23-24.05.2022 10 класс Пригласительный школьный этап по искусству МХК 2022-2023

Задания и ответы пригласительного этапа 2022 года ВОШ (Сириус) по Искусству (МХК) для 6 класса всероссийская олимпиада школьников, дата проведения онлайн олимпиады: 23-24.05.2022 (23-24 мая 2022 г.).

Приобрести заданияПриобрести задания и ответы 

Задание 1-2

Перед вами несколько изображений проектов идеальных городов и отдельных «образцовых» построек, относящихся к этому же времени. Некоторые из них, претерпев ряд изменений, были осуществлены, некоторые так и остались утопическими проектами.

ПроектПостройка

Соедините проекты городов и сооружений в пары так, чтобы они относились к одному времени.

Расположите постройки в хронологическом порядке от более ранних к более поздним.

Задание 3-5

В 1930 году поэт Осип Мандельштам посетил Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), созданный в 1923 году. Основу музея составили знаменитые коллекции картин купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, в том числе обширная коллекция французской живописи последней четверти XIX – начала XX века. Впечатления от этого посещения отразились чуть позже в стихотворении «Импрессионизм», а также в главе «Французы» в повести «Путешествие в Армению» (1931–1932). В задании приведён фрагмент из черновиков к этой повести и текст стихотворения, а также ряд живописных изображений – картины разных живописцев конца XIX – начала XX века.

1
2
3
4
5

1. Прочитайте тексты, посмотрите на изображения и определите, какое из представленных живописных произведений отразилось в этих текстах Мандельштама.

О. Мандельштам
Фрагмент из черновиков «Путешествия в Армению»
Роскошные плотные сирени Иль-де-Франс, сплющенные из звёздочек в пористую, как бы известковую губку, сложившиеся в грозную лепестковую массу; дивные пчелиные сирени, исключившие [из мирового гражданства все чувства] всё на свете, кроме дремучих восприятий шмеля, – горели на стене [тысячеглазой] самодышащей купиной, [и были чувственней, лукавей и опасней огненных женщин] более сложные и чувственные, чем женщины.

«Импрессионизм»
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту, –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень всё лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалёваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

23 мая 1932 года

2. Какие из этих картин Мандельштам не мог увидеть в залах ГМНЗИ?

12345

1

2

3

4

5

3. Какие особенности художественной формы картин импрессионистов отразились в стихотворении Мандельштама? (Выберите ответы из предложенных вариантов.).

композиция

форма мазка

колорит

нон-финито (незавершённость как особый приём при создании художественного произведения)

светотень

перспективное построение пространства

работа пятном

деление на планы

линейное начало

выразительность силуэта

Задание 6

Перед Вами несколько афиш и эскизов костюмов для балетов, поставленных в рамках «Русских сезонов» С.П. Дягилева, а также описания этих балетов, созданные сподвижником Дягилева С.Л. Григорьевым.

Описания балетов:

А. «Его пластическую форму нельзя назвать хореографией в привычном понимании слова. Танцовщики ритмически двигались и замирали в различных позах. Нижинский поставил перед собою цель оживить древнегреческие барельефы и, чтобы добиться этого эффекта, заставлял танцовщиков двигаться, сгибая колени и ступая сначала на пятку, а затем плоско на всю ступню, то есть резко нарушая классические каноны. Требовалось также держать голову в профиль при расположении тела анфас к зрителю, а руки должны были выглядеть жёсткими в различных угловатых позах».

Б. «После увертюры поднялся занавес, открыв интерьер египетского храма, стоящего на берегу Нила, сквозь длинную колоннаду просматривался горизонт. Художник впечатляюще оформил спектакль в красных и розовых тонах. Балет был драматическим балетом, позволявшим танцовщикам проявить актёрские дарования. Как я уже упоминал, главную роль исполняла Ида Рубинштейн, для которой художник придумал эффектный выход. Её выносили в закрытом саркофаге и доставали из него, запелёнатую в покрывала, как мумию. Затем прислужницы снимали с неё пелены одну за другой, пока она не представала в великолепном египетском одеянии».

В. «В балете изумрудно-синие тона контрастировали с оранжевым планшетом сцены, и таков был живописный импульс, что на каждом спектакле за открытием занавеса следовала продолжительная овация. Балет именуют хореографической драмой. Главное действие ведут три персонажа: Шахриар, его любимая жена Зобеида и Эбеновый раб, воплощённые соответственно Булгаковым, Идой Рубинштейн и Нижинским. <…> Балет завершался великолепно сыгранной Булгаковым и Рубинштейн драматической сценой, в которой Зобеида закалывалась кинжалом. Нижинский воплощал смерть Эбенового раба с почти пугающей силой».

Г. «Балет изображал жизнь бродячего цирка и состоял из ряда хореографически решённых цирковых номеров: акробатов, китайского фокусника, маленькой американки и коня. Последнего изображали два танцовщика, которые, к огромному удовольствию публики, выкаблучивали довольно сложные па под ритмы, заменявшие музыку. Были ещё два менажёра в костюмах из кубических картонных конструкций, изображавших небоскрёбы с окнами, балконами, лестницами, но не лишённые каких-то человеческих форм. Танцовщики ненавидели эти костюмы, двигаться в которых было мучением. <…> Из костюмов особенно знаменитым стал костюм Фокусника: позже он изображался на всех программах и афишах Русского балета Дягилева, став его постоянной эмблемой».

Д. «Вдобавок ко всему Стравинский и Фокин продолжали спорить по поводу темпов, танцовщики жаловались, что из-за множества аксессуаров ярмарки им не хватает места для передвижения, и, наконец, в отсутствие художника не заладилось освещение – одним словом, хаоса на прогоне было более чем достаточно. <…> Балет заканчивался мистическим появлением главного героя на крыше балагана – бессмертного главного героя, которого не может убить Мавр, – и бегством перепуганного Чародея».

Е. «В этом ныне хорошо известном романтическом балете отсутствует сюжет, но танцовщицы скомпонованы так мастерски, что составляют единое целое, и каждый последующий танец естественно вытекает из предыдущих. Все танцовщицы были одеты в длинные тальониевские тюники. Единственную мужскую партию исполнял Нижинский, а сольные женские танцевали Павлова, Карсавина и Балдина. Анна Павлова была на высоте. Она воплощала саму сущность романтического, воздушного, неземного, была олицетворением сильфиды…»

Ж. «Декорацией к балету служила комната с двумя большими открытыми окнами, выходящими в залитый луной сад. Девушка – Карсавина – только что вернулась с бала. Держа в руке розу, она опускается в кресло, засыпает и видит сон – некое видение, олицетворённое Нижинским, которое как бы вплывает в окно. После небольшого сольного вступления «дух розы» поднимает девушку с кресла, и они танцуют великолепный дуэт. Этот вальс был таким небесным, таким романтическим, что на самом деле было трудно поверить, что это не сон».

З. «Во-первых, полностью оправдалась идея, которая вызвала постановку к жизни – использование двойного состава участников: певцов, которые поют, и танцовщиков, которые действуют. Кстати, в итоге певцы не прятались в оркестровой яме, а ярусами располагались по обе стороны сцены, одинаково одетые – и мужчины, и женщины – в подобие старинного русского костюма. Хореография, сочинённая в самой очаровательной и естественной фокинской манере, оформление художницы, навеянное русским народным творчеством и явившее собой откровение буйных красок и примитивистской фантазии, отлично оркестрованная партитура с большим количеством прекрасных русских и восточных тем и, наконец, её исполнение большим оркестром и великолепными русскими певцами и хористами под руководством дирижёра Монтё – совершенно покорили публику.

Внимательно посмотрите на изображения. Обратите внимание на живописную технику, колористические решения, образы, позы и движения фигур. Помните, что и афиши, и эскизы в большей степени не документировали балеты, а передавали общее настроение постановки.

Соотнесите изображения с описаниями. Одному изображению соответствует одно описание.

Задание 7

Ида Рубинштейн была одной из самых заметных балерин первой половины XX века. Ей восхищалась публика, поэты посвящали ей стихи, ради неё задумывались новые постановки. Не обходили танцовщицу своим вниманием и художники, оставившие большое количество её портретов.

Перед Вами четыре портрета Рубинштейн, написанные разными художниками. Внимательно прочитайте текст ниже и определите, какую работу он описывает.

«Работая над портретом балерины, художник не стремился воссоздать её реальный образ. <…> Одновременно его картина оставалась портретом с конкретными чертами личности: узнаваемы манера поведения, внешний облик, характер, пластика актрисы. Наделённая экстравагантностью и острой выразительностью, балерина на его портрете выглядит вызывающей и одновременно великолепной. Но есть здесь и другое – облик Иды Рубинштейн дышит тонкой и грустной лирикой, о чём писала Анна Ахматова: «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно-обнажённой…» Художник воспроизводит фигуру танцовщицы <…> гнутыми линиями, предельно заостряя её контур. Сама композиция, отвечающая требованиям модерна, не выявляет пространство, в котором изображена балерина».

Задание 8

Художники, оформлявшие балеты «Русских сезонов», известны также и своими станковыми работами. Перед Вами картины и рисунки Л. С. Бакста. Внимательно рассмотрите эти изображения и разделите их на эскизы костюмов и декораций к балетам и работы, не предназначенные для театра. Обратите внимание на формат, фон и ракурс изображений.

Задание 9-10

Какие направления в музыке не характерны для первой половины XX века?

импрессионизм

полистилистика

модернизм

романтизм

авангард

минимализм

Соедините имена композиторов и названия написанных ими произведений.

Задание 11-12

Возросшие технологические возможности книгопечатания и изменения в художественном мировоззрении, произошедшие к началу XX века, привели к яркому расцвету искусства книги. Оформление и иллюстрирование вышло за рамки прагматической цели доступности и понятности текста, а книга стала пониматься как особый художественный объект со своими законами построения пространства листа и обложки. В области книжной графики стали работать известные живописцы и театральные художники. Ещё один важный сдвиг в сознании, особенно ясно обозначившийся в эту эпоху – это особое отношение к ребёнку как самостоятельному существу, постигающему мир вокруг в том числе и через книгу. Одним из следствий того, что дети уже перестали восприниматься как ненастоящие взрослые, стало появление и широкое распространение особой отрасли книжного искусства – иллюстрированной книги для детей.

В этом задании собраны иллюстрации, созданные известными художниками. Цифрами обозначены иллюстрации для «взрослых» книг, буквами – для «детских», каждый художник представлен одной иллюстрацией каждого типа. Ваша задача – исходя из общности графической манеры, композиции, сюжета, составить пары изображений каждого мастера.

«Взрослая» книга
1.
2.
3.
4.
5.
6.
«Детская» книга
А.
Б.
В.
Г.
Д.
Е.

В этом задании собраны иллюстрации, созданные известными художниками. Цифрами обозначены иллюстрации для «взрослых» книг, буквами – для «детских», каждый художник представлен одной иллюстрацией каждого типа. Ваша задача – исходя из общности графической манеры, композиции, сюжета, составить пары изображений каждого мастера.

Определите авторство, выбрав имя художника из предлагаемого списка.

1.
«Взрослая» книга

Автор
2.
«Взрослая» книга

Автор
3.
«Взрослая» книга

Автор
4.
«Взрослая» книга

Автор
5.
«Взрослая» книга

Автор
6.
«Взрослая» книга

Автор

Задание 13

Пабло Пикассо – художник, с именем которого связана история искусства всего XX века. Он творил во многих видах и стилях искусства, перекраивал и создавал их заново. Работа Пикассо в любой сфере или технике будь то скульптура, ассамбляж, керамика или гравюра «оплодотворяла» и делала эту область творчества снова актуальной.
Пикассо был зачинателем самых авангардных направлений и напрямую обращался к великим мастерам прошлого, как демиург, существуя над законами линейного времени. Вместе с тем, его искусство живёт вместе с ходом истории. И происходит это не потому, что Пикассо запечатлевает исторические события (они практически не отражены в его работах), а потому, что сама образная система его искусства «переживает» болезненные или живительные потрясения современной истории и претерпевает постоянные метаморфозы.

Посмотрите на ряд произведений Пикассо, отражающих разные этапы его творчества, собранные в задании. Вспомните развитие художественных течений первой половины XX века и расположите иллюстрации работ Пикассо в хронологической последовательности (от самой ранней до самой поздней).

Посмотрите на ряд произведений Пикассо, отражающих разные этапы его творчества, собранные в задании. Вспомните развитие художественных течений первой половины XX века и расположите иллюстрации работ Пикассо в хронологической последовательности (от самой ранней до самой поздней).

error: Alert: Content selection is disabled!!