
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Биологии (Углубленный уровень) для 10 класса на 29.04.2025 год, содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Биологии (Углубленный уровень) 10 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Биологии (Углубленный уровень)» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения проверочной работы – 70 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 10 класса: задания и ответы
Задание 1. Рассмотрите таблицу «Свойства живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
| СВОЙСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|---|---|
| размножение | живые организмы способны воспроизводить себе подобных |
| необратимое, направленное, закономерное увеличение размеров клетки |
Задание 2. В эксперименте исследователь изучал изменение кислотности (рН) молока за счёт накопления молочной кислоты в процессе обмена веществ микроорганизмов. В первую пробирку он налил 2 мл стерилизованного молока, а во вторую пробирку – 2 мл свеженадоенного молока, добавил одинаковое количество бактерий и, герметично закрыв, поместил пробирки в лабораторный шкаф с контролируемой комнатной температурой на 24 часа.
Как при этом изменилось количество молочной кислоты в первой и второй пробирках?
Для каждого случая определите соответствующий характер изменения количества молочной кислоты, выбрав ответ из выпадающего списка.
| Пробирка № 1 | Пробирка № 2 | |
|---|---|---|
| Ответ: | увеличилось уменьшилось не изменилось | увеличилось уменьшилось не изменилось |
Задание 3. Молекулярная масса белка составляет 12100.
Сколько молекул тРНК будет участвовать в процессе трансляции данного белка, если средняя молекулярная масса одной аминокислоты составляет 110?
В ответе запишите только соответствующее число.
Задание 4. Изучите фрагмент родословного древа семьи, у некоторых членов которой сросшаяся мочка уха.ФРАГМЕНТ РОДОСЛОВНОГО ДРЕВА СЕМЬИ

Используя предложенную схему родословной, определите тип наследования признака – сросшаяся мочка уха.
аутосомно-доминантный
аутосомно-рецессивный
сцепленный с Х-хромосомой доминантный
сцепленный с Х-хромосомой рецессивный
сцепленный с Y-хромосомой доминантный
сцепленный с Y-хромосомой рецессивный
Рассмотрите схему и выполните задания 5 и 6.

Задание 5. Какой цифрой на схеме обозначена фаза митоза, в ходе которой к разным полюсам клетки расходятся центриоли?
Задание 6. Установите соответствие между характеристиками и стадиями митоза, обозначенными на схеме цифрами 1, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из выпадающего списка.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | СТАДИИ МИТОЗА |
|---|---|
| образование двух дочерних клеток | 1 3 4 |
| движение сестринских хроматид – хромосом к полюсам клетки | 1 3 4 |
| формирование новых ядер у полюсов клетки | 1 3 4 |
| расположение хромосом по экватору клетки | 1 3 4 |
| нити веретена деления укорачиваются | 1 3 4 |
| набор хромосом и молекул ДНК в клетке составляет 2n4c | 1 3 4 |
Задание 7. Укажите все органоиды, в которые может переходить органоид растительной клетки, изображённый на рисунке.

лейкопласты митохондрии хромопласты хромосомы амилопласты
Задание 8. Какие из перечисленных терминов можно использовать для описания пластического обмена? Укажите три верных ответа. брожение диссимиляция трансляция ассимиляция хемосинтез гликолиз
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

Задание 9. Какой цифрой на рисунке обозначен заросток?
Задание 10. Установите соответствие между признаками и стадиями жизненного цикла сосудистых растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из выпадающего списка.
| ПРИЗНАКИ | СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА |
|---|---|
| развиваются архегонии и антеридии | 1 2 3 |
| вегетативная и генеративная клетка | 1 2 3 |
| восьмиядерный зародышевый мешок | 1 2 3 |
| образуется из мегаспоры | 1 2 3 |
| обоеполый гаметофит | 1 2 3 |
| мужской гаметофит | 1 2 3 |
Задание 11. Установите последовательность процессов жизненного цикла мха, начиная с мейоза.
При выполнении задания переместите элементы в нужном порядке с помощью мыши
или запишите в поле ответа правильную последовательность цифр, не разделяя их запятыми или пробелами.
1) образование спор
2) формирование протонемы
3) формирование зиготы
4) оплодотворение яйцеклетки
5) развитие спорофита
Задание 12. Укажите три верных ответа, которые соответствуют описанию этапа сперматогенеза, обозначенного на схеме цифрой 1. Какие характеристики характерны для этой клетки?

диплоидная клетка клетка с бивалентами клетка в зоне размножения гаплоидная клетка сперматогоний клетка в зоне созревания
Задание 13. Установите последовательность этапов развития ВИЧ с момента его проникновения в лимфоцит человека.
1) проникновение вирусной РНК в цитоплазму лимфоцита
2) встраивание ДНК вируса в хромосому лимфоцита
3) транскрипция и трансляция вирусных молекул в лимфоците
4) самосборка вирусных частиц
5) обратная транскрипция
Рассмотрите рисунки и выполните задания 14 и 15.

Задание 14. Какой цифрой обозначен рисунок, на котором изображён организм, имеющий целлюлозную клеточную стенку?
Задание 15. Установите соответствие между признаками и организмами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| ПРИЗНАКИ | ОРГАНИЗМЫ |
|---|---|
| фагоцитоз | 1 2 3 |
| муреиновая оболочка | 1 2 3 |
| хитиновая оболочка | 1 2 3 |
| одна «хромосома» | 1 2 3 |
| гликокаликс | 1 2 3 |
| мелкие рибосомы 70S | 1 2 3 |
Задание 16. Установите последовательность процессов, происходящих при полном окислении глюкозы.
1) образование пировиноградной кислоты
2) образование ацетил-КоА
3) окислительное фосфорилирование
4) активация глюкозы с помощью АТФ
5) цикл Кребса
Задание 17. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из выпадающего списка.

| СТРУКТУРЫ | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
|---|---|
| кровь, лимфа | 1 2 |
| нервная ткань | 1 2 |
| потовые железы | 1 2 |
| скелетная мускулатура | 1 2 |
| эпидермис кожи | 1 2 |
| хрящевая ткань | 1 2 |
Задание 18. Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости».
Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав соответствующие элементы из выпадающих списков.
| ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | ПРИМЕРЫ |
|---|---|---|
| модификационная генная наследственная | изменение фенотипа | сезонная смена окраски зайца |
| мутационная | изменение фенотипа изменение генотипа и фенотипа изменение генотипа | серповидноклеточная анемия у человека |
| комбинативная | изменение генотипа и фенотипа | полиплоидное растение энотеры сезонная смена окраски куропатки рождение голубоглазых детей у кареглазых родителей |
Задание 19. Известно, что свиной (вооружённый) цепень – ленточный червь, гермафродит. Отметьте в приведённом ниже тексте три утверждения, которые относятся к описанию перечисленных выше признаков цепня.
Тело свиного цепня состоит из плоских члеников, достигает до двух-трёх метров в длину. Взрослые черви паразитируют в тонкой кишке человека, который является окончательным хозяином. Для прикрепления к стенке кишечника, помимо четырёх присосок на головке, имеет два ряда острых крючьев. У свиного цепня анаэробный обмен веществ. Заражённый цепнем человек представляет для окружающих опасность как источник заражения яйцами. Каждый членик в средней части тела содержит семенники, яичники и матку, в которой созревают 30–50 тысяч яиц.
Задание 20. Экспериментатор разместил 15 растений на равном удалении от источника света различной интенсивности (силы света). Он измерял активность фотосинтеза по количеству кислорода, выделенного растениями за 40 минут. По результатам своего эксперимента учёный построил график (по оси х отложена сила света (в канделах), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).

Укажите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Скорость фотосинтеза возрастает независимо от силы света.
Относительная скорость фотосинтеза возрастает при повышении силы света до 1500 кд.
Скорость фотосинтеза при повышении силы света от 1500 до 2000 кд практически не изменяется.
В растениях скорость фотосинтеза после повышения силы света до 1500 кд снижается.
Скорость фотосинтеза всегда прямо пропорциональна силам света.
Задание 21. Какую аминокислоту во время биосинтеза белка в клетке будет кодировать иРНК, если ей соответствует триплет 5′ ГТГ 3′ на смысловой цепи ДНК?
Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь таблицей генетического кода.
| Генетический код (иРНК от 5′- к 3′-концу) | |||||
| Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
|---|---|---|---|---|---|
| У | Ц | А | Г | ||
| У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир – – | Цис Цис – Три | У Ц А Г |
| Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
| А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
| Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Задание 22. Установите последовательность структур нуклеиновой кислоты, начиная с наименьшей.
1) ген
2) оперон
3) ДНК
4) цитозин
5) триплет
6) нуклеотид
Задание 23. Какие утверждения соответствуют положениям клеточной теории?
Выберите три верных ответа.
Клетки появляются в результате деления материнской клетки.
Зигота возникает в результате слияния половых клеток.
Все клетки имеют общий план строения организмов.
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
Все организмы состоят из различных тканей.
Каждая клетка всегда содержит ядро внутри.
Задание 24. Почему вода является важным компонентом клетки?
Выберите три верных ответа.
является универсальным растворителем
участвует в химических реакциях
поддерживает осмотический баланс
является основным источником энергии
защищает клетку от перегрева
способствует синтезу всех видов витаминов
Задание 25. Овощеводческое хозяйство, специализирующееся на выращивании томатов для продажи, получило семенной материал от селекционной станции. Селекционеры сообщили, что ген красного цвета является доминантным, а ген опушённости плодов – рецессивный. Гены формы плодов и окраски находятся в различных парах гомологичных хромосом. В полученном урожае было 72 тонны гладких красных томатов и 24 тонны красных опушённых томатов.
Сколько тонн жёлтых опушённых томатов было собрано овощеводческим хозяйством, если исходный семенной материал был гетерозиготным по обоим признакам?
Задание 26. Проанализируйте таблицу «Строение древесного стебля».
Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав соответствующие элементы из выпадающих списков.
| СТРУКТУРА | МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ В ДРЕВЕСНОМ СТЕБЛЕ | ФУНКЦИЯ |
|---|---|---|
| луб камбий сосуды сердцевина | между корой и древесиной | фотосинтез рост органа в толщину транспирация и газообмен транспорт воды и минеральных веществ |
| ситовидные трубки | луб камбий сосуды сердцевина | проведение органических веществ |
Задание 27. Выберите три верных ответа. Какие из перечисленных ниже характеристик используются для описания дигибридного скрещивания дигетерозигот при независимом наследовании?
аллели одного гена находятся в разных хромосомах
расщепление по генотипу и фенотипу совпадают
у каждого из родителей формируется по два типа гамет
исследуемый признак определяется двумя аллелями
расщепление по фенотипу составляет 9:3:3:1 при полном доминировании
при полном доминировании соблюдается третий закон Менделя
Задание 28. Установите последовательность процессов, происходящих при обмене углеводов в организме человека.
1) полное окисление до углекислого газа и воды
2) всасывание глюкозы в кровь и транспорт к клеткам тела
3) расщепление крахмала под действием ферментов слюны
4) анаэробное расщепление глюкозы
5) расщепление углеводов под действием ферментов поджелудочной железы