[10-11.04.2023] Пригласительный школьный этап ВСОШ по Искусству (МХК) 2023-2024 для 10 класса

Официальные задания и ответы пригласительного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Искусству (МХК). Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 10 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

№ 1-6 Часто художники, обращающиеся к образу зеркала, испытывают и интерес к изображению его «противоположности» – окну. В творчестве целого ряда живописцев можно найти работы, в которых зеркало или окно становятся не деталью интерьера, а главным объектом изображения. Именно такие произведения и собраны в настоящем задании. Соедините в пары картины одного художника, изображающие зеркало и окно (картины с зеркалами обозначены буквами, а с окнами – цифрами).

Картины изображающие зеркалоКартины изображающие окно
А.1.
В.2.
С.3. 
D.4.
E.5.

Назовите фамилии художников, написавших представленные произведения.

В поле ответа запишите только фамилию (одно слово). Слова с орфографическими ошибками, опечатками и лишними знаками не засчитываются! 

№ 7 Перед вами 17 фотографий архитектурных сооружений XX–XXI веков, которые построены тремя разными архитекторами.
Один из этих архитекторов арабского происхождения – Заха Хадид (1950–2016), построившая это здание в Гонконге:

Ваша задача – определить характерные черты творчества Захи Хадид и, опираясь на свои наблюдения, найти ещё 5 произведений ее авторства из представленного ряда.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

№ 8-12 В культуре модернизма после эпохи профессионализации литературы
возрождается романтическое представление о фигуре поэта как вдохновенного
создателя, вся жизнь которого неразрывно связана с творчеством. Поэзия вышла
за пределы кабинета и библиотеки, стала звучать в публичных пространствах –
кафе, выставочных залах, а иногда и на улице. Поэты Серебряного века были в
высшей степени публичными фигурами, их узнавали на улице, их стилю одежды и
внешнему облику часто подражали. Одним из ярких примеров такой популярности
является особый, до некоторой степени мифологический, образ поэта, который
складывается в иконографии портретов Анны Ахматовой (1889–1966). Ещё в 1925
году вышла антология стихов и портретов, собранная Э. Голлербахом, под
названием «Образ Ахматовой». На сегодняшний момент известно около 200
изображений поэта, выполненных самыми разными художниками. Наиболее
известные из них собраны в этом задании. Рассмотрите внимательно иллюстрации
и ответьте на вопросы.


К какому из этих портретов относятся слова искусствоведа Н.И. Харджиева?

«Образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно-скульптурных сооружений XVI столетия. Я имею в виду аллегорическую фигуру «Ночи» на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело. К «Ночи» восходит и композиционное построение рисунка … . Подобно «Ночи», фигура Ахматовой покоится наклонно. Постамент, с которым она составляет единое конструктивное целое, повторяет дугообразную (расчлененную надвое) линию крышки двухфигурного саркофага Медичи. Но в отличие от напряжённой позы «Ночи», как бы соскальзывающей со своего наклонного ложа, фигура на рисунке … статична и устойчива, как египетский сфинкс.
… Перед нами не изображение Анны Андреевны Гумилевой 1911 года, а «ахроничный» образ поэта, прислушивающегося к своему внутреннему голосу.
Так дремлет мраморная «Ночь» на флорентийском саркофаге. Она дремлет, но это полусон ясновидящей».

О каком из этих портретов в 1922 году высказался писатель Евгений Замятин?

«Портрет Ахматовой – или, точнее: портрет бровей Ахматовой. От них – как от облака – лёгкие, тяжёлые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они – как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, чтó говорят глаза, траур волос, черные чётки на гребнях».

К какому из представленных портретов относятся слова искусствоведа Г. Ельшевской?

«Он принадлежит к такого рода портретам, где индивидуальность героя формулируется акцентированным выявлением одного главного свойства, составляющего как бы пластический камертон образа. Здесь этим главным свойством оказывается стильность – качество, по сути, внешнее, однако в системе живописи модерна выдвигаемое на первый план. Обострённый стилизм модели определил тяготение художника к композиционной монолитности и парадному, постановочному блеску; Ахматова предстаёт здесь своего рода воплощением «женщины модерна».
Диагональное построение не сообщает полотну динамики. Уравновешены цветовые массы интенсивных оттенков … Ритму кристаллов пейзажа, на фоне которого изображена героиня, вторят изломы фигуры. Кубистическая «колючесть», игра режущих плоскостей, введённая в портрет, усиливает волну утончённости, идущую от модели. Художник создаёт в картине особым образом организованную пространственную среду. Объёмы переданы только цветом и плотностью фактуры, светотень отсутствует. Свободная игра света выявляет формы предметов, сообщая им законченность и «непререкаемость». Художник долгое время работал в витражной мастерской, и в портрете явственно ощущается его понимание цвета как окрашенного света»

Один из представленных портретов относится к серии набросков художника А. Тышлера, сделанных в 1943 году, в ташкентской эвакуации. Его вдова, Флора Сыркина, так вспоминала об истории создания этой серии:

«Он почти никогда не исполнял заказных портретов. Обычно рисовал и писал только близких людей – родных, друзей, всех тех, кого хорошо знал, понимал, любил. И как бы очищал их от всего наносного, второстепенного, находил и воплощал все лучшее, что в них было. Парадных портретов не писал никогда.
Александр Григорьевич любил работать сериями. Он объяснял это своё пристрастие тем, что таким образом ему удавалось в последующих вещах выразить то, что не досказал в предыдущих. Потому, попросив Анну Андреевну позировать ему, решил сделать несколько портретов.
Он пришёл к ней с папкой, в которой лежали листы и листочки самой лучшей бумаги, какую сумел раздобыть в тот во всем голодный год … Поэтому рисунки оказались разных размеров. Комнатка в коммунальной квартире, где жила Ахматова, была очень мала. Александр Григорьевич и Анна Андреевна сидели в метре друг от друга – условия трудные для рисования натуры в полный рост. … Естественно, что большинство листов нарисованы крупным планом, однако и «лицом к лицу» он увидел её лицо. В каждом произведении истинный художник ставит перед собою определённую задачу. В портретах Ахматовой Тышлер мечтал не только о воссоздании «образной гармонии лица», но и о том, чтобы «… передать состояние. Вот этим состоянием, – вспоминал он, – и была тишина, которую так излучала Анна Андреевна… Я как бы вполз в эту тишину и начал рисовать».»

Какой это портрет?

Среди представленных портретов есть один, выполненный женщиной-художницей в 1922 году. По мнению хранителя музея Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге С. Грушевской «в образе модели угадывается любимый художницей тип женской красоты – нежно обрисованный овал лица, крупные, ясные, яркие широко поставленные глаза и чуть заметная улыбка в уголке рта».

О каком изображении идёт речь?

Кто автор портрета?

Наталья Гончарова

Зинаида Серебрякова

Александра Экстер

Ольга Делла-Вос-Кардовская

Нина Коган

№ 13-17 Собрание Лувра столь обширно и разнообразно, что на его экспонатах можно изучать всё развитие истории искусства от древности до начала XX века. Перед Вами десять шедевров из музея, относящихся к разным эпохам и стилям.


Внимательно рассмотрите представленные в задании произведения и расставьте их в хронологическом порядке от наиболее раннего (1) к наиболее позднему (10).

К каким цивилизациям древности относятся произведения, представленные в задании? Для ответа на вопрос выберите необходимые названия из списка.
Варианты ответа: Древний Китай, Древняя Индия, Древний Египет, Древнее Междуречье, Древняя Греция, Финикия, Этрурия, Древний Рим.

Посмотрите на иллюстрацию, обозначенную буквой Г. Обратите внимание на фигуру и позу героя, его атрибуты, общее композиционное решение скульптуры. Подумайте, для изображения какого героя характерна подобная иконография.

христианского святого

античного бога ветра

аллегории христианской добродетели или порока

античного бога реки

умершего правителя

Определите два произведения, в которых сходное пластическое решение фигуры выражает идею сопротивления и воли к победе.

Какое из произведений представляет живописную школу, ставшую, как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения техники, предтечей импрессионизма?