
Официальные задания и ответы пригласительного этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Химии. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 8 класса из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.
1. Прочитайте историю и отметьте знаком ✅ все химические явления, упомянутые в тексте, а знаком ❌ —— физические.
Путешествуя по волшебной стране, Элли с Тотошкой встретили добрую волшебницу —— мастерицу зельеварения. Она как раз готовила компоненты будущего зелья, нагревая железные опилки на воздухе и в результате получая Выбрать бурый порошок оксида железа (III)A.

Нужный компонент волшебница приготовила растворением бурого порошка в азотной кислоте; затем, выпарив раствор, зельевар получила красивые светло‑фиолетовые кристаллы. Наконец, прокалив полученные кристаллы на воздухе при высокой температуре, волшебница получила чёрный порошок смешанного оксида B (в формульной записи бинарного вещества BB всего семь атомов, из них три атома железа), который притягивается к магниту. Хотя изготовление зелья непосредственно из твёрдого чёрного порошка B возможно разве что в волшебной стране, даже Элли способна добиться результата безо всякой магии в своей мини‑лаборатории в Канзасе. Для этого нужно сжечь железные опилки в токе хлора, в результате чего образуется бурое вещество C (ω(Cl)=65.54 %), а другие опилки растворить в соляной кислоте для получения светло-зелёного раствора вещества D. Растворив вещество CC в воде и добавив к нему раствор вещества D, а затем раствор NaOH, Элли получила чёрный осадок и, наконец, добавлением к осадку жирной кислоты она смогла получить жидкое зелье с очень интересными магнитными свойствами —— ферромагнитную жидкость.
Запишите формулы веществ A‑D.
2. Даны изображения классических химических колб, часто используемых в лабораторной практике.
Установите соответствие между колбами и их названиями.
А | Грушевидная колба |
Б | Трёхгорлая колба |
В | Круглодонные колбы |
Г | Каплевидная колба |
Д | Плоскодонные колбы |
Е | Коническая колба |
Ж | Двугорлая колба |
3. Установите соответствие между смесями и способами их разделения.
Раствор сахара в воде | Флотация |
Смесь железной руды и пустой породы | Магнитная сепарация |
Раствор хлорида натрия в воде | Сублимация при охлаждении |
Смесь медных и древесных опилок | Перегонка при кипячении |
Смесь песка и воды | Фильтрование |
4. Дан ряд соединений серы в степенях окисления от −2 до +6:
Na2S, Na2S2, S8, Na2SO3, Na2S2O7, Na2S2O4, Na2S2O6, Na2S2O3, S2O.
Выберите средние степени окисления серы для каждого соединения:
Вещество | Na2S2O3 | Na2S2O7 | Na2S2O4 |
Степень окисления серы | |||
Вещество | S2O | Na2S | S8 |
Степень окисления серы | |||
Вещество | Na2S2O6 | Na2SO3 | Na2S2 |
Степень окисления серы |
5. Даны изображения шаростержневых моделей молекул соединений фосфора. Белые шары обозначают атомы водорода, фиолетовые —— фосфора, зелёные —— хлора, красные —— кислорода.
Запишите формулы указанных соединений.
6. В процессе приготовления борща в бульон часто добавляют 1 столовую ложку 18 % по массе уксусной кислоты (плотность раствора 1.02 г/мл). В распоряжении хозяйки оказалась только 70 % по массе уксусная эссенция (плотность 1.07 г/мл).
Какие объёмы уксусной эссенции и воды нужно смешать для получения 100 мл указанного 18 % раствора? Ответ выразите в миллилитрах, округлите до целых.
Объём уксусной эссенции:
Объём воды:
Рассчитайте массовую долю уксусной кислоты в бульоне, если объём бульона составляет 5 л. Объём одной столовой ложки —18 мл, плотность бульона принять равной плотности воды. Ответ выразите в процентах, округлите до тысячных.
7. Для синтеза аммиака (NH3) азот и водород смешали в стехиометрическом соотношении, получив 60.0 моль смеси. Данную смесь пропустили через реактор с катализатором, в результате образовалось 50.1 моль газовой смеси.
Определите выход реакции получения аммиака. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.
Определите среднюю молярную массу конечной газовой смеси. Ответ выразите в г/моль, округлите до десятых.
8.Дана схема превращений соединений углерода A‑E.
Запишите формулы веществ A‑E.
Примечание. Углерод реагирует с недостатком кислорода с образованием вещества A, которое уже с избытком кислорода даёт вещество B. Данное вещество, вступая в реакцию с недостатком гидроксида натрия, превращается в кислую соль C, которая при нагревании разлагается на вещество B и соль D. Соль D вступает во взаимодействие с хлоридом стронция с образованием вещества E, реагирующего с соляной кислотой. В последней описанной реакции также получается вещество B.
9.Термофильные археи Nanoarchaeum equitans, обнаруженные в 2002 2002 году в гидротермальных выходах у берегов Исландии, являются мельчайшими в мире свободноживущими клеточными организмами. Их диаметр составляет около 400 нм, в клетках находится глюкоза в концентрации примерно 0.001 моль/л. Сколько молекул глюкозы находится в одной клетке? Ответ округлите до целых. Объём клетки рассчитывайте по формуле V=4π3R3, где R – радиус шара, π≈3.14 .
10. В вашем распоряжении имеется стакан сока объёмом 200 мл с содержанием сахарозы 12 г на 100 мл. При окислении сахарозы протекает уравнение реакции с выделением тепла:C12H22O11(тв) + 12O2(газ) = 12CO2(газ) + 11H2O(ж) + 2810 кДж/моль
Какое количество смартфонов можно полностью зарядить при помощи энергии, выделяющейся при окислении данного количества сахарозы? Полная зарядка одного смартфона требует 53.28 кДж энергии.
11. Дан список твёрдых веществ:
NaCl, (NH4)2SO4, CO2, Fe, алмаз, NaBH4.
Отметьте в таблицах характерные для них типы химических связей и кристаллических решёток. Для каждого вещества может быть отмечено более одного верного ответа.
12. Дан список оксидов:
CaO, Al2O3, SO3, NO,CuO, CrO3
Распределите оксиды по классам.
NO | Несолеобразующий |
CuO | Основный |
Al2O3 | Амфотерный |
CrO3 | Кислотный |
CaO | |
SO3 |
Запишите формулу продукта взаимодействия вышеуказанных кислотного оксида неметалла и амфотерного оксида.