23-24.05.2022 6 класс Пригласительный школьный этап по искусству МХК 2022-2023

Задания и ответы пригласительного этапа 2022 года ВОШ (Сириус) по Искусству (МХК) для 6 класса всероссийская олимпиада школьников, дата проведения онлайн олимпиады: 23-24.05.2022 (23-24 мая 2022 г.).

Приобрести заданияПриобрести задания и ответы 

Задание 1-2

В античной архитектуре существовали особые правила построения и декорирования зданий. Этими правилами регламентировались соотношение и сочетание несущих и несомых частей здания, таких как колонны и антаблемент. При этом параллельно существовало сразу несколько отличающихся систем таких правил. Такие системы назывались ордерами. Ордеру подчинено не только сочетание форм всех частей здания, но и облик каждого важного архитектурного элемента. Поэтому, определив, в каком ордере выполнен один из элементов здания, почти всегда можно быть уверенным, что всё здание было выстроено в соответствии с этим ордером.
Перед Вами три изображения известных греческих храмов. Каждый из них возведён в одном из трёх наиболее распространённых ордеров. Ниже приведены краткие описания колонны в каждом из этих ордеров.

А. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э. Обычно в дорическом ордере каннелированная (украшенная вертикальными желобками) колонна не имеет базы (подставки) снизу, а сверху заканчивается капителью, состоящей из двух частей: нижняя, называемая эхином, имеет форму круглой подушки; верхняя, абака, выглядит как доска, лежащая на подушке.
Б. Ионический ордер сформировался в конце 7–6 вв. до н.э. на Сицилии и в Южной Италии и получил наибольшее распространение в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ионическая колонна, в отличие от дорической, имеет базу. Её ствол обычно тоньше, чем ствол дорической колонны, при этом каннелюры врезаны глубже. С обеих сторон ионической капители выступают волюты, напоминающие частично развёрнутый свиток папируса, изображённый с торцевой стороны.
В. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Колонна коринфского ордера обычно столь же изящна, как колонна ионического ордера, и также имеет базу. Характерной особенностью коринфского ордера является необычная капитель, воспроизводящая мотив перевёрнутого колокола (или корзины), особо пышно украшенного. Декор капители состоит из двух рядов листьев аканта (многолетнее травянистое растение с «резными» колючими листьями).

Сопоставьте изображение храма с названием ордера, в котором он возведён.

Коринфский ордер
Дорический ордер
Ионический ордер

Все три храма находятся в одном городе. При этом два из них расположены в нескольких десятках метров друг от друга, в одном очень известном архитектурном комплексе.

Выберите из списка название города, в котором находятся эти храмы.

Олимпия
Перге
Спарта
Тарквиния
Эпидавр
Геркуланум
Фазелис
Коринф
Афины
Помпеи
Кносс
Рим
Солоники
Пальмира
Саламин
Хиос
Фивы
Аргос

Выберите название упомянутого архитектурного ансамбля.

Византий
Некрополь
Пантеон
Вилла Адриана
Симферополь
Триполи
Парфенон
Микены
Сиракузы
Севастополь
Форум Траяна
Замок Святого Ангела
Айя-София
Хаттуса
Акрополь
Акапулько
Пергамский Алтарь
Калъат-Симъан

Задание 3

В Древней Греции было высоко развито гончарное мастерство и искусство украшения изделий из глины, и образцы керамики являются наиболее распространённой находкой археологов на всей территории расселения греков. Да и само слово «керамика» происходит от названия квартала Керамик в Афинах, населённого гончарами.

Перед вами ряд фотографий греческих сосудов, на которых изображены разные эпизоды странствий Одиссея, ахейского героя, царя острова Итака. Возвращение Одиссея домой после победы над Троей, занявшее десять лет, описано в поэме Гомера «Одиссея».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Сопоставьте изображения со списком эпизодов (имейте в виду, что некоторые сюжеты представлены на нескольких изображениях, а некоторые эпизоды могут не иметь соответствующих изображений).

Выберите один или несколько номеров изображений, а если сюжет не отображён на данных сосудах – поставьте слово «нет».

Эпизод 1. Одиссей и его спутники попадают в страну пожирателей лотоса (цветка, дающего забвение).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

Эпизод 2. Одиссей и его спутники попадают в пещеру циклопа Полифема, который хочет их сожрать. Но Одиссею удается обмануть и ослепить Полифема, а затем выбраться из его пещеры, спрятавшись под животами у баранов, которых пас Полифем.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

Эпизод 3. Одиссей и его спутники чудом спасаются от людоедов-лестригонов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

Эпизод 4. Одиссей и его спутники попадают в плен к волшебнице Цирцее, которая превращает спутников Одиссея в свиней. Одиссею удаётся с помощью бога Гермеса расколдовать своих спутников и уговорить Цирцею их отпустить.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

Эпизод 5. Одиссей и его спутники плывут мимо острова сирен (полуптиц-полуженщин, обладающих волшебным голосом).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

Эпизод 6. Одиссей и его спутники чудом спасаются от чудовищ Сциллы и Харибды.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

Эпизод 7. Одиссей (уже без спутников) попадает к царю Алкиною и его дочери Навсикае.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

Эпизод 8. Одиссей в образе старика-нищего попадает домой, и служанка Евриклея, которая была его няней в детстве, узнаёт его по ране на ноге.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

Эпизод 9. Одиссей убивает и выгоняет женихов, которые пытались принудить его жену Пенелопу к замужеству и захватить его дом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нет

Среди изображений есть фотографии двух сторон одного и того же сосуда (скифоса), и обе стороны именно вместе складываются в изображение одного эпизода. Выберите номера этих изображений.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Найдите среди изображённых сосудов кратер и килик. Впишите номера изображений.

Кратер

Килик

Задание 4-5

В этом задании собраны предметы крестьянского быта, выполненные в четырех центрах народных промыслов России в XIX – начале XX века. Все они украшены росписями. Посмотрите на особенности живописной манеры мастеров и определите пары предметов расписанных в одном стиле.

12
34
56
78

Каждую пару запишите в отдельное поле.

Цифры и буквы пишите без пробелов, запятых и других разделителей. Первой в паре пишите меньшую цифру.

Как называется каждый тип росписи, представленный на этих изображениях? Установите соответствие между изображениями и видами росписи.

Мезенская роспись
Городецкая роспись
Палехская роспись
Хохломская роспись

Задание 6-7

Перед вами ряд фотографий экстерьеров архитектурных сооружений Древнего мира, которые относятся к разным культурным регионам. А также фотографии с интерьерами в широком смысле (некоторая внутренняя часть постройки), характерные для этих культур. Некоторые здания отреставрированы, а часть изображений являются реконструкциями.

Экстерьеры

 
 
 
 
 
 

Объекты искусства, интерьеры

 
 
 
 
 

Сопоставьте экстерьеры и интерьеры из соответствующих культур (не везде получится составить пару).

Каждая архитектурная традиция неразрывно связана с историко-культурным регионом. Соотнесите представленные экстерьеры с конкретными регионами или цивилизациями.


Задание 8

Прочтите выдержки из книги М. Гаспарова «Занимательная Греция», посвящённые знаменитым греческим философам.

«На другом конце греческого мира, в городе Кротоне, философ Пифагор говорил ученикам <…>: «Всё на свете создалось из числа. Единица – это точка, двойка – линия, тройка – плоскость, четвёрка – тело. Кроме того, двойка – число женское, тройка – число мужское, пятёрка – число супружества, восьмёрка – число дружбы, десятка – число мудрости и совершенства. Пирамида есть знак огня, куб – земли, восьмигранник – воздуха, двенадцатигранник – воды. Семь струн на лире, семь светил на небе, каждое из них звучит, как струна, и звуки их слагаются в музыку сфер»».
«Самое известное из открытий Пифагора – это, конечно, теорема о том, что в треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Повод для этого открытия был самый прозаический. Нужно было решить задачу, с которой сталкивается любой землемер или строитель: как по данному квадрату построить квадрат, вдвое больший? Пифагор решил её: нужно провести через данный квадрат диагональ и построить на ней квадрат, и он будет вдвое больше данного. А потом, разглядывая свой чертёж, он достиг и более общей формулировки теоремы».
«Имя Платон значит «широкий»: так прозвали его в юности за ширину плеч и продолжали звать в старости за широту ума <…>. Смолоду он писал стихи, но однажды, когда он нёс в театр только что сочинённую трагедию, он услышал разговор Сократа, швырнул свою трагедию в огонь и стал самым преданным учеником Сократа. А когда афинская народная власть казнила Сократа, он возненавидел эту народную власть на всю жизнь.
Сократ никогда ничего не писал: он только думал и разговаривал. Когда думаешь, то твоя мысль в движении, а чтобы записать, её надо остановить. Сократ не хотел останавливать свою мысль – за это он и погиб. А Платон положил всю свою жизнь именно на то, чтобы остановить мысль: пусть она изобразит нам самое прекрасное, самое настоящее, самое лучшее, мы это запишем, мы это устроим, и дальше пусть ничего не меняется: пусть начнётся вечность».
«Самому Платону этот умопостигаемый мир виделся настолько ясно, что он так и назвал этот Стол и эту Гору «образами» стола и горы – по-гречески «идеями». В них нет ничего лишнего, ничего случайного, что всегда бывает в земных предметах, всё прекрасно, выпукло и ярко: не стол, а сама Стольность, не гора, а сама Горность, а выше всех – Правда, Красота и Добро. «А я вот, Платон, стол и гору почему-то вижу, а Стольности и Горности, хоть убей, не вижу!» – перебивал его ругатель Диоген. «Это потому, что у тебя нет для этого глаз, – отвечал Платон. – Все твои столы и горы – лишь тени, падающие от идеи-Стола и идеи-Горы». Как это – тени? А вот как.

Представьте себе: идёт дорога, а вдоль дороги – длинная щель в земле, а под этой щелью – длинная подземная пещера, вроде тюрьмы для рабов. В пещере сидят люди в колодках – ни пошевелиться, ни оглянуться; за спиной у них светлая щель, перед глазами у них голая стена, и на эту стену падают их тени и тени тех, кто проходит по дороге. Узники видят мелькание теней, слышат эхо голосов, сопоставляют, догадываются, спорят. Но если кого-нибудь из них расковать, вывести на ослепляющий солнечный свет, показать ему настоящий мир, а потом спустить его обратно к его друзьям, – они ему не поверят. Вот таковы и философы, заглянувшие в мир идей, среди толпы, живущей в мире вещей. …
У Платона, имя которого значит «широкий», был ученик Аристотель, имя которого значит «благое завершение». Эти имена так хорошо им подходили, что казалось, были придуманы нарочно. Аристотель говорил так. Платон прав, а Диоген неправ: есть не только стол, но и Стольность, не только гора, но и Горность. Но Платону кажется, что Стольность – это что-то гораздо более яркое, прекрасное и совершенное, чем стол. А это неверно. Закройте глаза и представьте себе вот этот стол. Вы представите его во всех подробностях, с каждой царапинкой и резной завитушкой. Теперь представьте себе «стол вообще» – платоновскую идею Стольности. Сразу все подробности исчезнут, останется только доска и под ней то ли три, то ли четыре ножки. А теперь представьте себе «мебель вообще»! Вряд ли даже Платон сумеет это сделать ярко и наглядно. Нет, чем выше идея, тем она не ярче, а беднее и бледнее. Мы не созерцаем готовые «образы», как думал Платон, – мы творим их сами».
У Аристотеля мир похож на обычную греческую демократию: столы встречаются, выясняют, что в них есть общего и что разного, и совместно вырабатывают идею Стольности. Не нужно смеяться: Аристотель действительно считал, что каждый стол именно стремится быть столом, а каждый камень – камнем, точно так же, как <…> мальчик – взрослым, а взрослый человек – хорошим человеком. Нужно только соблюдать меру: когда стремишься быть самим собой, то и недолёт и перелёт одинаково нехороши. Что такое людские добродетели? Золотая середина между людскими пороками. Смелость – это среднее между драчливостью и трусостью; щедрость – между мотовством и скупостью; справедливая гордость – между чванством и уничижением. <…> Мера во всём – вот закон. А чтобы определить эту меру, нужно исследовать то, что ею мерится. Поэтому не надо понапрасну вперяться умственными очами в мир идей – лучше обратить настоящие свои глаза на мир окружающих нас предметов».


Рассуждая о том, как устроен мир, философы не обошли своим вниманием и музыку. Определите, кому из упомянутых в тексте философов принадлежат следующие представления о музыке.

1. Система философских познаний в школе <……> основывалась на математике. Учение о пропорциях разрабатывалось вместе с принципами музыкальных созвучий. Так, <…> открыл, что высота звука зависит от длины струны.

Платон

Диоген

Пифагор

2. Для <…> восприятие музыки приобщает человека к миру идей, хотя занятия музыкой, как и другими искусствами, он считает недостойными. В идеальном государстве музыка помогает воспитать правильного гражданина.

Пифагор

Платон

Аристотель

3. <…> сформулировал принципы эстетики, которые оставались актуальными в течение многих веков. Его идея о звучании небесных светил является важной частью гармонии сфер и космогонии. В то же время музыка несёт гармонию и для внутреннего мира человека.

Аристотель

Сократ

Пифагор

Задание 9

В этом задании собраны современные фотографии сохранившихся театров Древней Греции и Древнего Рима.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Подумайте, какие из представленных театров древнегреческие.

Отметьте номера изображений.

1

2

3

4

5

6

Перед вами список понятий и терминов, связанных с историей древнегреческого театра.

Выберите понятия и термины, которые описывают пространство театра в Древней Греции.

парод

котурны

агон

протагонист

дидаскалия

орхестра

маска

скена

театрон

дифирамб

девтерагонист

корифей

Задание 10-11

Перед вами стихотворение петербургского поэта Александра Кушнера, написанное в 1969 году. В этом тексте «зашифрованы» впечатления поэта от встречи с живописью нидерландского художника Винсента Ван Гога.

  1. Зачем Ван Гог вихреобразный
  2. Томит меня тоской неясной?
  3. Как желт его автопортрет!
  4. Перевязав больное ухо,
  5. В зеленой куртке, как старуха,
  6. Зачем глядит он мне во вслед?
  7. Зачем в кафе его полночном
  8. Стоит лакей с лицом порочным?
  9. Блестит бильярд без игроков?
  10. Зачем тяжелый стул поставлен
  11. Так, что навек покой отравлен,
  12. Ждешь слез и стука башмаков?
  13. Зачем он с ветром в крону дует?
  14. Зачем он доктора рисует
  15. С нелепой веточкой в руке?
  16. Куда в косом его пейзаже
  17. Без седока и без поклажи
  18. Спешит коляска налегке?

Посмотрите на ряд живописных произведений Ван Гога, определите, какие из них упомянуты в стихотворении.

Под изображениями картин выберите строки, в которых она упоминается.
Если картина не упомянута в тексте стихотворения выберите последнюю строку.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

Зачем Ван Гог вихреобразный

Томит меня тоской неясной?

Как желт его автопортрет!

Перевязав больное ухо,

В зеленой куртке, как старуха,

Зачем глядит он мне во вслед?

Зачем в кафе его полночном

Стоит лакей с лицом порочным?

Блестит бильярд без игроков?

Зачем тяжелый стул поставлен

Так, что навек покой отравлен,

Ждешь слез и стука башмаков?

Зачем он с ветром в крону дует?

Зачем он доктора рисует

С нелепой веточкой в руке?

Куда в косом его пейзаже

Без седока и без поклажи

Спешит коляска налегке?

Картина не упомянута в тексте стихотворения.

АБВГДЕ
ЖЗИКЛ

Задание 12

В этом задании перед Вами несколько фотографий спектаклей, авторы которых обратились к античным текстам: «Царь Эдип» Софокла (1910 год; режиссёр Макс Рейнхардт), «Гомер. Песнь XXIII. Погребение Патрокла. Игры» (2004 год; режиссёр Анатолий Васильев) и «Антигона» Софокла (2006 год; режиссёр Юрий Любимов), а также фрагменты аналитических текстов и описаний этих постановок.

Внимательно посмотрите, пожалуйста, на источники и прочитайте фрагменты текстов. Соотнесите описания спектаклей в текстах с фотографиями.Проанализировав устройство пространства, характер мизансцен, пластические решения, костюмы, определите, какие из представленных фотографий относятся к спектаклю «Царь Эдип» Макса Рейнхардта, какие к спектаклю «Гомер. Песнь XXIII. Погребение Патрокла. Игры» Анатолия Васильева, а какие к «Антигоне» Юрия Любимова. Выберите вариант ответа из выпадающего списка под каждым изображением.

«Царь Эдип»

«В 1910 году в помещении цирка Шумана в Берлине был показан «Царь Эдип» Софокла в обработке Гуго фон Гофмансталя и постановке Макса Рейнхардта. «Я вовсе не собираюсь копировать внешний вид античного театра, – писал Рейнхардт. – Мне хочется вдохнуть новую жизнь в трагедию Софокла, исходя из духа нашей эпохи, приноровить её к требованиям и условиям нового времени. Мне и в голову не приходит реконструировать древнюю сцену, непременным условием которой является открытое небо и маска. … Моя цель – добиться взаимодействия сцены и зрителя, присущего античному театру»».
«По воспоминаниям очевидцев, в этой постановке два ярких луча освещали середину арены. Алый свет падал на главное место действия – огромный мраморный портик с тяжёлой медной дверью, «нависающей» над большой белой лестницей. Звуковая партитура, так же как и пластический рисунок сцен, была жёстко зафиксирована Рейнхардтом. Хоры, разделённые на группы, звучали как отдельные партии в многоголосом музыкальном произведении. Фразы текста, передававшиеся от группы к группе и как бы тающие в пространстве, в кульминационные моменты произносились хором в полную силу. С человеческими голосами сплетались аккорды арфы, пение горна, звуки ударных инструментов».
«”Хор” у Рейнхардта состоял из примерно 500 человек (то есть его состав в 10–15 раз превышал число хоревтов античной драмы), которые выстраивались в три ряда вокруг орхестры. Их голоса и движения связывались музыкой и жестами: к примеру, они поднимали одну руку, после определённого слова поднимали вторую, чтобы подчеркнуть значимость слова. Большие стасимы хора подразделялись на группы, чтобы фразы приобретали разную окраску и выразительность. Плотно стоящая группа людей начинает фразу, более глубокие голоса сзади поддерживают её; и последние слова ещё несколько секунд звучали как эхо, что создавало впечатление “гула толпы”. На протяжении всего спектакля за сценой раздавались вздохи и причитания, что должно было выражать ядро режиссёрской концепции Рейнхардта: главным героем является не Эдип, а народ». «Особое значение в отношениях одного и толпы имела лестница. Эдип стоит наверху, а толпа – внизу. Лишь в моменты всеобщего смятения толпе позволяется подняться на лестницу. С появлением Креонта толпа перераспределялась и противопоставлялась ему как единое тело из сотен частей. После этого появлялся хор старейшин из 27 человек в масках и длинных хитонах».
Шенгелия Л.А. Интерпретация драматургии античности в ХХ веке/

«Гомер. Песнь XXIII. Погребение Патрокла. Игры»

«Идея соединить гекзаметр с восточными боевыми искусствами лишь на первый взгляд кажется экстравагантной: эти вещи замечательно соответствуют друг другу. Дело даже не в том, что это самые первые, древнейшие способы работы человека над собою; важно то, что в обоих случаях сначала целью является только победа. Красота возникает побочно между делом. Тот, кто победил рукою или словом, после боя придаёт красоте новое, самостоятельное значение: мой мёртвый товарищ – как прекрасно он сражался! Честная битва (каковых сейчас почти не бывает) и плач над погибшими – мать и отец эстетики».
А. Соколянский. Ахейские мужи.

«Антигона»

«Любимов верен себе – он снова дал урок художественной смелости и хорошего тона. Поставленная только что трагедия Софокла “Антигона” – очень красивый и очень страшный спектакль. Но только красив он не той красотой, которую называют гламурной, и страшен не потому, что на сцене звучит грязная речь и совершаются отталкивающие поступки. О нет, тут всё другое. Другая эстетика, другие действия. Стилистика спектакля изысканно аскетична. Аскеза распространяется и на зрительный зал: он погружён в темноту, зрителей рассаживают билетёрши с карманными фонариками в руках, и лишь где-то у колосников поблёскивают какие-то пятна тусклого света. Всё это намеренный контраст к легендарным представлениям на открытой арене, где трагедии игрались средь бела дня, при ярком солнце».
«Но здесь, в спектакле на Таганке, нет и не может быть солнца. Здесь бессолнечный мир, бессолнечные персонажи. Художник Рустам Хамдамов обрядил их в чёрно-белые хитоны, а режиссёр окрасил их лица в призрачный цвет (белила, по-видимому, должны заменить античные маски), что усилило впечатление некой потусторонней страны, не знающей солнечного света. И оба протагониста – Антигона (Алла Трибунская) и Креонт (Тимур Бадалбейли) – жители этих проклятых богами Фив, принадлежащие одному и тому же роду, одной и той же семье, семье людей с окаменевшими сердцами. Любить им не дано».
«Избрав Софокла, Любимов Ануя не забывал, но и от собственных соображений не отрекался. Он поставил спектакль о тщете политики и катастрофе политиканства. В финале – растерянный, опустошённый Креонт и ушедшая из жизни Антигона. Почему она так поступила? Именно потому, что ей отвратителен мир, где политика значит всё и при этом ничего не значит».
Вадим Гаевский. Без солнца.










Задание 13

Напольная мозаика как вид искусства существовала уже в Древней Греции. Однако мозаики были редким украшением и декорировали поначалу лишь храмы, а позже самые важные помещения в отдельных домах – комнаты, предназначенные для празднований, куда допускались только мужчины.
Основным материалом греческой мозаики была речная галька контрастных цветов – тёмного и светлого. В эпоху архаики и высокой классики греческая мозаика оставалась «чёрно-белой», изображения носили плоскостный и профильный характер, а в композициях преобладали орнаментальные бордюры.
Цветная речная галька и кусочки битой керамики начали использоваться в эпоху поздней классики. Благодаря этому у мастеров появилась возможность создавать иллюзию объёма и пространства, что привело к увеличению роли сюжетных сцен в центре комнат.
В эпоху эллинизма речная необработанная галька перестала быть основным материалом для мозаики, её вытеснили обрабатываемые материалы – камень и стекло. Каждый камешек обкалывали с четырёх сторон, тогда все они плотно прилегали друг к другу, что способствовало реалистичности и живописности изображения. А использование цветного стекла делало цветовую гамму гораздо более разнообразной. В этой технике был создан знаменитый модный сюжет «неубранный пол», повторённый впоследствии во многих домах.

Внимательно посмотрите на античные мозаики, собранные в задании. Используя собственные знания и объяснение, данное в начале задания, определите, какие мозаики были созданы в Древней Греции и в какой период (архаика и классика, поздняя классика, эллинизм). Выберите вариант ответа из выпадающего списка под каждым изображением.












error: Alert: Content selection is disabled!!