
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Литературе (Углубленный уровень) для 10 класса на апрель-май 2025 г., содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Литературе (Углубленный уровень) 10 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Литературе (Углубленный уровень)» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения проверочной работы – 70 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 10 класса: задания и ответы
Прочитайте фрагмент произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и выполните задания 1–5.
Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт!» Такой же самый крепкий и на диво стачённый образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семёновичем. Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперёд. Хозяин, казалось, сам чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: «Не побеспокоил ли я вас?» Но Чичиков поблагодарил, сказав, что ещё не произошло никакого беспокойства. Вошёл в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» <…> Гость и хозяин не успели помолчать двух минут, как дверь в гостиной отворилась, и вошла хозяйка, дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Вошла она степенно, держа голову прямо, как пальма. – Это моя Феодулия Ивановна! – сказал Собакевич. Чичиков подошёл к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы, причём он имел случай заметить, что руки были вымыты огуречным рассолом. – Душенька, рекомендую тебе, – продолжал Собакевич, – Павел Иванович Чичиков! У губернатора и почтмейстера имел честь познакомиться. Феодулия Ивановна попросила садиться, сказавши тоже: «Прошу!» – и сделав движение головою, подобно актрисам, представляющим королев. Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым* платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью <…>. Почти в течение целых пяти минут все хранили молчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зёрнышки. Чичиков ещё раз окинул комнату, и всё, что в ней ни было, – всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»
Задание 1. Выберите верное утверждение, объясняющее место фрагмента в сюжете произведения.
Чичиков приехал к Собакевичу как к чиновнику для оформления бумаг.
Собакевич был первым, к кому приехал Чичиков по служебной надобности.
В результате встречи после торга Собакевич продал Чичикову мёртвые души.
После встречи с Собакевичем Чичиков отправился на приём в дом полицеймейстера.
Задание 2. Установите соответствие между персонажами и их характеристиками: для каждого персонажа подберите и переместите с помощью мыши его характеристику.
| ГЕРОИ | ||
|---|---|---|
| Чичиков | Ноздрёв | Манилов |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
|---|---|
| «<…> господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод…» | «<…> черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…» |
| «<…> он родного отца хотел продать или, ещё лучше, проиграть в карты». | «<…> Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом…» |
Задание 3. Заполните пропуски в предложенном тексте. Впишите соответствующие термины.
Наличие – один из критериев, позволивших автору определить жанр «Мёртвых душ» как .
Задание 4. Прочитайте предложенную характеристику и укажите, кому из героев произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» она принадлежит.
«<…> был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел, как говорится, на своём месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него. Дело было так поведено умно, что он получал вдвое больше доходов противу всех своих предшественников, а между тем заслужил любовь всего города».
Плюшкину
Чичикову
Манилову
полицеймейстеру
Задание 5. Определите последовательность указанных эпизодов в сюжете произведения.
1) Рассказ о детстве Чичикова
2) Приезд Чичикова в усадьбу Коробочки
3) Обед в доме Манилова
4) Разговор с Плюшкиным
Задание 6. Выберите из перечня героев русской литературы, которые следовали наказу своего отца.
Пётр Гринёв (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
Чичиков (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
Молчалин (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)
Раскольников (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)
Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Задание 7. Установите соответствие между героями, названиями произведений, к которым они относятся, и авторами, написавшими эти произведения. Заполните таблицу: для каждого героя перетащите с помощью мыши соответствующее название произведения и автора, который это произведение написал.
| Герои | Названия произведений | Авторы |
|---|---|---|
| Разумихин | ||
| Ситников | ||
| Капитан Тушин | ||
| Капитан Копейкин | ||
| Грушницкий |
| Названия произведений | Авторы | |
|---|---|---|
| «Война и мир» | Ф.М. Достоевский | |
| «Герой нашего времени» | И.С. Тургенев | |
| «Мёртвые души» | М.Ю. Лермонтов | |
| «Отцы и дети» | Л.Н. Толстой | |
| «Преступление и наказание» | Н.В. Гоголь | |
| «Гроза» | А.Н. Островский |
Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и выполните задания 8–11.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Задание 8. Заполните пропуски в предложенном тексте. Впишите соответствующие термины.В стихотворении «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев создаёт , то есть описание природы, помогающее понять настроение лирического героя. Благодаря природа в стихотворении Ф.И. Тютчева оживает.
Задание 9. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
эпитет
гротеск
анафора
метафора
инверсия
Задание 10. Определите размер стихотворения без указания количества стоп.
Задание 11. Определите тип рифмовки стихотворения.
Задание 12. В каком из предложенных стихотворений отражён мотив обновления жизни?
А.А. Фет. «Это утро, радость эта…»
Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…»
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам…»
М.Ю. Лермонтов. «Парус»
Задание 13. По предложенным фрагментам определите названия стихотворений и впишите их в соответствующие поля.
| Фрагменты стихотворений | Названия стихотворений |
|---|---|
| Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. А.С. Пушкин | |
| Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть её должна. Не верьте, юноши! не стареет она. Н.А. Некрасов | |
| Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надёжный, без порока; Булат его хранит таинственный закал – Наследье бранного востока. М.Ю. Лермонтов | |
| О смертной мысли водомёт, О водомёт неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метёт? Ф.И. Тютчев |