РОКО по Литературе 9 класс , вариант 9051 от 20.11.2025

Официальная тренировочная работа «РОКО» по Литературе 9 класс в формате ОГЭ, вариант № 9051 для подготовки к экзаменам. Дата проведения 20.11.2025

Диагностическая работа РОКО по Литературе 9 класс

Вариант 9051

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2.

Тут только понял Чудик, что  — да, невзлюбила его сноха. А за что действительно?

— А вот за то, што ты никакой не ответственный, не руководитель. Знаю я ее, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает… Она и меня-то тоже ненавидит  — что я неответственный, из деревни.

— В каком управлении-то?

— В этом… горно… Не выговорить сейчас. А зачем выходить было? Што она, не знала, што ли?

Тут и Чудика задело за живое.

— А в чем дело, вообще-то?  — громко спросил он, не брата, кого-то еще…

— Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в черной рамке, так смотришь  — выходец из деревни. Надо газеты читать!.. Што ни фигура, понимаешь, так  — выходец, рано пошел работать.

— А сколько я ей доказывал в деревне-то люди лучше, незаносистые.

— А Степана-то Воробьева помнишь? Ты ж знал его…

— Знал, как же.

— Уже там куда деревня!.. А  — пожалуйста: Герой Советского Союза. Девять танков уничтожил. На таран шел. Матери его теперь пожизненно пенсию будут шестьдесят рублей платить. А разузнали только недавно, считали  — без вести…

— А Максимов Илья!.. Мы ж вместе уходили. Пожалуйста  — кавалер Славы трех степеней. Но про Степана ей не говори… Не надо.

— Ладно. А этот-то!..

Долго еще шумели возбужденные братья. Чудик даже ходил около крыльца и размахивал руками.

— Деревня, видите ли!.. Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь  — как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его  — до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными…

Потом они устали.

— Крышу-то перекрыл?  — спросил старший брат негромко.

— Перекрыл.  — Чудик тоже тихо вздохнул.  — Веранду построил  — любо глядеть. Выйдешь вечером на веранду… начинаешь фантазировать: вот бы мать с отцом были бы живые, ты бы с ребятишками приехал  — сидели бы все на веранде, чай с малиной попивали. Малины нынче уродилось пропасть. Ты, Дмитрий, не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду, она, глядишь, отойдет.

— А ведь сама из деревни!  — как-то тихо и грустно изумился Дмитрий. А вот… Детей замучила, дурра: одного на пианинах замучила, другую в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а  — не скажи, сразу ругань.

— Ммх!..  — опять возбудился Чудик.  — Никак не понимаю эти газеты: вот, мол, одна такая работает в магазине  — грубая. Эх, вы!… а она домой придет  — такая же. Вот где горе-то! И я не понимаю!  — Чудик тоже стукнул кулаком по колену.  — Не понимаю: почему они стали злые?

Когда утром Чудик проснулся, никого в квартире не было: брат Дмитрий ушел на работу, сноха тоже, дети, постарше, играли во дворе, маленького отнесли в ясли.

Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. «Эге!  — подумал Чудик.  — Разрисую-ка я ее». Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено: коляску не узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов стайку уголком; по низу  — цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток… Осмотрел коляску со всех сторон  — загляденье. Не колясочка, а игрушка. Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся.

— А ты говоришь  — деревня. Чудачка.  — Он хотел мира со снохой. Ребеночек-то, как в корзиночке, будет.

Весь день Чудик ходил по городу, глазел на витрины. Купил катер племяннику, хорошенький такой катерок, белый, с лампочкой. «Я его тоже разрисую»,  — думал.

Часов в шесть Чудик пришел к брату. Взошел на крыльцо и услышал, что брат Дмитрий ругается с женой. Впрочем, ругалась жена, а брат Дмитрий только повторял:

— Да ну, что тут!.. Да ладно… Сонь… Ладно уж…

— Чтоб завтра же этого дурака не было здесь!  — кричала Софья Ивановна.

— Завтра же пусть уезжает!

— Да ладно тебе!.. Сонь…

— Не ладно! Не ладно! Пусть не дожидается  — выкину его чемодан к чертовой матери, и все!

Чудик поспешил сойти с крыльца… А дальше не знал, что делать. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.

— Да почему же я такой есть-то?  — горько шептал он, сидя в сарайчике. Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного творчества.

Он досидел в сарайчике дотемна. И сердце все болело. Потом пришел брат Дмитрий. Не удивился  — как будто знал, что брат Василий давно уж сидит в сарайчике.

— Вот…  — сказал он.  — Это… опять расшумелась. Коляску-то… не надо бы уж.

— Я думал, ей поглянется. Поеду я, братка.

Брат Дмитрий вздохнул… И ничего не сказал.

Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле  — в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко:

Тополя-а а, тополя а…

С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.

В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал.

Звали его Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом.
(В.М. Шукшин. «Чудик»)

Задание 1.1. Почему конфликт Чудика с женой брата воспринимается как неизбежный?
→ Раскрыть ответ

Задание 1.2. С помощью каких художественных средств автор передаёт психологическое состояние героев?
→ Раскрыть ответ

Задание 2.1. Выберите другой фрагмент рассказа с участием Чудика. Проанализируйте выбранный фрагмент, определяя, какие особенности личности главного героя в нём раскрываются.
→ Раскрыть ответ

Задание 2.2. В приведённом фрагменте рассказа проявляются представления Чудика о подлинных ценностях. Покажите на примере другого фрагмента, что представляет собой внутренний мир этого героя.
→ Раскрыть ответ

PANDAEXAM
2231

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *