
Разбор заданий: ответы к Олимпиаде ВСОШ по Химии 9 класс, муниципальный этап для Краснодарского края на 11.11.2025 г. Включает в себя авторский разбор вопросов для 9 класса. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Муниципальный этап ВСОШ по Химии 9 класс
Ответы к заданиям на 11.11.2025
Задание 1. В пяти пронумерованных пробирках (1-5) находятся индивидуальные вещества: BaCl2, AlCl3, ZnSO4, K2CO3, KCl (какое вещество зашифровано под какой цифрой – неизвестно). В двух подписанных (А и Б) химических стаканах находятся 1М растворы H2SO4 и NH3*H2O (какое вещество зашифровано под какой буквой – неизвестно).
1. Имея 2 кусочка универсальной индикаторной бумаги, определите, какое вещество находится в стакане А, а какое в стакане Б. Опишите визуальный эффект, на основе которого вы распознаете вещества.
→ Раскрыть ответ
2. Заполните таблицу, указав в соответствующих ячейках аналитические эффекты, сопровождающие взаимодействие веществ 1-5 с растворами А и Б (выделение газа ↑, выпадение осадка ↓, его растворимость в избытке реактива ↓ раст. в избытке, отсутствие визуального эффекта –)
| BaCl2 | AlCl3 | ZnSO4 | K2CO3 | KCl | |
| H2SO4 | |||||
| NH3*H2O |
3. Приведите уравнения реакций в соответствии с Вашей таблицей, сопровождающихся аналитическими эффектами. При растворении в избытке реактива необходимо написать 2 реакции: сначала при недостатке, потом реакция продукта с избытком реактива.
→ Раскрыть ответ
4. Используя только реакции пробирок 1-5 с H2SO4 и NH3*H2O, опишите, как на основе Вашей таблицы можно идентифицировать каждое из веществ в пробирках 1-5.
→ Раскрыть ответ
Реактивы: 1М H2SO4, 1М NH3*H2O.
Оборудование: штатив с пробирками 1-5, химические стаканы А и Б, штатив в 10 чистыми пробирками, 7 пипеток Пастера для отбора проб (для каждого вещества), 2 кусочка универсальной индикаторной бумаги.
→ Раскрыть ответ
Задание 2. В один очень жаркий летний день начинающий химик К. пришёл в свою лабораторию с бутылкой кваса. «Никаких напитков в химической лаборатории, господин К., по технике безопасности не положено!» – грозно произнес его коллега Т. и забрал только что купленный продукт. Расстроившийся студент начал свою работу, но, когда искал нужные для него вещества, увидел старую банку, на которой была порванная этикетка. Надев очки и протерев бумажку от пыли, химик К. увидел надпись «квасцы» и неполную формулу вещества. «Так вот, из чего делают мой любимый напиток!» – сказал про себя он и, недумая больше ни о чем другом, кроме как избавиться от ненужных элементов и приготовить бутылку кваса, принялся за работу.
В химический стакан объемом 2000 мл с большим количеством деионизованной воды химик К. добавил навеску массой 131.6 г, содержащую только поташ (с помощью данного вещества химик хотел очистить свой продукт) и квасцы (содержит самый распространённый в земной коре металл X, входящий в состав корунда, ω(X)=5.6962 % в квасцах). Произошло выпадение белого осадка и выделение бесцветного газа (реакция 1), полученный фильтрат отделили, его масса составила 389.78 г. При добавлении растворов соляной кислоты или гидроксида натрия к этому фильтрату признаков реакции не наблюдалось. На финальной стадии «приготовления кваса» химик К. к фильтрату добавил 1050 мл 6.937 %-го раствора хлорида бария с плотностью 1.1035 г/мл до полного выпадения белого осадка, который не растворяется в кислотах и щелочах (реакция 2). Не увидев образования жидкости ожидаемого цвета, химик аккуратно отобрал небольшую порцию раствора над осадком и добавил еще хлорида бария, однако признаков реакции не наблюдалось.
В расстройстве химик все бросил ушёл в магазин за новой бутылкой кваса.
Вопросы:
1. Напишите общую формулу квасцов. Определите формулу квасцов, приведённых в задаче. Ответ подтвердите расчётом.
2. Напишите уравнения реакций, упомянутых в задаче.
3. Напишите формулы образовавшихся осадков. Каким интересным химическим свойством обладает осадок, образовавшийся в реакции 1?
4. Рассчитайте массовые доли веществ, находящихся в растворе, который образовался после реакции 2.
5. Наверное, всем стало ясно, что квас из квасцов с помощью методики химика К. получить нельзя. Но, если бы у него получилось, то, учитывая состав раствора после реакции 2, какой бы вкус имел квас от химика К.?
6. Наверное, после опыта студента все согласятся, что легче квас покупать, а не готовить. Какой процесс лежит в основе приготовления реального кваса?
Дополнительные сведения: квасцы являются кристаллогидратами и двойными солями, один из катионов которых является однозарядным.
→ Раскрыть ответ