
Решили задания и ответы по Олимпиаде муниципального этапа ВСОШ по Экологии для 9, 10-11 класса 2024/25 для Московской области 30.10.2024 на официальном сайте
Задания муниципального этапа по Экологии
9 класс
Задание 1: Какие газы из списка ниже относят к циклопропан
углекислый газ
ОЗОН
аргон
водяной пар
сероводород
парниковым?
→ Узнать ответ
Задание 2: Выберите инвазионные виды, встречающиеся на территории Московской области из
списка ниже:
рыжая лисица
золотарник гигантский
испанский слизень
клен остролистный
белянка капустная
колорадский жук
→ Узнать ответ
Задание 3: Выберите из списка растения, которые относятся к другим группам (консументы или редуценты).
плющ колхидский
гнездовка настоящая
Вьюнок
заразиха
паслен
Сосна
→ Узнать ответ
Задание 4: Сопоставьте имена выдающихся экологов с их вкладом в развитие экологии:
Владимир Вернадский
Элвин Саффир
Рейчел Карсон
Юджин Одум
→ Узнать ответ
Задание 5: Необходимо соотнести организмы с фотографиями тех животных, в чью кормовую базу они входят. Для одного животного может быть несколько объектов кормовой базы.

Задание 6: В каких сообществах максимально накопление органического вещества в почвах?
ковыльные степи умеренного климата
тропические дождевые леса
широколиственные леса умеренного климата
субнивальные растительные группировки
→ Узнать ответ
Задание 7: Какие приспособления позволяют птице колибри (Trochilidae) эффективно питаться нектаром цветов?
Длинный клюв, позволяющий доставать нектар из глубоких чашечек цветов.
Ярко окрашенная оперение, привлекающее внимание насекомых-опылителей.
Быстрое биение крыльев, обеспечивающее парение в воздухе и перемещение с цветка на цветок.
Хорошо развитый язык, позволяющий высасывать нектар.
Способность к перелетам на большие расстояния в поисках питания.
→ Узнать ответ
Задание 8: Размышляя о собственном дачном участке, Алексей мечтал о высоком красивом газоне. Ровном, зеленом, ухоженном. Когда свой участок появился, газон был посеян. Первый год он рос и набирал силу, а на второй порадовал владельца «тем самым видом. Шло время. Через несколько лет стало заметно, что в районе подросших посадок деревьев и кустарников газон поредел, а местами и вовсе сошел на нет. Появились «проплешины», зарастающие мхами. Ни попытки уничтожения мхов, ни досев газонной смеси результата не дали. Почему?
Газонным травам на этом участке не хватает углекислого газа, а мхи лучше переносят его дефицит. Мохообразные растения более конкурентоспособны, чем газонные травы и начали активно вытеснять их. Плодовые деревья и кустарники выделяют в почву вещества, которые подавляют возможность роста луговых газонных трав, а мохообразным не вредят
Деревья и кустарники затеняют светолюбивые газонные травы, те ослабевают и гибнут, а мхи просто занимают освободившуюся экологическую нишу.
→ Узнать ответ
Задание 9: Составьте верную цепь питания для наземных экосистем Алтайских гор, выбрав из предложенных вариантов: Пример: РЫБА-БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
соболь
альпийская пищуха
кипарис вечнозеленый
песец
белый медведь
кипрей широколистный
красный волк
→ Узнать ответ
10-11 класс
Задание 1: Индийская крылатка (Pterois miles) — широко известный вид ядовитых из семейства рыб Скорпеновые, который в последние 10 лет активно распространяется в Средиземном море. Вид был занесен через Суэцкий канал, как и еще несколько сотен чужеродных для Средиземного животных. Моря видов
Выберите верные утверждения из списка ниже
размеры особи часто более 70 см в длину
мертвую рыбу можно спокойно брать в руки, не боясь ее ядовитых плавников
крылатка является хищной рыбой крылатка обитает на глубинах более 30 м
крылатка активна преимущественно ночью
для снижения численности вида проводят соревнования по вылову
→ Узнать ответ
Задание 2: В данном задании несколько верных ответов (возможно, один). Укажите все, которые Вы считаете верными, однако обратите внимание, что в случае, если не все верные ответы отмечены или отмечен неверный вариант, балл снижается.
На настоящий момент все большую роль в экологических исследованиях играют данные
дистанционного зондирования Земли.
Выберите задачи, для решения которых МОЖНО использовать такой ТИП информации без привлечения дополнительных данных.
точная оценка видового разнообразия территории
описание морфологической изменчивости видов беспозвоночных
оценка продуктивности наземных экосистем
определение средовой ДНК
мониторинг пожаров
→ Узнать ответ
Задание 3: Соотнесите термины и их определения, представленные ниже: Ареал, Реликт, Рефугиум
Область распространения таксона
Вид, имеющий весьма обширный ареал, покрывающий почти весь земной шар
Вид, входивший в состав исчезнувших, широко распространенных в прошлом флор и фаун
Территории, где условия среды, благодаря местным особенностям, сходны с характерными для основного ареала этого вида
Тип биотопа, в котором встречается определенный вид
→ Узнать ответ
Задание 4: Выберите верный вариант ответа. Что общего у животных, изображенных на картинках?

Схожий принцип обустройства мест выведения потомства
Один вид является переносчиком заболеваний для другого
Общая кормовая база
Один вид питается другим
→ Узнать ответ
Задание 5: Европейский лось (Alces alces) является крупным травоядным животным семейства Оленевых.
Вид широко распространен но территории
России и его довольно легко встретить даже в условиях урбанизированных территорий.
Однако, как и у любого вида, у лося есть свои требования к условиям среды.
Выберите факторы, влияющие на благополучие популяций лося.
Доля ели обыкновенной в лесных насаждениях
Численность хищников (волк, медведь)
Степень антропогенного влияния
Высота снегового покрова
Обилие и доступность кормовых растений
Кислотность почв
→ Узнать ответ
Задание 6: Выберите верный вариант ответа. Выберите группу организмов, которые в качестве источника углерода используют углекислый газ, а в качестве источника энергии
окислительно-восстановительные реакции.
фотоавтотрофы
хемоавтотрофы
хемогетеротрофы
фотогетеротрофы
→ Узнать ответ
Задание 7: Эта наука, от которой зависит будущее нашей планеты, опирается на важные понятия и имена ученых, которые оказали значительное развитие.» влияние на ee развитие
1. Кто из ученых XIX века сделал значительный вклад в изучение взаимосвязи между климатом, растительностью и животным миром? (введите полное имя и фамилию учёного)
→ Узнать ответ
Задание 8: В хх веке русский ученый а) ввел понятие б) что позволило понять жизнь на земле как единую систему. Он считал, что б) — это оболочка Земли, населённая живыми организмами и что жизнь является одним из главных факторов, формирующих эволюцию нашей планеты
→ Узнать ответ
Задание 9: Некоторые бытовые отходы, которые можно найти почти в каждом доме, содержат опасные для окружающей сферы и здоровья человека вещества, на свалке они проникающие в почву и воду. Они нуждаются в особой утилизации Какие-то или переработке. категории из НИХ достаточно очевидны: например, ртутные лампы или градусники. Другие менее очевидные.
Найдите их в списке ниже.
Автомобильные шины
Лекарства
Глянцевая фотобумага
Литиевые аккуиуляторы
Картриджи для принтеров
Пластиковые бутылки
→ Узнать ответ
Задание 10: Составьте правильную цепь питания из 5 организмов для экосистемы в районе острова Новая Земля из предложенных вариантов
диатомовые водоросли
морской котик
панак королевский
сайка
бурый медведь
белый медведь
лютик полярный
куропаточья трава (дриада)
ива арктическая
веслоногие ракообразные
кольчая нерпа
→ Узнать ответ