Диагностическая работа СтатГрад № 3 по Русскому языку 9 класс РЯ2590902 от 25.11.2025 г.

Официальный разбор: задания и ответы для Диагностической работы «СтатГрад» по Русскому языку в формате ОГЭ, вариант № РЯ2590902 для подготовки к экзаменам. Включает в себя 15 заданий.

Инструкция по выполнению

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает 15 заданий. Ответами к заданиям являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Часть 1

(1)Заехав в родной городок, где не был много лет, Павел Георгиевич Сафонов, походив по знакомым адресам, выяснил, что никого из друзей или родных ему в городе застать не удастся. (2)Кто-то покинул свой дом ещё во время войны, кто-то погиб на фронте, кто-то уже в мирное время поехал работать в большой город. (3)Он не знал, куда идти и кого искать. (4)Он бродил по городу без цели и вдруг увидел свою школу. (5)Она была такой же, как в детстве. (6)Он вспомнил милую Марию Петровну, любимую учительницу математики. (7)Здесь ли она теперь? (8)Жива ли? (9)И Сафонов решил навестить её. (10)Она оказалась дома. – (11)Мария Петровна, вы меня узнаёте? – (12)Паша Сафонов… (13)Паша? – проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало. – (14)Садись, пожалуйста… (15)Ну, Паша, рассказывай о себе, что ты, как? (16)Ты женился? – (17)Да, Мария Петровна, – ответил Сафонов, – у меня сын, вот книгу написал… (18)Мария Петровна, давайте лучше говорить о прошлом, о школе… – (19)Я хорошо помню ваш класс. (20)Вы были озорные, способные мальчишки… (21)Ты помнишь Мишу Шехтера? – (22)Ну конечно! (23)Завидовал ему! (24)Мы в классе зачитывали его сочинения. – (25)Он стал журналистом, – медленно проговорила Мария Петровна. – (26)Часто читаю его статьи. (27)И часто вспоминаю… – (28)Он заезжал? – (29)Нет. – (30)Да, – сказал Сафонов. – (31)Разлетелись по белу свету… (32)Я слышал, Витька Снегирёв – директор завода на Урале. (33)Игнатцев Сенька – начальник главка, слышали? (34)А он не заезжал? (35)Гриша Самойлов – артист! (36)Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? (37)Неужели не заглядывал? (38)Мария Петровна тихонько кивнула: – Ты пей чай, Паша… – (39)А Нина Винокурова? (40)Мария Петровна не ответила. (41)Он смотрел на её сморщенные руки, на седые волосы… (42)Он подумал, что, если бы она умерла, он не узнал бы об этом. (43)И не узнали бы другие… – (44)Мария Петровна, – еле слышным голосом, потупив взгляд, повторил Сафонов, – Витя Снегирёв, значит, не был у вас? (45)Володя Бойков, Боря Гмыря? (46)Она сидела, по-прежнему наклонив голову. – (47)Нет, Паша, – сказала она. – (48)Ко мне часто заходит Коля Сибирцев. (49)Сафонов смутно помнил Колю Сибирцева. – (50)Плохо помню его, – пожав плечами, сказал он. – (51)Забыл! – (52)Очень плохо, – не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна. (53)Они помолчали. (54)Но от этих последних слов «очень плохо» Сафонову было не по себе: он понял двойной их смысл. – (55)Я прочитала с интересом твою книгу. (56)Когда увидела, сразу дала тебе телеграмму. (57)Он теперь отчётливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других и не ответил на неё, хотя ответил на другие. (58)Мария Петровна, помолчав, вдруг спросила робко: – Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? – (59)Мария Петровна, что вы говорите? – в замешательстве пробормотал он. – (60)Если бы не вы!.. (61)Они простились. (62)Всю дорогу до Москвы Сафонов переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. (63)Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове… (64)Он зашёл на почту и дал телеграмму на имя Марии Петровны. (65)В телеграмме этой было два слова: «Простите нас».

Задание 1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В родном городе у Сафонова осталось много друзей и родственников.
2) Мария Петровна была классным руководителем Сафонова.
3) Мария Петровна плохо помнила ребят из класса Павла Сафонова.
4) Мария Петровна с интересом прочитала книгу, которую написал Сафонов.
5) Сафонову стало стыдно, оттого что никто из его класса, кроме Коли
Сибирцева, не навещал школьную учительницу.
→ Раскрыть ответ

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Она была такой же, как в детстве.
2) Он вспомнил милую Марию Петровну, любимую учительницу математики.
3) Вы были озорные, способные мальчишки…
4) Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
5) Всю дорогу до Москвы Сафонов переживал чувство жгучего, невыносимого стыда.
→ Раскрыть ответ

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Кто-то покинул свой дом ещё во время войны, кто-то погиб на фронте, ктото уже в мирное время оехал работать в большой город.
2) Разлетелись по белу свету.
3) Мария Петровна, давайте лучше говорить о прошлом, о школе…
4) Но от этих последних слов «очень плохо» Сафонову было не по себе: он понял двойной их смысл.
5) Он теперь отчётливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других и не ответил на неё, хотя ответил на другие.


→ Раскрыть ответ

Задание 4. В предложениях 43–49 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм → Раскрыть ответ

Задание 5. Замените разговорное слово «пробормотал» в предложении 59 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
→ Раскрыть ответ

(1)Луиза вошла в класс бесшумно. (2)На уроках она была тише воды и ниже травы. (3)На мои вопросы ничего толком ответить не могла. (4)Вставала и, потупив взор, упорно молчала. (5)Я сидел в кабинете за баррикадами тетрадей и учебников и наконец-то заканчивал дела, до которых раньше руки не доходили. – (6)Луиза, здравствуй! (7)Чем обязан? – (8)На последнем уроке литературы вы мне «четыре» поставили… (9)Я так и не поняла, за что? – (10)У тебя был хороший ответ: дельный и умный. (11)Но до «пятёрки» ты не дотянула… (12)Луиза подняла на меня испуганные глаза. – (13)Какая «пятёрка»! (14)Что вы?! (15)Вы и «четвёрку»-то мне зря поставили. – (16)Это почему же?! – признаться, я не ожидал такого. – (17)Потому что я дура. (18)Я просто опешил. (19)Смотрел на Луизу, не зная, что говорить, и старался взять себя в руки. (20)Наконец я не выдержал: – (21)Может, всё-таки объяснишь, почему ты считаешь себя дурой? – (22)А чего объяснять? – тоскливо глядя на меня, продолжала гнуть своё Луиза. – (23)Я стихи не понимаю. (24)Вот спрашивают меня: «Что автор хотел сказать этим стихотворением?» (25)А я не знаю. (26)Понимаете: все знают, а я нет! – (27)Видишь ли, – попытался нащупать я твёрдую почву, – здесь не всё так просто… возьмём, например, такие строчки: Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине… (28)Если бы меня спросили, о чём это стихотворение, я тоже вряд ли бы что-то внятное ответил. (29)Откуда я знаю, что хотел этим сказать автор? – (30)Правда? – выдохнула Луиза. – (31)Но ведь этого не может быть! (32)Вы же учитель – вы должны всё это знать!. – (33)Ну, я и понимаю, что Валерий Брюсов, поэт-символист, в свойственной ему манере пишет о процессе поэтического творчества. (34)Он, видимо, именно так себе процесс написания стихов и представляет. (35)При этом для него звучание поэтического слова порой важнее его смысла. (36)Об этом много написано. (37)И потом – откуда ты знаешь, понимают ли на самом деле стихи те, кто это утверждает! (38)Луиза положила на мой стол сборник стихотворений Александра Блока и раскрыла на странице с закладкой. – (39)Вот! (40)Прочтите, пожалуйста. (41)Я взял книгу и продекламировал: Разгораются тайные знаки На глухой, непробудной стене. Золотые и красные маки Надо мной тяготеют во сне… (42)Луиза внимательно смотрела на меня, словно пыталась прочитать ответ на моём лице: – Ну что, понимаете, что хотел сказать этим автор? – (43)Что-то, конечно, понимаю. (44)Тут опять, кстати, про стену. (45)Как и у Брюсова. (46)Далась им эта стена! (47)Видимо, в их представлении это некий экран, на котором поэты-символисты пишут свои тайные знаки, свои символы. (48)Но вот какие именно «тайные знаки» разгораются на «глухой, непробудной стене» – это, боюсь, однозначно истолковать невозможно. (49)Символ – это тебе не эмблема, которая понимается однозначно. (50)Вообще, это очень сложное для понимания стихотворение раннего Блока. (51)Я думаю, не только мне, но и любому, даже самому опытному литературоведу оно не до конца понятно. (52)На то он и символизм, чтобы каждый читатель вкладывал свой смысл в эти слова, по-своему понимал эти символы! (53)Луиза раскрыла другую страницу сборника, тоже заложенную закладкой: О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! – (54)А вот это я понимаю. (55)И мне, Луиза, это стихотворение нравится! – (56)И я понимаю. (57)И мне нравится. (58)Девушка села рядом со мной. (59)Сидела тихо, как мышка. (60)Молчала. (61)Потом вдруг спросила: – А вы меня не обманываете? – (62)Это ты про что? – (63)Ну, про то, что про весну вы понимаете, а про стену – нет. – (64)А с какой стати мне тебя обманывать? – (65)Значит, я не дура? – (66)Значит, нет! (67)Я вообще советую тебе держаться в этой жизни увереннее и никогда не называть себя дурой. (68)Стихи – материя очень сложная для понимания. (69)Поэт и сам иногда до поры до времени не знает, куда заведёт его стихотворный размер или рифма. (70)Если кто-нибудь скажет тебе, что прекрасно понимает стихи поэтов-символистов, – знай: он лукавит. (71)Всем нам хочется казаться умнее, чем мы есть на самом деле. (72)Особенно учителям. (73)Нам это как бы по должности положено, но ведь это, в сущности, глупо.

Задание 6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик был занят делами, когда Луиза вошла в класс.
2) Луиза считала, что не заслужила своим ответом даже «четвёрку».
3) Луиза думала, что она единственная не понимает смысла некоторых стихов.
4) Не было ни одного стихотворения, которое бы нравилось Луизе.
5) По мнению рассказчика, стихи символистов должны понимать только специалисты по литературоведению
→ Раскрыть ответ

Задание 7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи
является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Я сидел в кабинете за баррикадами тетрадей и учебников и наконец-то заканчивал дела, до которых раньше руки не доходили.
2) Луиза подняла на меня испуганные глаза.
3) У тебя был хороший ответ: дельный и умный.
4) Поэт и сам иногда до поры до времени не знает, куда заведёт его стихотворный размер или рифма.
5) Если кто-нибудь скажет тебе, что прекрасно понимает стихи поэтов символистов, – знай: он лукавит.
→ Раскрыть ответ

Задание 8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.
1) На мои вопросы ничего толком ответить не могла.
2) Луиза внимательно смотрела на меня, словно пыталась прочитать ответ на моём лице: «Ну что, понимаете, что хотел сказать этим автор?»
3) Видимо, в их представлении это некий экран, на котором поэты-символисты пишут свои тайные знаки, свои символы.
4) Сидела тихо, как мышка.
5) Всем нам хочется казаться умнее, чем мы есть на самом деле.


→ Раскрыть ответ

Задание 9. В предложениях 16–23 найдите слово со значением «прийти в замешательство от неожиданности, удивления или испуга». Выпишите это слово.
→ Раскрыть ответ

Задание 10. В предложениях 71–74 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
→ Раскрыть ответ

PANDAEXAM
2362

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *