
Официальные задания и ответы пригласительного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Искусству (МХК). Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 8 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.
№ 1. Зеркало – это в первую очередь предмет декоративно-прикладного искусства. А поэтому его оформление тесно связано со стилем эпохи и господствующей модой. В задании собраны фотографии разных зеркал от древности до начала XX века. Выстройте эти изображения в хронологической последовательности с точки зрения их создания: от самого раннего зеркала к наиболее позднему. Сориентироваться во времени создания того или иного предмета Вам помогут его форма, размер и декор.
№ 2. Перед вами 17 фотографий архитектурных сооружений XX-XXI веков, которые построены тремя разными архитекторами.
Один из этих архитекторов американского происхождения – Рэймонд Худ (1881-1934), построивший это здание (Daily news building):
Небоскреб расположен в Нью-Йорке и выполнен в стиле арт-деко. В нем отмечается четкость линий, лаконичность декора. Согласно закону о зонировании 1916 года, здание имеет ступенчатую форму, чтобы свет мог проникать до нижних этажей соседних сооружений. Daily news building является одним из первых небоскребов без декоративной вершины, из-за чего многие исследователи в области архитектуры видят в нём предшественника Центра Рокфеллера.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Ваша задача – определить характерные черты творчества Реймонда Худа и, опираясь на свои наблюдения, найти ещё 5 произведений его авторства из представленного ряда. Выберите иллюстрации, на которых они изображены.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
№ 3-5. В XV–XVII веках – эпоху Ренессанса и барокко – живописцы и скульпторы испытывали особый интерес к образу библейского царя Давида. Но если в XVII веке внимание мастеров было сосредоточено на внутренней жизни героя – сложных аспектах его взаимоотношений с Саулом, Вирсавией, пророком Нафаном, то в эпоху Возрождения наиболее притягательным был эпизод сражения юного Давида с гигантом и опытным воином Голиафом. Обращение к этой истории давало возможность показать тело героя – мощное и развитое – в интерпретации одних мастеров, хрупкое и грациозное – в интерпретации других.
Посмотрите на изображения статуй, собранные в задании.
Определите, какие из представленных скульптур были созданы в эпоху Возрождения, а какие – нет.
Обратите внимание на позу, характер пластики и постамент каждой из скульптур. Опираясь на свои наблюдения, найдите две статуи Давида, созданные одним мастером, и отметьте их.
Посмотрите на фрагмент фрески «Давид и Голиаф», написанной Микеланджело на одном из парусов потолка Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Снова обратите внимание на позы героев и общую композицию работы. На какую из представленных скульптур повлияла трактовка этой сцены у Микеланджело?
Выберите её.

№ 6-7. Разбейте представленные произведения на пары так, чтобы внутри каждой были соединены работы, относящиеся к одному стилю или эпохе.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
Каждую пару запишите в отдельное поле для ответа. Чтобы ваш ответ был проверен корректно, первым в паре пишите наименьшее число. Цифры пишите без пробелов, лишних знаков (кавычек, точек, запятых и других символов) не допускайте опечаток и ошибок. ОТВЕТЫ С ОПЕЧАТКАМИ НЕ ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ.
Пример: 28
О каких шедеврах Лувра, представленных в задании, идёт речь в следующих текстах художественных критиков и историков искусства?
«Руки братьев протянуты к оружию и смыкаются с благословляющим жестом отца, и в этом железном столкновении двух стремительных порывов движения заключён весь пафос картины. Волевая сила этой группы тем резче и аскетичнее, что рядом она находит себе оттеняющий контраст – женщин, в безвольно-пассивных позах отдающихся молчаливой скорби. Здесь всё подчинено сжатому и твёрдому ритму, неумолимо жёсткой динамике – там господствуют мягкие и текучие, подчёркнуто пластичные линии. Но условная сентиментальность женской группы нужна <художнику> только как фон, на котором ещё отчётливее выступает непреклонная энергия его стиля <…>».
Выберите из представленных произведений ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
«Композиция картины построена вокруг тела … – центральной фигуры полотна. … <Художник> подчёркивает глубокую скорбь апостолов не тем, что изображает разнообразные маски скорби, а тем, что скрывает лица своих героев. В некотором смысле это тихая скорбь, а не поминки с участием плакальщиков. Рыдания свершаются в тишине. Исключая все описательные детали, <автор> придаёт этой сцене необычайную монументальность исключительно благодаря присутствию самих фигур и интенсивности их эмоций. Театральную драпировку кроваво-красного цвета в верхней части холста можно назвать распространённым живописным мотивом, используемым для усиления драматического эффекта сцены».
Выберите из представленных произведений ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
«Складки одежды … тяжёлыми массами обвиваются вокруг ног и бёдер, зрительно передавая этим сопротивление, которое преодолевает распростёршая свои крылья …. Если бы <она> не боролась с ветром, она могла бы показаться слишком большой и тяжёлой, однако из-за устремлённого вперёд тела, благодаря бурному движению её мощные пропорции утрачивают свою грузность, приобретая чарующую стройность».
Выберите из представленных произведений ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)