Школьный этап ВсОШ 2022/23, Химия 9 класс, 1 группа 04.10.2022

На официальном сайте Всероссийской олимпиады школьников представлены задания и ответы школьного этапа олимпиады по Химии для учеников 9 классов, группа 1, запланированный на 4 октября 2022 года. Получите доступ к полной информации о заданиях, проверьте свои знания и подготовьтесь к успешному выступлению на олимпиаде. Участвуйте и достигайте новых успехов в области информатики!

🔗Список заданий “Сириус” по Химии 9 класс – 1 группа🔗

1.C определённой долей приближения структуры природных макро- и микрообъектов можно считать подобными. В 1911 году Эрнест Резерфорд, пытаясь объяснить накопленные к тому моменту экспериментальные и теоретические данные о строении атома, предложил планетарную модель, в которой структура атома предстаёт подобной структуре солнечной системы. Атом состоит из крохотного (в сравнении с объёмом всего атома) положительно заряженного ядра, в котором сосредоточена почти вся масса частицы; вокруг ядра вращаются электроны, подобно тому, как планеты движутся вокруг Солнца. На рисунке изображена солнечная система. Какому элементу периодической системы она соответствует согласно планетарной модели?

Запишите символ элемента так, как он представлен в периодической таблице. Пользуйтесь английской раскладкой клавиатуры.
Запишите число протонов в ядре этого элемента.
Запишите число нейтронов в ядре этого элемента, считая массовое число изотопа равным массовому числу этого элемента в периодической таблице.
Запишите минимальную (низшую) степень окисления этого элемента. Сначала ставьте знак, а затем число.
Запишите максимальную (высшую) степень окисления этого элемента. Сначала ставьте знак, а затем число.

2.Дан список веществ:
Сколько в этом списке кислых солей?
CaO Ca(OH) 2 CaCO3 Ca(HCO3)2 CH3COOH FeOHSO4
Fe(HSO4)2 NaHCO3 (CuOH)
2CO3 (CH Ni 3COO) 2 LiCl C6H6
K2HPO3 (NH2 )2CO (NH4)2Cr2O7

Сколько в этом списке кислых солей?

3.В двух пробирках находится голубой водный раствор вещества Х. В первую пробирку добавили раствор азотной кислоты и хлорида бария, во вторую раствор щёлочи. В первой пробирке выпал белый осадок, во второй голубой. Если голубой осадок отделить от раствора и прокалить, то его цвет изменится на чёрный. Определите вещество Х:

Бромид железа (II)
Сульфат железа (II)
Сульфат меди (II)
Бромид меди (II)

4.Установите соответствие между названием оксида и его способностью реагировать с кислотой и щёлочью.
Все приведённые оксиды свежеприготовленные, поэтому кристаллическая структура у твёрдых оксидов не мешает проведению реакции, если таковая возможна.


Оксид таллия (I)
Оксид сурьмы (V)
Оксид азота (I)
Оксид хлора (I)


Растворяется только в кислотах
Растворяется только в щелочах
Растворяется и в щелочах, и в кислотах
Не растворяется ни в щелочах,
ни в кислотах

5.В стехиометрическом количестве концентрированной соляной кислоты растворили 1 моль чистого сложного вещества, содержащего железо (II), железо (III) и кислород. Какой объём раствора NaOH c концентрацией 2 моль/л нужно добавить для полного осаждения всего железа в виде гидроксидов? Ответ выразите в литрах, округлите до десятых.

6.Установите соответствие между бытовыми, техническими или историческими названиями веществ и их формулами.
Угарный газ
Купоросное масло
Поташ
Гипс

N2O
H2SO4
CO
CaSO4 ⋅ 2H2O
NaHCO3
K2CO3

7.В навеске неизвестной массы чистой соли содержалось:

0.241 ⋅ 10^23 атомов Cr
0.241 ⋅ 10^23 атомов N
0.843 ⋅ 10^23 атомов O
0.963 ⋅ 10^23 атомов H.

Запишите истинную формулу соли A .
Определите массу навески. Ответ выразите в граммах, округлите до сотых.

8.В сильнокислой среде перманганат‑ионы являются сильными окислителями, и в окислительно восстановительном титровании их применяют для определения многих восстановителей. Наиболее часто перманганатометрию используют для определения железа. Титрование железа (ii) основано на реакции перманганата калия с сульфатом железа (ii) в среде серной кислоты. При этом железо окисляется до трёхвалентного, а марганец восстанавливается до двухвалентного состояния. Продуктами реакции являются три соли и вода.

Составьте и уравняйте окислительно‑восстановительную реакцию в молекулярной и сокращённой ионной форме. Дробные коэффициенты недопустимы.

Запишите сумму всех стехиометрических коэффициентов в молекулярном уравнении при условии, что они представляют собой наименьшие целые числа.

Запишите без округления число, равное частному от деления суммы всех стехиометрических коэффициентов молекулярного уравнения на сумму стехиометрических коэффициентов краткого ионного уравнения.

9.При реакции раствора сульфата алюминия с раствором сульфида натрия выделяется белый осадок и обнаруживается характерный запах сероводорода. Если отфильтровать белый осадок и исследовать его на растворимость в кислоте и щёлочи, то окажется, что он растворяется и в том, и в другом.

Запишите формулу вещества, выпадающего в осадок в описанной реакции.

Составьте молекулярное уравнение реакции, уравняйте его наименьшими целыми стехиометрическими коэффициентами и запишите в ответе число, равное сумме стехиометрических коэффициентов в этом уравнении.

10-12.Учитель попросил Ваню приготовить 10% раствор . Школьник CaCl2 не нашёл в лаборатории соединений кальция, но увидел бутыли с дистиллированной водой и соляной кислотой wHCI=20%
c P=1.10 г/мл.
Ваня взял кусочек мела, лежащего возле доски, и взвесил его. Масса составила 20 г. Для приготовления раствора ученик разделил мел на две равные части. Первую порцию Ваня растворил в избытке соляной кислоты в специальном приборе, позволяющем измерять объём выделяющегося газа. В результате реакции в приборе выделился газ без цвета и запаха, образовался бесцветный раствор CaCl2 в соляной кислоте и остался нерастворимый осадок. Объём газа составил 1.0752 л при нормальных условиях (н.у.). Опыт позволил Ване сделать вывод о том, что школьный мел состоит из двух веществ: вещества А, нерастворимого в соляной кислоте, и растворимого в ней вещества Б

Запишите формулу вещества Б, растворившегося в кислоте. Пользуйтесь английской раскладкой
клавиатуры.

Определите массовую долю растворившегося вещества (Б) в кусочке школьного мела. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.

Запишите число, равное частному от деления массы 10 %раствора, приготовленного Ваней из второй части школьного мела и содержащего только CaCl2 и воду, на массу добавленной воды, потребовавшейся для приготовления этого раствора. Ответ округлите до десятых. Результаты промежуточных расчётов округляйте до тысячных

Нерастворимое в воде вещество А массой 9.98 грамм, выделенное из мела при нагреве до 1200 C ,
термически диссоциирует на белое твёрдое вещество И массой 3.256 грамм и три газа В, К, С.
При охлаждении газовой смеси до 0 c газ В сконденсировался, и объём смеси уменьшился в 12.595 раза. Газовая смесь из К и С была пропущена через избыток раствора щёлочи, при этом поглотился газ С. Оставшийся газ К занял объём 0.650 литров (нормальные условия), что в 37.746 раза меньше объёма первоначальной смеси газов (при температуре 1200 C диссоциации ). Дополнительно известно, что вещество И малорастворимо в воде и продаётся в магазинах. Его насыщенный раствор имеет и используется для побелки стен и улавливания кислых газов в промышленных выбросах. Газ К поддерживает горение.

Запишите формулу вещества А.

Определите объём выделившегося газа С, измеренный при н.у. Ответ выразите в литрах, округлите
до десятых. Результаты промежуточных расчётов округляйте до тысячных.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM