Школьный этап ВсОШ 2022/23, Химия 10 класс, 3 группа 06.10.2022

На официальном сайте Всероссийской олимпиады школьников представлены задания и ответы школьного этапа олимпиады по Химии для учеников 10 классов, группа 3, запланированный на 6 октября 2022 года. Получите доступ к полной информации о заданиях, проверьте свои знания и подготовьтесь к успешному выступлению на олимпиаде. Участвуйте и достигайте новых успехов в области информатики!

🔗Список заданий “Сириус” по Химии 10 класс – 3 группа🔗

1. Дан рисунок установки для получения газообразного вещества A из жидкостей B и C. В делительную воронку наливают жидкость C, а из капельной воронки добавляют понемногу B, чтобы получить требуемую скорость потока газа A. Этот газ является бесцветным, имеет резкий запах. Он очень хорошо растворим в воде, при пропускании 350 литров (н.у.) A в 1000 мл дистиллированной воды можно получить 1330 мл жидкости B плотностью 1.18 г/мл.

Ниже указаны промышленные стадии получения жидкости C:

FeS2−→−−t ∘CO2?−→−−−−−−V2O5, t ∘CO2?−→−−CH2OC

Запишите формулу вещества A.

Запишите формулу основного компонента жидкости C.

Найдите массу основного компонента C, которую можно получить из 120 г FeS2. Ответ выразите в граммах, округлите до целых.

2. Хлорид серы S2Cl2 может быть получен взаимодействием простых веществ при нагревании. При взаимодействии этого хлорида с водой образуется очень мелкий взвешенный желтоватый осадок, а в растворе остаются оксид серы (IV) и соляная кислота. Чему равна сумма коэффициентов в описанной реакции гидролиза, если придать им вид наименьших целых чисел?

3. Механик нашёл в гараже 100 г раствора олеума с концентрацией свободного триоксида серы 10 % по массе и захотел приготовить аккумуляторный электролит.Найдите массу 40 % раствора серной кислоты, который можно получить путём аккуратного добавления заданного количества олеума к холодной воде.
Ответ выразите в граммах, округлите до целых.

4. В 100 мл кипящей воды растворили 1 моль амида натрия NaNH2. Выделившийся газ собрали и выдержали над 10 г оксида меди (II) при нагревании, в результате чего образовалась смесь газов. Эту смесь газов после охлаждения пропустили через разбавленный раствор серной кислоты. Очищенный таким образом азот занял объём 800 мл при н.у. Рассчитайте выход реакции с оксидом меди (II). Ответ выразите в процентах, округлите до целых.

5. По результатам экспериментов известно, что на открытом воздухе уголь сгорает быстрее на сильном морозе, нежели в жаркую погоду.
Выберите утверждения, которые описывают такой результат эксперимента:

Реакция экзотермическая, следовательно, по принципу Ле‑Шателье, скорость реакции повышается при понижении температуры

Реакция эндотермическая, следовательно, по принципу Ле‑Шателье, скорость реакции повышается при понижении температуры

На морозе температура ниже, следовательно, по уравнению Менделеева‑Клапейрона плотность газов при постоянном давлении выше, скорость реакции повышается

На морозе температура ниже, следовательно, по уравнению Менделеева‑Клапейрона плотность газов при постоянном давлении ниже, скорость реакции повышается

6. Основным компонентом минерала гематита является красно‑бурый оксид A с ω(O) = 30.00 %. Оксид A растворили в соляной кислоте, а полученный раствор упарили, в результате чего получили буро‑оранжевые кристаллы вещества B (ω(O)=35.49 %). В результате нагревания 10.0 г вещества B до 275 ∘C образуется коричневое вещество C массой 3.97 г. При пропускании газа, образующегося в ходе разложения B, через раствор нитрата серебра в осадок выпадает белый творожистый осадок D массой 10.61 г.Определите формулы веществ A–D.

7. Химик, запомни как оду — лей кислоту в воду
Юному химику Мише стало интересно проверить на собственном опыте, как сильно разогревается раствор при разбавлении серной кислоты дистиллированной водой.
Для этого он поместил 100 г воды в стакан с термометром и взял 10 г 98 % серной кислоты в другом стакане с термометром. Он дождался установления постоянной температуры обеих жидкостей (20 C).
После этого Миша быстро, но аккуратно, при перемешивании влил кислоту в воду и заметил после этого, как температура раствора выросла до 36.8 ∘C.
Найдите тепловой эффект процесса растворения кислоты. Ответ выразите в килоджоулях на моль серной кислоты, округлите до целых. Удельную теплоёмкость раствора примите равной теплоёмкости чистой воды 4.2 Дж/(г⋅К).

8. Изменение цвета — один из признаков протекания химической реакции, зачастую приятный глазу.
Соотнесите уравнения реакций с изменениями окраски веществ.
Примечание. Все растворимые в воде вещества взяты в виде разбавленных водных растворов.

CuSO4+ 4NH3= [Cu(NH3)4]SO4
2KMnO4+K2SO3+ 2KOH= K2MnO4+K2SO4+ H2O
2KMnO4+3K2SO3+ H2O= 2MnO2+3K2SO4+ 2KOH
2K2CrO4+ 2HCl= K2Cr2O7+ 2KCl+ H2O
KI3+ крахмал =KI+ I2⋅ крахмал

Cu(OH)2= CuO+H2O (при нагревании)

3KI+O3+ H2O= KI3+ 2KOH+ O2
Голубой в тёмно‑синий

Жёлтый в оранжевый
Бесцветный в коричневый
Голубой в чёрный
Фиолетовый в зелёный
Фиолетовый в бурый
Фиолетовый в бесцветный
Коричневый в тёмно‑синий

9. Титрование — метод количественного анализа, основанный на измерении объёма раствора реактива известной концентрации (титранта), расходуемого для реакции с точным объёмом исследуемого раствора. Изменение цвета титруемого раствора в присутствии индикатора свидетельствует о полном протекании реакции — вещество из аликвоты полностью прореагировало с веществом из титранта.Заполните пропуски в таблице цифрами, соответствующими веществам из списка, при условии что каждая цифра встречается 1 раз:
1. NaHCO3,
2. Na2C2O4,
3. Na2S2O3,
4. NaOH,
5. Эриохром чёрный T.

Исследуемый раствор Титрант Индикатор
HCl
Фенолфталеин
HCl Метилораж
KMnO4 Без индикатора
I2
Крахмал
CaCl2 Трилон Б
Найдите массу вещества трилона Б, использованную для одного титрования, если известно, что:
1. Брутто‑формула трилона Б (динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты) — C10H14N2Na2O8.
2. Независимо от валентности металла 1 молекула трилона реагирует с одним катионом металла, в чём и заключается ценность этого титранта для аналитической химии.
3. Концентрация 10.0 мл аликвоты CaCl2 была определена и составила 0.0800 моль/л.
Ответ выразите в граммах, округлите до сотых.

10. В результате хлорирования метана образовалось 2.31 г соединения с плотностью паров по воздуху, равной 5.31. Рассчитайте массу перманганата калия, который потребовался для получения хлора по реакции с соляной кислотой, если соотношение объёмов метана и хлора, введённых в реакцию, составило 1:12. Ответ выразите в граммах, округлите до сотых.

11. Твёрдую смесь веществ A и B (ω(O)=58.33 %, ω(C) = 37.5 %) часто используют для приготовления домашнего лимонада и в шипучих таблетках. Оба этих вещества можно найти на любой домашней кухне. A в промышленности синтезируют пропусканием углекислого газа через концентрированный раствор хлорида натрия, насыщенный аммиаком. B в промышленности получают в основном с помощью ферментации различных гидролизатов. Синтетически вещество B впервые было получено из доступного глицерина.
Запишите молярную массу A. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.

Число
Запишите молярную массу B. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.

12. Впервые физиологическое действие «моногидрата трихлорэтаналя» (далее — вещества X) с ω(Cl)=64.35 % было описано в XIX веке. По сей день оно используется в медицине и рекомендовано ВОЗ в качестве средства для анестезии. Интересно, что X — одно из органических соединений, существование которых противоречит правилу Эрленмейера о нестабильности соединений с двумя гидрокси‑группами при одном атоме углерода. Определите формулу вещества X, выберите его верное название по ИЮПАК:

2,2,1‑трихлорэтандиол‑1,1
2,2,1‑трихлорэтандиол‑1,2
2,2,2‑трихлорэтандиол‑1,1

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM