет все звуки речи в зависимости от того, при помощи каких органов и каким способом они образуются. Поскольку гласные и согласные звуки образуются принципиально разными способами, для них существуют отдельные основания для классификации.
Для гласных основные артикуляционные признаки – ряд, подъём, огубленность, полное образование/редукция. Для согласных – место и способ образования.
Следующие слова были зашифрованы с помощью замены звуков по одному признаку (он указан), остальные признаки при этом остаются неизменными.
Расшифруйте слова.
– губные согласные заменены заднеязычными: ПАРТА – (1)
– щелевые согласные заменены взрывными: ГОЛОС – (2)
– носовые согласные взрывными: ОТМЫЛИ – (3)
– звонкие шумные глухими, а глухие – звонкими: СОБИРАЛ – (4)
Задание 21
Перед вами верх списка, который выдаёт поиск по биграммам Национального корпуса русского языка при вводе некоторого слова (из списка исключены сочетания с частицами и союзами). В скобках указаны количество вхождений и документов, в которых сочетание было найдено.
Слово 1.
… между (112, 89)
… огромного (52, 52)
… в (24, 22)
большая … (20, 20)
средняя … (18, 3)
… была (17, 15)
… от (13, 12)
огромная …(11, 11)
ближняя … (8, 2)
Есть еще один такой же список для слова 2, однокоренного первому:
… пульт (6, 6)
… ключ (6, 2)
… взрыватель (2, 2)
… измеритель (2, 2)
… контроль (2, 2)
… режим (2, 2)
Для еще одного однокоренного слова 3 Корпус не находит вообще никаких биграмм. Однако сейчас слово часто употребляется, например, в сочетании «перейти на …».
Что это за слова?
Слово 1 –
Слово 2 –
Слово 3 –
Задание 22
В приведённой ниже таблице в каждой строке одно из четырёх слов «лишнее» (по какой-то грамматической категории, категории не повторяются).
Найдите «лишнее» слово. Запишите в отдельное поле для ответа.
спать | хотеть | рубить | терпеть | |
читаться | палиться | писать | бродить | |
бреется (юноша) | одевается (девочка) | моется (мама) | строится (гостиница) |
Задание 23
Ниже вам предстоит восстановить историю одного лингвистического понятия, фигурировавшего в различных лингвистических трудах. Знание содержания упомянутых в задании работ для решения не требуется.
Напишите понятия (1) и (2) в поля для ответа.
В ранних русских грамматических трудах, например в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова, понятие (1) ещё не осознавалось как особая синтаксическая единица, но активно описывалось. С развитием лингвистической мысли понятие (2) как логического и психологического суждения сделалось главным предметом синтаксиса. Понятие (1) стало ненужным и отсутствовало в главных грамматических трудах середины XIX в., например в «Из записок о русской грамматике» А.А. Потебни.
В работах же Ф.Ф. Фортунатова (1), наоборот, стало главной единицей синтаксиса. Выдающийся лингвист делил (1) на законченные и незаконченные. Законченные (1) известны нам сейчас как (2).
Задание 24
Разгадайте анаграммы. В них зашифрованы лингвистические термины.
поощрение –
девица Рия –