Отборочный этап олимпиады “Ломоносов” по Русскому языку 5-7 класс 2025/2026 задания и ответы

Разбор заданий: решения, ответы к олимпиаде школьников “Ломоносов” по Русскому языку для учащихся 5-7 класса. Проходящая с 7 ноября по 14 ноября 2025 года. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях

Отборочный этап олимпиады «Ломоносов» по Русскому языку 2025-2026

Вопросы для 5-7 класса

Задание 1. В каком (в каких) из предложений есть хотя бы один глагол в форме повелительного наклонения? Выберите один или несколько ответов.
(а) Когда освободитесь, приходите в гости и увидите, как мы живем.
(б) Приходите вечером домой и обнаруживаете, что холодильник пуст.
(в) Магазин закрывается, поэтому приходите, пожалуйста, завтра.
(г) Почему вы приходите всегда так поздно, когда все уже ложатся спать?
(д) Среди приведенных нет предложений, в которых есть хотя бы один глагол в повелительном наклонении.
→ Раскрыть ответ

Задание 2. Какое (какие) из приведенных утверждений верно (верны) для русского слова? Выберите один или несколько ответов.
(а) Каждая буква обозначает звук.
(б) Согласная буква всегда обозначает согласный звук.
(в) Гласная буква может обозначать согласный звук.
(в) Гласная буква может обозначать согласный звук.
(д) Мягкость согласного всегда обозначается мягким знаком.
→ Раскрыть ответ

Задание 3. Сколько полных простых предложений любой структуры можно составить, добавив окончания к словам во «фразе» Путник… ослепил… молни…? Выберите один ответ.
(а) 4
(б) 8
(в) 12
(г) 16
(д) 20
→ Раскрыть ответ

Задание 4. Какое (какие) из сочетаний звуков возможно (возможны) в русском слове? Выберите один или несколько ответов.
(а) [шт]
(б) [чт]
(в) [шы]
(г) [дп]
(д) [жи]
→ Раскрыть ответ

Задание 5. В какой паре значения слов соотносятся между собой не совсем так, как в остальных парах? Выберите один ответ.
(а) Свеча – подсвечник;
(б) локоть – подлокотник;
(в) рама – подрамник;
(г) затылок – подзатыльник.
(д) Значения слов во всех парах соотносятся одинаково.
→ Раскрыть ответ

Задание 6. В каком из сочетаний есть существительное, стоящее в такой падежной форме, в какой не стоит ни одно другое существительное ни в этом, ни во всех остальных сочетаниях? Выберите один ответ.
(а) Налить всем троим зеленый чай;
(б) отвести детей на прогулку в парк;
(в) целую неделю не ходить в школу;
(г) получить поздравления от друзей;
(д) вернуться на то же место год спустя.
→ Раскрыть ответ

Задание 7. Какое (какие) из приведенных сочетаний может быть понято (могут быть поняты) более чем одним способом? Выберите один или несколько ответов.
(а) Ругать про себя;
(б) узнать про себя;
(в) читать про себя;
(г) молиться про себя.
(д) Все сочетания могут быть поняты только одним способом
→ Раскрыть ответ

Задание 8. Слова, относящиеся к существительным, называют предметы, людей, животных и т.п. Например, слово «слон» (в первом из своих значений) называет определенное животное, причем оно используется для наименования любого такого животного, а все животные, называемые этим словом, образуют множество.
Множества предметов, людей, животных и т.п., называемых двумя разными существительными, могут соотноситься по-разному:
1) они могут совпадать (любой предмет, человек и т.п., названный одним словом, может быть назван и вторым словом, и наоборот),
2) одно множество может полностью входить в состав другого,
3) множества могут пересекаться (какие-то предметы, люди и т.п. могут обозначаться двумя существительными, другие – только первым из них, третьи – только вторым),
4) множества могут не пересекаться, то есть не иметь общих элементов.

Даны пары слов:
акварелист – пейзажист,
бегемот – гиппопотам,
индейка – индюшка,
напиток – компот,
портрет – портретист,
рыба – карась,
собака – кошка,
ученица – девочка,
фокус – фокусник,
хищник – слон.
Если входящее в пару слово многозначно, то имеется в виду его основное (первое) значение.

Сравните между собой существительные, входящие в каждую из пар, и распределите пары по группам в зависимости от того, как соотносятся множества. Группа может включать одну или несколько пар; если в какую-то группу не попадает ни одна из приведенных пар, напишите: «Таких пар нет».

Примечание. Каждую пару слов, входящую в группу, записывайте на отдельной строчке, присваивая ей номер 1), 2), 3)… Располагайте пары внутри каждой группы в том порядке, в каком они расположены в задании (то есть по алфавиту).

Образец записи ответа
Группа 1 (множества совпадают)
1) слово А – слово А’
2) …
Группа 2 (одно множество включает другое)
1) слово Б – слово Б’
2) …
Группа 3 (множества пересекаются)
1) слово В – слово В’
2) …
Группа 4 (множества не пересекаются)
1) слово Г– слово Г’
2) …
→ Раскрыть ответ

PANDAEXAM
2130

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *