
Официальный образец варианта заданий с ответами и решениями ВПР 2025 по Биологии 8 класс с официального ресурса ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования). Демоверсия предназначена для подготовки учащихся к всероссийской проверочной работе (ВПР), которая пройдет в период с 11 апреля по 16 мая 2025 года.
→ Типовые (тренировочные варианты) по Биологии 8 класс
→ Образец проверочной работы по Биологии 8 класс
→ Описание проверочной работы по Биологии 8 класс
Онлайн вариант ВПР 2025 по Биологии 8 класс
Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ. Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО).
Структура проверочной работы
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. В части 1 содержатся задания 1–9; в части 2 – задания 10–17. Задания 1, 2, 3.1, 4, 5.1, 5.2, 6.1, 7.1, 8, 9.1 предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр, числа или слова (словосочетания), а задания 3.2, 6.2, 7.2, 9.2 предполагают развернутый ответ (дать объяснение, описание или обоснование). Задания 10, 11, 12.1, 13.1, 13.2, 14.1, 14.3, 15.1, 15.2, 16.1 предполагают краткий ответ в виде слова (словосочетания) или числа / комбинации цифр, а задания 12.2, 14.2, 16.2, 16.3, 17 предполагают развернутый ответ (дать объяснение, описание или обоснование). Задания проверяют сформированность системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности животного организма, систематических группах животных, развитии животного мира на Земле, роли животных в природных сообществах и жизни человека, а также умения применять биологические знания при решении практических задач.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий части 1 проверочной работы по биологии отводится один урок (не более 45 минут). Часть 1 включает в себя 9 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Задания проверочной работы по Биологии
Задание 1. Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого является изображённое на фотографии животное?

1) орнитолог
2) гельминтолог
3) герпетолог
4) энтомолог
Задание 2. На рисунке изображена эпителиальная ткань. Выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к характеристике данной ткани. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Выполняет опорную функцию.
2) Клетки тесно прилегают друг к другу.
3) Выстилает внутреннюю поверхность желудка.
4) Клетки располагаются на большом расстоянии друг от друга в волокнистом межклеточном веществе.
5) Эта ткань переносит питательные вещества и кислород от пищеварительной системы и органов дыхания к тканям.
6) Клетки этой ткани могут быть по форме плоскими, кубическими, цилиндрическими.
Задание 3.1.Определите тип развития насекомых, приведённых в списке. Запишите цифры, под которыми указаны насекомые, в соответствующую ячейку таблицы. Список насекомых:
1) малярийный комар
2) клоп вредная черепашка
3) комнатная муха
4) зелёный кузнечик
5) оранжерейная тля
6) майский жук
Задание 3.2. Какой тип развития характерен для виноградной улитки, изображённой на рисунке? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3.1.Определите тип питания организмов, приведённых в списке. Запишите цифры, под которыми указаны организмы, в соответствующую ячейку таблицы. Список организмов:
1) ламинария
2) мухомор
3) кукушкин лён
4) кукушка
5) дождевой червь
6) репчатый лук
Задание 3.2. Какой тип питания характерен для инфузории туфельки, изображённой на рисунке? Обоснуйте свой ответ.

Задание 4. Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самой крупной.
1) Многоклеточные
2) Белянка капустная
3) Животные
4) Насекомые
5) Членистоногие
6) Чешуекрылые
Задание 5. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

5.1. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лёгкое
2) кожа
3) жабра
4) воздушный мешок
5.2. Какая система у майского жука из-за разветвлённости трахей перестала выполнять функцию переноса кислорода?
Задание 6. Рассмотрите схему, на которой представлен цикл развития бычьего цепня, и ответьте на вопросы.

Задание 6.1. Какой цифрой обозначен на схеме промежуточный хозяин?
Задание 6.2. Как человек может заразиться бычьим цепнем? Опишите механизм одного из способов заражения.
Задание 7.1. Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы и типами животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ
А) Замкнутая кровеносная система.
Б) Функцию сердца выполняют окологлоточные кольцевые сосуды.
В) Незамкнутая кровеносная система.
Г) Есть спинной и брюшной сосуды.
Д) Есть сердце на спинной стороне, с отходящими от него сосудами.
Е) Кровь выходит из сосудов и омывает внутренние органы.
ТИПЫ ЖИВОТНЫХ
1) Кольчатые черви
2) Членистоногие
7.2. Приведите по три примера животных, относящихся к указанным типам. Запишите их названия в таблицу.
Тип Кольчатые черви
Тип Членистоногие
Задание 8. На рисунке изображение белой планарии. Выберите характеристики, соответствующие данному животному. В ответ запишите соответствующие цифры

А. Движение
1) с помощью псевдоподий
2) с помощью жгутиков
3) с помощью ресничек
4) за счет волнообразных сокращений мышц
5) за счет конечностей рычажного типа
Б. Пищеварительная система
1) замкнутая
2) сквозная
В. Кровеносная система
1) отсутствует
2) замкнутая
3) незамкнутая
Г. Выделительная система
1) отсутствует
2) представлена сократительной вакуолью
3) представлена звездчатыми клетками и канальцами
4) нефридии
5) мальпигиевы сосуды
Д. Нервная система
1) сеть нервных клеток
2) разбросанные нервные узлы
3) два головных нервных узла, от которых отходят нервные стволы
4) окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка
Задание 9. Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.
Задание 9.1. У представителей какого рода человекообразных обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела? Какие человекообразные обезьяны лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.
Задание 9.2. Какой из приведённых признаков может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?

Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы
На выполнение части 2 проверочной работы по биологии отводится один урок (не более 45 минут). Часть 2 включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Задание 10. Рассмотрите изображённое на рисунке животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного. Укажите среду обитания животного.

Задание 11. Птицы – теплокровные яйцекладущие, приспособленные к полёту. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этих животных. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Кожа птиц тонкая, сухая, железы отсутствуют.
2) Передние конечности видоизменены в крылья.
3) Перо – производное эпидермиса кожи, образованное кератином.
4) У животных наблюдается высокая скорость метаболизма.
5) Яйца птиц покрываются оболочками по мере прохождения по яйцеводу.
6) В челюстях отсутствуют зубы.
Задание 12.1. Установите соответствие между частями пера птицы, обозначенными буквами (А–Д) на рисунке, и их названиями. Список названий:
1) очин
2) стержень
3) бородка первого порядка
4) бородка второго порядка
5) крючочек
6) бородка третьего порядка

Задание 12.2. Напишите название типа пера, изображённого на рисунке. Какую функцию выполняют такие перья?
Задание 13.1. Рассмотрите рисунок. Какая конечность птицы изображена на рисунке?

Задание 13.2. Установите соответствие между отделами конечности, обозначенными буквами (А–В) на рисунке, и их названиями
Список названий:
1) голень
2) цевка
3) бедро
4) пряжка
Задание 14. Какой цифрой на рисунке обозначено сердце птиц? Какая анатомическая особенность в строении сердца птиц способствует теплокровности этих животных? Сколько кругов кровообращения у птиц? Ответ запишите цифрой.

Задание 15. Какой буквой на рисунке обозначена дыхательная система птиц? Какая существует анатомическая особенность в строении лёгких птиц – приспособление к полёту?

Задание 16. На рисунке представлена пищеварительная система птиц. Установите соответствие между отделами пищеварительной системы, обозначенными буквами (А–Д) на рисунке, и их названиями.

Список названий:
1) железистый желудок
2) мускулистый желудок
3) пищевод
4) тонкий кишечник
5) зоб
7) клоака
Какую функцию выполняет железистый желудок и какую функцию выполняет мускулистый? Для каждого отдела укажите одну его функцию. Укажите две особенности пищеварения у птиц, которые являются приспособлениями к полёту.
Задание 17. Птицы – важнейший элемент экосистем. Какое значение они имеют в лесных сообществах? Напишите три значения.