[24-25.04.2023] Пригласительный школьный этап ВСОШ по Химии 2023-2024 для 8 класса

Официальные задания и ответы пригласительного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Химии. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 8 класса из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1. Прочитайте историю и отметьте знаком ✅ все химические явления, упомянутые в тексте, а знаком ❌ —— физические.

Путешествуя по волшебной стране, Элли с Тотошкой встретили добрую волшебницу —— мастерицу зельеварения. Она как раз готовила компоненты будущего зелья, нагревая железные опилки на воздухе и в результате получая Выбрать бурый порошок оксида железа (III)A.

Нужный компонент волшебница приготовила растворением бурого порошка в азотной кислоте; затем, выпарив раствор, зельевар получила красивые светло‑фиолетовые кристаллы. Наконец, прокалив полученные кристаллы на воздухе при высокой температуре, волшебница получила чёрный порошок смешанного оксида B (в формульной записи бинарного вещества BB всего семь атомов, из них три атома железа), который притягивается к магниту. Хотя изготовление зелья непосредственно из твёрдого чёрного порошка B возможно разве что в волшебной стране, даже Элли способна добиться результата безо всякой магии в своей мини‑лаборатории в Канзасе. Для этого нужно сжечь железные опилки в токе хлора, в результате чего образуется бурое вещество C (ω(Cl)=65.54 %), а другие опилки растворить в соляной кислоте для получения светло-зелёного раствора вещества D. Растворив вещество CC в воде и добавив к нему раствор вещества D, а затем раствор NaOH, Элли получила чёрный осадок и, наконец, добавлением к осадку жирной кислоты она смогла получить жидкое зелье с очень интересными магнитными свойствами —— ферромагнитную жидкость.

Запишите формулы веществ A‑D.

2. Даны изображения классических химических колб, часто используемых в лабораторной практике.

Установите соответствие между колбами и их названиями.

АГрушевидная колба
БТрёхгорлая колба
ВКруглодонные колбы
ГКаплевидная колба
ДПлоскодонные колбы
ЕКоническая колба
ЖДвугорлая колба

3. Установите соответствие между смесями и способами их разделения.

Раствор сахара в водеФлотация
Смесь железной руды и пустой породыМагнитная сепарация
Раствор хлорида натрия в водеСублимация при охлаждении
Смесь медных и древесных опилокПерегонка при кипячении
Смесь песка и водыФильтрование

4. Дан ряд соединений серы в степенях окисления от −2 до +6:
Na2S, Na2S2, S8, Na2SO3, Na2S2O7, Na2S2O4, Na2S2O6, Na2S2O3, S2O.

Выберите средние степени окисления серы для каждого соединения:

ВеществоNa2S2O3Na2S2O7Na2S2O4
Степень окисления серы
ВеществоS2ONa2SS8
Степень окисления серы
ВеществоNa2S2O6Na2SO3Na2S2
Степень окисления серы

5. Даны изображения шаростержневых моделей молекул соединений фосфора. Белые шары обозначают атомы водорода, фиолетовые —— фосфора, зелёные —— хлора, красные —— кислорода.
Запишите формулы указанных соединений.

6. В процессе приготовления борща в бульон часто добавляют 1 столовую ложку 18 % по массе уксусной кислоты (плотность раствора 1.02 г/мл). В распоряжении хозяйки оказалась только 70 % по массе уксусная эссенция (плотность 1.07 г/мл).
Какие объёмы уксусной эссенции и воды нужно смешать для получения 100 мл указанного 18 % раствора? Ответ выразите в миллилитрах, округлите до целых.
Объём уксусной эссенции:
Объём воды:
Рассчитайте массовую долю уксусной кислоты в бульоне, если объём бульона составляет 5 л. Объём одной столовой ложки —18 мл, плотность бульона принять равной плотности воды. Ответ выразите в процентах, округлите до тысячных.

7. Для синтеза аммиака (NH3) азот и водород смешали в стехиометрическом соотношении, получив 60.0 моль смеси. Данную смесь пропустили через реактор с катализатором, в результате образовалось 50.1 моль газовой смеси.

Определите выход реакции получения аммиака. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.

Определите среднюю молярную массу конечной газовой смеси. Ответ выразите в г/моль,  округлите до десятых.

8.Дана схема превращений соединений углерода A‑E.

Запишите формулы веществ A‑E.

Примечание. Углерод реагирует с недостатком кислорода с образованием вещества A, которое уже с избытком кислорода даёт вещество B. Данное вещество, вступая в реакцию с недостатком гидроксида натрия, превращается в кислую соль C, которая при нагревании разлагается на вещество B и соль D. Соль D вступает во взаимодействие с хлоридом стронция с образованием вещества E, реагирующего с соляной кислотой. В последней описанной реакции также получается вещество B.

9.Термофильные археи Nanoarchaeum equitans, обнаруженные в 2002 2002 году в гидротермальных выходах у берегов Исландии, являются мельчайшими в мире свободноживущими клеточными организмами. Их диаметр составляет около 400 нм, в клетках находится глюкоза в концентрации примерно 0.001 моль/л. Сколько молекул глюкозы находится в одной клетке? Ответ округлите до целых. Объём клетки рассчитывайте по формуле V=4π3R3, где R – радиус шара, π≈3.14 .

10. В вашем распоряжении имеется стакан сока объёмом 200 мл с содержанием сахарозы 12 г на 100 мл. При окислении сахарозы протекает уравнение реакции с выделением тепла:C12H22O11(тв) + 12O2(газ) = 12CO2(газ) + 11H2O(ж) + 2810 кДж/моль

Какое количество смартфонов можно полностью зарядить при помощи энергии, выделяющейся при окислении данного количества сахарозы? Полная зарядка одного смартфона требует 53.28 кДж энергии.

11. Дан список твёрдых веществ:
NaCl, (NH4)2SO4, CO2, Fe, алмаз, NaBH4.
Отметьте в таблицах характерные для них типы химических связей и кристаллических решёток. Для каждого вещества может быть отмечено более одного верного ответа.

12. Дан список оксидов:
CaO, Al2O3, SO3, NO,CuO, CrO3

Распределите оксиды по классам.

NOНесолеобразующий
CuOОсновный
Al2O3Амфотерный
CrO3Кислотный
CaO
SO3

Запишите формулу продукта взаимодействия вышеуказанных кислотного оксида неметалла и амфотерного оксида.