[26.10.2023] Муниципальный этап по Литературе 8 класс 2023-2024 г. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы муниципального этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников Сириус по Литературе 8 класс 26.10.2023

Задания и ответы ВсОШ Сириус по Литературе 2023-2024 (25 октября 2023)
Приобрести задания и ответы (все варианты)

Задание 1.[20 баллов] ТОПОС/ЛОКУС 11

Рассмотрите иллюстрации к двум частям произведения русской литературы и ответьте на вопросы.


11 Топос/локус (греч./лат., часто – термин) означает место.

1.1. Назовите имя, отчество, фамилию автора и названия двух частей произведения, к которым относятся данные иллюстрации.

2.2. Какая иллюстрация относится к данному ниже отрывку? В ответе запишите только букву (А, Б, В, Г, Д).
Шли долго, долго… Наконец
Дверь визгнула – и вдруг
Пред нею он… живой мертвец…
Пред нею – бедный друг!
Упав на грудь ему, она
Торопится спросить:
«Скажи, что делать? Я сильна
Могу я страшно мстить!
Достанет мужества в груди,
Готовность горяча,
Просить ли надо?..» – Не ходи,
Не тронешь палача! –
«О милый! что сказал ты? Слов
Не слышу я твоих.
То этот страшный бой часов,
То крики часовых!
Зачем тут третий между нас?..»
Наивен твой вопрос.

3.3. Распределите иллюстрации по двум частям произведения. Расположите иллюстрации в правильном порядке в соответствии с последовательностью развития сюжета для каждой из частей произведения. В ответе запишите только соответствующую последовательность букв.

4.4. Рассмотрите иллюстрацию Г. Назовите город, в котором оказались персонажи произведения, и фамилию мужчины на иллюстрации.

5.5. В каком городе разворачивается действие, запечатлённое на иллюстрации А?

6.6. Поясните (одним-двумя предложениями), что происходит на иллюстрации В.Перед каждым ответом пишите НОМЕР ВОПРОСА, на который отвечаете.



Задание 2.[25 баллов] ДИАЛОГ ПОЭТОВ РАЗНЫХ ЭПОХ

Прочитайте стихотворение.

Открыть в отдельном окне

Белла Ахатовна Ахмадулина (1937–2010)
СВЕЧА
Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
всё чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
1960

Задание.
Напишите краткий диалог поэтессы Беллы Ахмадулиной с Пушкиным при свете свечи / электрической люстры / люминесцентной лампы / торшера. Сочините, что могла бы сказать поэту начала XIX века поэтесса середины ХХ – начала XXI века. Какие незнакомые Пушкину вещи и/или явления ХХ – начала XXI века могли бы удивить поэта и вызвать его ответные вопросы? Например, шариковая ручка в руках поэтессы, и/или мышка с экраном компьютера, и/или мобильный телефон / планшет, и/или иные незнакомые поэту XIX века детали быта / интерьера. (Обратите внимание на детали стихотворения, которые могут стать предметами диалога поэтов: перо, грамота (бумага), почерк, свеча.)
Оцениваются: количество реплик каждого персонажа (не менее 3-х), содержательность (смысловая цельность, последовательность и речевая связность диалога), яркая и выразительная речь (наличие тропов: эпитетов, метафор, олицетворений), богатство словаря (например, наличие синонимов, антонимов, а также богатый и разнообразный синтаксис), грамотность (отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок).Объём текста – от 100 до 250 слов (указание на объём условно).



Задание 3. [35 баллов] МЕТАФОРА И ЦВЕТОВОЙ ЭПИТЕТ
Прочитайте рассказ М.М. Пришвина «Синий лапоть»

Открыть в отдельном окнеМихаил Михайлович Пришвин (1873–1954)
СИНИЙ ЛАПОТЬ

Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, для грузовиков, для телег и для пешеходов. Сейчас пока для этого шоссе только лес вырубили коридором. Хорошо смотреть вдоль по вырубке: две зелёные стены леса и небо в конце. Когда лес вырубали, то большие деревья куда-то увозили, мелкий же хворост – грачевник – собирали в огромные кучи. Хотели увезти и грачевник для отопления фабрики, но не управились, и кучи по всей широкой вырубке остались зимовать.
Осенью охотники жаловались, что зайцы куда-то пропали, и некоторые связывали это исчезновение зайцев с вырубкой леса: рубили, стучали, гомонили и распугали. Когда же налетела пороша и по следам можно было разглядеть все заячьи проделки, пришёл следопыт Родионыч и сказал:
– Синий лапоть весь лежит под кучами Грачевника.
Родионыч, в отличие от всех охотников, зайца называл не «косым чёртом», а всегда «синим лаптем»; удивляться тут нечему: ведь на чёрта заяц не более похож, чем на лапоть, а если скажут, что синих лаптей не бывает на свете, то я скажу, что ведь и косых чертей тоже не бывает.
Слух о зайцах под кучами мгновенно обежал весь наш городок, и под выходной день охотники во главе с Родионычем стали стекаться ко мне.
Рано утром, на самом рассвете, вышли мы на охоту без собак: Родионыч был такой искусник, что лучше всякой гончей мог нагнать зайца на охотника. Как только стало видно настолько, что можно было отличить следы лисьи от заячьих, мы взяли заячий след, пошли по нему, и, конечно, он привёл нас к одной куче грачевника, высокой, как наш деревянный дом с мезонином. Под этой кучей должен был лежать заяц, и мы, приготовив ружья, стали все кругом.
– Давай, – сказали мы Родионычу.
– Вылезай, синий лапоть! – крикнул он и сунул длинной палкой под кучу.
Заяц не выскочил. Родионыч оторопел. И, подумав, с очень серьёзным лицом, оглядывая каждую мелочь на снегу, обошёл всю кучу и ещё раз по большому кругу обошёл: нигде не было выходного следа.
– Тут он, – сказал Родионыч уверенно. – Становись на места, ребятушки, он тут. Готовы?
– Давай! – крикнули мы.
– Вылезай, синий лапоть! – крикнул Родионыч и трижды пырнул под грачевник такой длинной палкой, что конец её на другой стороне чуть с ног не сбил одного молодого охотника.
И вот – нет, заяц не выскочил!
Такого конфуза с нашим старейшим следопытом ещё в жизни никогда не бывало: он даже в лице как будто немного опал. У нас же суета пошла, каждый стал по-своему о чём-то догадываться, во всё совать свой нос, туда-сюда ходить по снегу и так, затирая все следы, отнимать всякую возможность разгадать проделку умного зайца.
И вот, вижу, Родионыч вдруг просиял, сел, довольный, на пень поодаль от охотников, свёртывает себе папироску и моргает, вот подмаргивает мне и подзывает к себе. Смекнув дело, незаметно для всех подхожу к Родионычу, а он мне показывает наверх, на самый верх засыпанной снегом высокой кучи грачевника.
– Гляди, – шепчет он, – синий-то лапоть какую с нами штуку играет.
Не сразу на белом снегу разглядел я две чёрные точки – глаза беляка и ещё две маленькие точки – чёрные кончики длинных белых ушей. Это голова торчала из-под грачевника и повёртывалась в разные стороны за охотниками: куда они, туда и голова.
Стоило мне поднять ружьё – и кончилась бы в одно мгновение жизнь умного зайца. Но мне стало жалко: мало ли их, глупых, лежит под кучами!..
Родионыч без слов понял меня. Он смял себе из снега плотный комочек, выждал, когда охотники сгрудились на другой стороне кучи, и, хорошо наметившись, этим комочком пустил в зайца.
Никогда я не думал, что наш обыкновенный заяц-беляк, если он вдруг встанет на куче, да ещё прыгнет вверх аршина на два, да объявится на фоне неба, – что наш же заяц может показаться гигантом на огромной скале!
А что стало с охотниками? Заяц ведь прямо к ним с неба упал. В одно мгновенье все схватились за ружья – убить-то уж очень было легко. Но каждому охотнику хотелось раньше другого убить, и каждый, конечно, хватил, вовсе не целясь, а заяц живёхонький пустился в кусты.
– Вот синий лапоть! – восхищённо сказал ему вслед Родионыч.
Охотники ещё раз успели хватить по кустам.
– Убит! – закричал один, молодой, горячий.
Но вдруг, как будто в ответ на «убит», в дальних кустах мелькнул хвостик; этот хвостик охотники почему-то всегда называют цветком.
Синий лапоть охотникам из далёких кустов только своим «цветком» помахал.

1939

Задание.
Прочитанный вами рассказ М.М. Пришвина «Синий лапоть» построен на художественном приёме использования цветового эпитета (в том числе и в названии рассказа). Сочините собственную историю, в которой цветовой эпитет будет определять сюжет придуманного вами повествования. Действие рассказа будет происходить в лесу, обитатели которого (например, звери, птицы, насекомые, цветы, растения и пр.) послужат для вас поводом к цветовым импровизациям. Вынесите в заглавие сочинённого рассказа придуманный вами цветовой эпитет. (Можете использовать следующие предложенные нами варианты названий: «Алое поле», «Белое оперенье», «Рыжий хвост» – или сочинить своё название в соответствии с придуманным вами оригинальным сюжетом истории.) Опишите пейзаж/портрет выбранного вами персонажа (персонажей), с историей которого (которых) соотносится цветовой эпитет.
Оцениваются: содержательность (смысловая цельность, последовательность изложения сюжета, использование цветового эпитета в качестве основы сюжета), детали пейзажа или портрета персонажа ( возможно обладающего ярким характером / речевыми характеристиками), оригинальность вашей художественной фантазии, богатство речи, грамотность (отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок).

Объём текста примерно 100–250 слов. Текст объемом менее 50 слов будет оцениваться нулем баллов.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM