
Разбор заданий: ответы к Олимпиаде ВСОШ по Истории 10 класс, муниципальный этап для Московской области на 06.11.2025 г. Включает в себя авторский разбор вопросов для 10 класса. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Муниципальный этап ВСОШ по Истории 06.11.2025 г.
Ответы к вопросам 10 класс
Задание 1. Перед Вами фотографии четырёх известных деятелей XIX – начала XX века и изображения, которые отсылают нас к устойчивым понятиям, связанным с фамилиями этих деятелей. Назовите все четыре понятия, соотнеся каждое из них с изображением и фотографией деятеля, с которым оно связано
→ Раскрыть ответ
Задание 2. Перед Вами небольшой текст о подписании Брестского мира. В него вкрались пять явных фактических ошибок. Укажите и исправьте эти ошибки. Обратите внимание, что балл можно получить только за указание с исправлением. Например: «не большевиками, а меньшевиками» (это неверное исправление, оно приводится в качестве примера). Ошибки в ответе могут перечисляться в любом порядке, а не только в той последовательности, в которой они появляются в тексте.
Одним из первых документов, изданных большевиками после прихода к власти в результате Октябрьского переворота, стал «Манифест о мире». Следуя лозунгу, который они озвучивали на протяжении всей мировой войны, большевики пошли на сепаратные переговоры с Центральными державами: Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Францией. 2 декабря 1917 года в Брест-Литовске было подписано перемирие. Германия и её союзницы навязали России крайне тяжёлые условия в виде потери огромных территорий и крупных денежных выплат. Российская делегация во главе с Л. Д. Урицким пыталась затягивать переговоры, а затем разорвала их, но в ответ немецкие войска начали наступление и стремительно продвинулись вглубь страны. Понимая острую необходимость мирной передышки, председатель Совнархоза В. И. Ленин убедил однопартийцев принять новый ультиматум противника и заключить мир на любых условиях. В конце концов, 3 марта мирный договор был подписан. Территориальные потери России были ещё существеннее, чем в соответствии с первым ультиматумом. После того, как новая граница оказалась расположена слишком близко к Ленинграду, советское правительство приняло решение перенести столицу России в Москву.
→ Раскрыть ответ
Задание 3. Перед Вами карта, на которой показана одна из самых известных и стратегически важных железных дорог Российской империи. Укажите её название в виде аббревиатуры из четырёх букв. Из перечня утверждений, приведённого в задании, выберите пять верных и выпишите их номера в поле ответа. При перечислении в ответе более чем пяти цифр эта часть задания не проверяется.
Утверждения к карте:
Регион, по территории которого проходила оóльшая часть железной дороги, назывался Манчжурия.
Буквой «Б» на карте обозначен Владивосток;
Железная дорога на карте была соединена с Транссибирской магистралью;
Железная дорога на карте после 1917 года полностью проходила по территории России;
На карте подписан город, вблизи которого Россия одержала решающую победу над противником в ходе Русско-японской войны;
На карте видна часть акватории Берингова моря;
На карте видна часть Корейского полуострова;
Один из подписанных на карте русских городов в настоящее время носит имя В. И. Ленина;
Отмеченную на карте железную дорогу начали строить после Русско-японской войны;
Порт, отмеченный буквой «А», в период Русско-японской войны был сдан противнику русскими
войсками;
→ Раскрыть ответ
Задание 4. Любой историк должен обладать навыком расшифровки рукописного материала. Перед Вами автографы семи известных деятелей отечественной истории и культуры. В таблице ответа приведены факты об этих деятелях, которые будут служить Вам подсказками. Укажите фамилию каждого деятеля и соотнесите с ним соответствующий автограф.
→ Раскрыть ответ
Задание 5. Перед Вами схемы двух знаменитых сражений, относящихся к одной и той же исторической эпохе. Внимательно изучите обе схемы и ответьте на ряд вопросов.
→ Раскрыть ответ
Задание 6. Перед Вами отрывки из стихотворений, в которых идёт речь о знаменитых битвах и других военных эпизодах XIX – начала XX века, в которых принимали участие русские войска. Определите, какое событие подразумевается в каждом отрывке, и укажите его год. Обратите внимание: в каждом из случаев нужно указать строго один год. Ответьте на дополнительный вопрос, касающийся авторства одного из стихотворений.
→ Раскрыть ответ
Задание 7. Это задание посвящено жёнам восьми русских царей. Их имена уже указаны в таблице ответа, Ваша задача – указать фамилию или отчество каждой царицы. Кроме того, соотнесите с каждой женщиной два факта: один – о ней самой, другой – о её супруге.
Факты о царицах:
После свержения мужа взошла на престол сама.
Факты об их мужьях:
А. В его царствование в состав России вошли Финляндия и Бессарабия;
Б. В его царствование на Руси было введено патриаршество;
В. В его царствование произошли Медный и Соляной бунты;
Г. Он ввёл в России новый порядок престолонаследия, фактически запрещавший женщинам занимать престол;
Д. По его инициативе Россия прекратила воевать с Пруссией в ходе Семилетней войны;
Е. По одной из версий, на самом деле он был беглым монахом Григорием Отрепьевым;
Ж. При нём в русском государстве было отменено местничество;
З. При нём Россия была провозглашена империей.
Была матерью двух царей из династии Романовых;
Была матерью первого русского императора;
Была полькой по происхождению;
Была сестрой знаменитого русского флотоводца – победителя в битве при Гангуте;
Была сестрой одного из русских царей эпохи Смуты;
До принятия православия была известна как Луиза Баденская;
После развода с мужем была заточена в монастырь;
→ Раскрыть ответ
Задание 8. В мае наша страна праздновала 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Перед Вами кадры из знаменитого документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой», посвящённого судьбоносной битве на подступах к советской столице. В фильм, среди прочего, вошла хроника освобождения оккупированных районов Московской области. Рассмотрите представленные кадры и ответьте на ряд вопросов
→ Раскрыть ответ
Задание 9. Перед Вами схема, на которой наглядно показаны и пронумерованы некоторые достопримечательности Московского Кремля. В таблице ответа, где уже указаны имена архитекторов и скульпторов, а также приведены части названий некоторых памятников, напишите для создателя каждой достопримечательности её название и укажите её расположение на схеме.
→ Раскрыть ответ