
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Литературе для 7 класса на 28.04.2025 год, содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Литературе 7 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Литература» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 7 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения каждой части проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 7 класса: задания и ответы
Задание 1. Как называется последовательность событий, описанных в художественном произведении?
Задание 2. Каким термином обозначается изображение внешности героя в литературном произведении?
Прочитайте фрагмент произведения Л.Н. Толстого «После бала» и выполните задания 3 и 4.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я её кавалер. – Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней, – сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на неё, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.
Задание 3. Опираясь на текст, выберите слово, которое означает «движение в танце, танцевальный шаг».
топот
па
пара
круг
Задание 4. Установите соответствие между выделенными примерами из текста и названиями средств художественной выразительности. Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
|---|---|
| «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». | антитеза эпитет сравнение метафора |
| «…вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек». | антитеза эпитет сравнение метафора |
| «…он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен…» | антитеза эпитет сравнение метафора |
Вспомните произведение Л.Н. Толстого «После бала» и выполните задания 5 и 6.
Задание 5. Установите соответствие между героями произведения Л.Н. Толстого «После бала» и их характеристиками. Для этого с помощью компьютерной мыши переместите предложенные характеристики в ячейки под именами героев.
| «оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его» | «весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый <…> катался с гор с барышнями (коньки ещё не были в моде), кутил с товарищами <…>. Танцевал <…> хорошо и был не безобразен» | «не любил света и не ездил на балы, теперь же готовился к кандидатскому экзамену и вёл самую правильную жизнь» | «очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I * подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками» |
* à la Nicolas I — как у Николая I.
| ГЕРОИ | Иван Васильевич | Татарин | Полковник |
|---|---|---|---|
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Задание 6. Выберите два верных утверждения, характеризующих произведение Л.Н. Толстого.
Произведение «После бала» является поэмой.
Иван Васильевич рассказывает историю своей женитьбы./
Героя-рассказчика глубоко потрясла жестокость наказания солдата.
События на плацу после памятного бала заставили героя полюбить Вареньку ещё сильнее.
Варенька отвечала взаимностью на чувства Ивана Васильевича.
Прочитайте произведение М.Ю. Лермонтова «Узник» и выполните задания 7 и 8.
Узник
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжёлая с замком;
Черноокая далёко,
В пышном тереме своём;
Добрый конь в зелёном поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнём;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Задание 7. Какая тема определяет содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова?
тема любви
тема дружбы
тема свободы
тема природы
Задание 8. Выберите два верных утверждения, характеризующих произведение.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова написано ямбом.
В первой строфе раскрывается мечта героя.
Герой стихотворения чувствует безысходность своего положения.
Во второй строфе автор использовал анафору.
В финале стихотворения исполняется мечта героя.
Вспомните произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и выполните задания 9–11.
Задание 9. Установите соответствие между героями произведения А.С. Пушкина и их характеристиками. Для этого с помощью компьютерной мыши переместите предложенные характеристики в ячейки под именами героев.
| «…в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы» | «…человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах» | «Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдёрнув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками» | «…оборванный мальчик, рыжий и кривой…» |
| ГЕРОИ | Вырин | Белкин | Минский |
|---|---|---|---|
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Задание 10. Установите соответствие между героями и событиями произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| ГЕРОИ | СОБЫТИЯ |
|---|---|
| Вырин | тайно сбегает из родного дома умирает в одиночестве рассказывает историю о станционном смотрителе притворяется больным |
| Дуня | тайно сбегает из родного дома умирает в одиночестве рассказывает историю о станционном смотрителе притворяется больным |
| Минский | тайно сбегает из родного дома умирает в одиночестве рассказывает историю о станционном смотрителе притворяется больным |
Задание 11. Выберите верное утверждение, характеризующее произведение.
В произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» создан образ «маленького человека».
Повествование в произведении ведётся от имени сына пивовара.
Станционный смотритель – одна из самых почётных должностей в России начала XIX века.
Рассказчик относится к Вырину с презрением и осуждением.