25-26.04.2022 9-10 класс Пригласительный школьный этап по русскому языку 2022-2023

Задания и ответы пригласительного этапа 2022 года ВОШ (Сириус) по Русскому языку для 9-10 класса всероссийская олимпиада школьников, дата проведения онлайн олимпиады: 25-26.04.2022 (25-26 апреля 2022 г.).

Подпишись на телеграмм канал — pndexam.me/

Приобрести задания Приобрести задания и ответы

Задание 1-10

Многие люди поддерживали и поддерживают идею чистоты русского языка, призывая убрать из лексикона иноязычные заимствования. Для иностранных слов, у которых в нашем языке нет синонимов, придумываются аналоги.
Восстановите иноязычные слова, которые были заменены другими единицами.

Слова в поля ответов записывайте в начальной форме.

1. Он такой себятник! Только о себе и думает.
2. На его лице застыла рожекорча ужаса.
3. При травме беложилья вы можете ощутить острую боль и потерю чувствительности.
4. Мироуправство – один из видов политического устройства государства.
5. На спорованье красоты победила участница из Москвы.
6. Я очень люблю персики и желтосливники.
7. Мой брат работает в гражданской летобе.
8. В качестве примера перевертня может выступить слово «шалаш».
9. Когда врачи приехали, его жилобой был уже очень слабым.
10. В его глазах она была вестником, посланным ему с небес.

Задание 11

Четыре слова в данном ниже списке образованы одним и тем же способом, а одно слово — другим. Укажите это слово.

Выход, синь, задира, переписать, проезд.

выход
синь
задира
переписать
проезд

Задание 12

В 1783 году Д.И. Фонвизин опубликовал своё произведение под названием «Опыт Российского сословника». В сословнике есть такая статья.

1)_______ есть добродетель, влекущая нас отдавать каждому справедливость. 2)__________, кажется, определено награждать и наказывать сходственно с законом. Судья не властен внимать 1)_______ своей, а повинен следовать 2)__________, то есть закону. 2)__________ есть главное достоинство судьи; но 1)_______ должна быть главная добродетель государя; ибо он своею 1)_______ властен умягчать излишнюю строгость 2)__________.

Определите, какие два «сослова» пропущены в тексте, если известно, что
1) п — — — — — — (всего 7 букв)
2) п — — — — — — — — — (всего 10 букв)

Запишите эти слова В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ в отдельные поля для ответа.

Задание 13
Определите, сколько предикативных частей в данном ниже предложении.

Не беда, что жизнь ушла, не беда, что навсегда.

Задание 14-16

Даны чешские существительные (в упрощённом варианте) в формах именительного падежа единственного числа, именительного падежа множественного числа и местного падежа множественного числа, а также их переводы на русский язык.
Примечание: ů читается как долгий «у», ĕ – примерно как «э», ch – примерно как «х», ž – как «ж», č – как «ч», c – как «ц».
Местный падеж – один из косвенных падежей, показывающий местонахождение (в пространстве или во времени) предмета, обозначенного существительным. Отвечает на вопрос «где»?


14. Заполните пропуски. При вводе ответов заменяйте ů на u, ĕ на e, ž на z, č на c.
Используйте английские буквы для ввода ответа.

Ед. ч., и. п.Мн. ч., и. п.Мн. ч., м. п.Перевод
důmdomydomechдом
okenkookenkaokenkachокошко
panpanipanechгосподин
kousek(1) kouskachкусочек
palacpalace(2) дворец
chlapecchlapcichlapcichмальчик
nůž(3) nožichнож
(4) mĕstamĕstechгород
mĕstečkomĕstečka(5) городок
(6) (7) dvorechдвор
mužmuži(8) мужчина

15. В некоторых случаях в формах М. п. мн. ч. и Им. п. мн. ч. выбор гласного в окончании обусловлен тем, что основа кончается на один из двух «особых» согласных.

Выберите их из списка.

k
r
t
c
ž
n
m

16. При образовании форм именительного падежа множественного числа и местного падежа множественного числа слов kousek и chlapec обнаруживается некоторое явление, встречающееся и в других славянских языках.

Дан список русских существительных, выберите из них те, при склонении которых это явление также можно наблюдать.

флажок
лоток
чеснок
ходок
срок
урок
песок

Задание 17
В каждом из этих отрывков пропущены одни и те же 3 слова, относящиеся к служебным частям речи.

Каждое утро у него начиналось с того, что он открывал газету «Правда» и прочитывал её <…>.Мои дети при обучении дома интересуются школьными предметами только <…>, только чтобы сдать задание.Мы боимся позволить себе фантазировать. <…>, и ни шагу в сторону. Вот наша главная ошибка.В метеопрогнозах обычно даётся интервал дневной температуры (<…>).Мои родители тут всю блокаду отбыли <…>.Это же отлаженный механизм, на сцене всё сделано <…>, с иголочки, уровень очень высокий.Подготовительная работа – подводная часть огромного айсберга, и она не измеряется временем. Я не работаю <…>. Нет у меня такого: пришла на каток в девять часов утра и ушла в девять часов вечера.

Определите пропущенные слова, разбейте эти предложения на ДВЕ РАВНЫЕ группы в зависимости от общего значения слов, которые вами вставлены.
Определите «лишнее» предложение и напишите его номер.

Задание 18

Вставьте пропущенные слова, которые исторически восходят к одному и тому же корню, представленному в русском языке в разных фонетико-орфографических вариантах.

В ответах слова пишите в НАЧАЛЬНОЙ форме. Ответ в другой форме не засчитывается.

Два существительных (1) и (2), которые имеют этот корень, отличаются только наличием гласной в приставке и обозначают заполнение лёгких и удаление из лёгких. Существительное (3) обозначает дыхательную среду человека и любого живого организма, в слове (3) представлен другой вариант корня (1) и (2). Существительное (4) и глагол (5) с различными вариантами данного корня обозначают процесс, сочетающий в себе (1) и (2).
Существительное (6) со старославянским суффиксом начинается так же, как слово (1), и обозначает душевное состояние, наделяющее человека большим запасом энергии, – то, что часто ищут творческие люди. Глагол совершенного вида с постфиксом (7) начинается так же, как слово (2), и значит утратить крепость или запах, а в переносном смысле – утратить силу и энергию.

Задание 19

Определите верные утверждения, которые следуют из «прочтения» схемы.
Знаками < > обозначены фонемы.

В позиции перед гласными звонкие и глухие фонемы и звуки различаются.
Гласные звуки ничем не отличаются от фонем.
В позиции конца слова звонкие и глухие фонемы не различаются.
В позиции перед звонкими и глухими согласными звонкие и глухие согласные звуки различаются.


Задание 20
Вам известно, что звуки русского языка можно классифицировать различными способами. Один из них – артикуляционная классификация, которая распределяет все звуки речи в зависимости от того, при помощи каких органов и каким способом они образуются. Поскольку гласные и согласные звуки образуются принципиально разными способами, для них существуют отдельные основания для классификации.

Для гласных основные артикуляционные признаки – ряд, подъём, огубленность, полное образование/редукция. Для согласных – место и способ образования.

Следующие слова были зашифрованы с помощью замены звуков по одному признаку (он указан), остальные признаки при этом остаются неизменными.

Расшифруйте слова.

– губные согласные заменены заднеязычными: ПАРТА –  (1)
– щелевые согласные заменены взрывными: ГОЛОС –  (2)
– носовые согласные взрывными: ОТМЫЛИ –  (3)
– звонкие шумные глухими, а глухие – звонкими: СОБИРАЛ –  (4)

Задание 21

Перед вами верх списка, который выдаёт поиск по биграммам Национального корпуса русского языка при вводе некоторого слова (из списка исключены сочетания с частицами и союзами). В скобках указаны количество вхождений и документов, в которых сочетание было найдено.

Слово 1.
… между (112, 89)
… огромного (52, 52)
… в (24, 22)
большая … (20, 20)
средняя … (18, 3)
… была (17, 15)
… от (13, 12)
огромная …(11, 11)
ближняя … (8, 2)

Есть еще один такой же список для слова 2, однокоренного первому:
… пульт (6, 6)
… ключ (6, 2)
… взрыватель (2, 2)
… измеритель (2, 2)
… контроль (2, 2)
… режим (2, 2)

Для еще одного однокоренного слова 3 Корпус не находит вообще никаких биграмм. Однако сейчас слово часто употребляется, например, в сочетании «перейти на …».

Что это за слова?

Слово 1 – 
Слово 2 – 
Слово 3 – 

Задание 22

В приведённой ниже таблице в каждой строке одно из четырёх слов «лишнее» (по какой-то грамматической категории, категории не повторяются).
Найдите «лишнее» слово. Запишите в отдельное поле для ответа.

спатьхотетьрубитьтерпеть
читатьсяпалитьсяписатьбродить
бреется
(юноша)
одевается
(девочка)
моется
(мама)
строится
(гостиница)

Задание 23
Ниже вам предстоит восстановить историю одного лингвистического понятия, фигурировавшего в различных лингвистических трудах. Знание содержания упомянутых в задании работ для решения не требуется.

Напишите понятия (1) и (2) в поля для ответа.

В ранних русских грамматических трудах, например в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова, понятие (1)  ещё не осознавалось как особая синтаксическая единица, но активно описывалось. С развитием лингвистической мысли понятие (2)  как логического и психологического суждения сделалось главным предметом синтаксиса. Понятие (1) стало ненужным и отсутствовало в главных грамматических трудах середины XIX в., например в «Из записок о русской грамматике» А.А. Потебни.

В работах же Ф.Ф. Фортунатова (1), наоборот, стало главной единицей синтаксиса. Выдающийся лингвист делил (1) на законченные и незаконченные. Законченные (1) известны нам сейчас как (2).

Задание 24
Разгадайте анаграммы. В них зашифрованы лингвистические термины.

поощрение – 
девица Рия – 

error: Alert: Content selection is disabled!!