
Разбор заданий: ответы к Олимпиаде ВСОШ по МХК 7 класс, муниципальный этап для г. Москвы на 07.11.2025 г. Включает в себя авторский разбор вопросов для 7 класса. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Муниципальный этап ВСОШ по МХК 7 класс
Ответы к заданиям на 07.11.2025
Образ дождя в разных видах искусства
Выполняя задания этого тура олимпиады, Вам предстоит поразмышлять о дожде. Люди стремятся постичь законы природы, пытаются укрощать её, но часто осознают и признают своё бессилие перед ней. В древних культурах силами природы управляли боги/божества (достаточно вспомнить Зевса-громовержца). Их милости и их гневу подчинялись стихии. И с древности дождь символизировал божественное благословение, очищение, плодородие, благополучную жизнь, но также и опасность неуправляемой стихии – отсюда множество историй о потопе и фразеологизм, отсылающий к библейскому повествованию: «разверзлись хляби небесные». Милость или проклятие – дождь связывает небо и землю. Особое значение дождь имеет в народной культуре, влияя на важные стадии годового цикла: сев, урожай, уборка урожая. Поэтому так много в фольклоре пословиц, поговорок, закличек и заговоров связано с дождём. Но всё же человек не всегда зависит от причуд погоды, а находит способы спасаться от ненастья, придумав архитектурные конструкции, защищающие от потоков воды, изобретает зонт и осмысляет природные катаклизмы как явление эстетическое. С развитием пейзажа в живописи, а потом фотографии, кинематографа дождь неизменно привлекает внимание художников. Тут интересны и символические значения, и формальные задачи: как нарисовать дождь, как передать дождливое осеннее настроение или, напротив, радужное, светлое летнее. Подумать о том, каким образом решаются эти задачи в разных видах искусства, и предлагают Вам задания муниципального тура олимпиады.
Дождь представляет значительную угрозу для построек, выполненных из дерева. Мастера, работавшие с этим материалом, уделяли огромное внимание тому, чтобы уменьшить попадание влаги на брёвна. В регионах, где выпадает много осадков и вместе с тем дерево является основным материалом для строительства (например, в Норвегии, на русском Севере – в Карелии, в Архангельской области), зодчие выработали разные приёмы, чтобы отвести влагу от стен. Это касалось как жилой, хозяйственной, так и храмовой архитектуры. Приём, о котором пойдёт речь в задании, в основном применялся при постройке деревянных церквей и колоколен. Название этого приёма – повал – плавное расширение верхней части сруба, непосредственно под кровлей, которое образуется за счёт выпуска брёвен наружу. Это создаёт своеобразный бревенчатый карниз, нависающий над стенами и отводящий от них дождь. В русской деревянной архитектуре повал гораздо чаще применялся в северных областях, нежели в центральных и южных. Посмотрите на иллюстрации с изображением храмов из разных регионов России, собранные в задании.
Задание 1-4. Подумайте, в каких ЧЕТЫРЁХ сооружениях есть повал?
Другой способ предохранить стены от дождя – зашить их досками. То есть приколотить гвоздями доски к брёвнам, из которых сложен храм. Благодаря этому постройка получит наружную оболочку, закрывающую стену. Таким образом, повал – это элемент, предохраняющий здание от дождя, который внесён в саму конструкцию сооружения, он может появиться только в момент строительства храма. Зашивка досками, напротив, никак не связана с конструкцией постройки и может быть сделана в любой момент её существования. Зашить досками можно любую постройку: как с повалом, так и без него. Обшивка хорошо защищает храм от дождя, но меняет пластику стен: выгнутые поверхности брёвен скрываются под пригнанными друг к другу досками. Поэтому стена становится ровной, как в сооружениях, выполненных из камня. Отметьте ДВЕ постройки, зашитые досками.
При внимательном рассмотрении на одной из картинок видно ещё одно приспособление, отводящее дождевую воду от стены храма – сливы с каждого из углов карниза, обегающего верхнюю часть храма. Укажите эту иллюстрацию.
Какой из храмов, собранных в задании, подражает каменным церквям: его стены сделаны из брёвен, но обработаны под гладкий камень, а завершение похоже на широкие купола эпохи классицизма? Укажите эту иллюстрацию.

Задание 5-8. Зонт был изобретён в конце II тысячелетия до н.э. Его родиной считается Египет. В древности зонт имел скорее ритуальное, чем практическое назначение – был символом власти, знаком покровительства небес. Держали такой зонт (часто многоярусный) над правителем, императором или придворным очень высокого ранга. Отчасти эта символика сохранилась и в более близких к нам эпохах, но постепенно зонт стал предметом аристократического, но всё же повседневного быта – он превратился в модный дамский аксессуар. С помощью зонта дама защищала себя не от дождя, а от солнца. Показателем богатства и высокого социального положения женщины во многих обществах древности была белая, незагорелая кожа. Это означало, что дама могла себе позволить не выходить из дома и не работать под палящими лучами солнца. Для того чтобы уберечься от него в жарком климате, зонтик был необходим. Делался такой зонтик из тонкой ткани, в более поздние времена обшивался кружевами. Зонтик от солнца был привычным дамским аксессуаром вплоть до начала XX века. Лишь радикальные изменения уклада жизни, произошедшие за последнее столетие, превратили его в раритет. А вот в руках у мужчин зонтик появился поздно – в середине XVIII века. Это произошло, когда англичанин Джонас Хенвей впервые применил зонт для защиты от дождя, а не от солнца. Он натянул на каркас прочную, мало промокаемую ткань и вышел с таким зонтом на улицы Лондона. Там его немедленно осмеяли, однако Хенвей невозмутимо продолжал свои прогулки, надеясь, что соотечественники в конце концов оценят его изобретение. Так и произошло. Столетие спустя зонт от дождя не выглядел смешным и не воспринимался как дамский аксессуар, а ещё через несколько десятилетий он почти полностью вытеснил зонтик от солнца. Посмотрите на изображения, собранные в задании.
В каких ДВУХ работах зонт является символом власти?
Посмотрите на настоящий зонт на иллюстрации А.
Составьте пару из иллюстрации с изображением этого зонта и картины, созданной в ту же эпоху.
Соотнесите каждую пронумерованную иллюстрацию с подписью из выпадающего списка, указывающей на время и место создания произведения. (В качестве наименования территории указано название современной страны.) Обратите внимание, что среди вариантов ответа есть лишние. Каждая выбранная Вами подпись может быть использована только один раз.
