Литература 9-11 класс муниципальный этап 27 октября 2023 ответы и задания

Задания и ответы для муниципального этапа 2023 всероссийская олимпиада школьников по литературе для 9, 10, 11 классов.

Дата проведения 27 октября 2023 (МОСКВА)

Скачать ответы и все задания для 9-11 класса (НАЖМИТЕ СЮДА)

Скачать ответы и все задания для 9-11 класса (НАЖМИТЕ СЮДА)

Опубликовано распределение участников на муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Москве 2023/24 учебного года по литературе. Соревнование для 7-8 классов пройдет 26 октября 2023 года, для 9-11 классов – 27 октября. В оба дня тур начнется в 16:00. На выполнение заданий 7-8 классов будет отведено 180 минут, 9-11 классов – 240 минут. Школьникам необходимо взять с собой на тур: документ, подтверждающий личность* (социальную карту, паспорт, справку из школы с фотографией или другой документ с фотографией); логин и пароль для входа в личную учетную запись Московской электронной школы; листок участника или логин ВсОШ из него – должны выдать в вашей школе; сменную обувь. *Документ, подтверждающий личность, необходим во избежание сложностей с пропуском в место проведения олимпиады в случае, если участник прибывает в место проведения без сопровождающего из школы.

Максимальный балл за всю работу – 80. I. [40 баллов] ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 300–400 слов. Вариант 1 Аркадий Тимофеевич Аверченко (1880–1925) ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ЗАДАЧА Когда учитель громко продиктовал задачу, все записали её, и учитель, вынув часы, заявил, что даёт на решение задачи двадцать минут, – Семён Панталыкин провёл испещрённой чернильными пятнами ладонью по круглой головёнке и сказал сам себе: – Если я не решу эту задачу – я погиб!.. У фантазёра и мечтателя Семёна Панталыкина была манера – преувеличивать все события, все жизненные явления и, вообще, смотреть на вещи чрезвычайно мрачно. Встречал ли он мальчика больше себя ростом, мизантропического сурового мальчика обычного типа, который, выдвинув вперёд плечо и правую ногу и оглядевшись – нет ли кого поблизости, – ехидно спрашивал: «Ты чего задаёшься, говядина несчастная?», – Семён Панталыкин бледнел и, видя уже своими духовными очами призрак витающей над ним смерти, тихо шептал: – Я погиб. Вызывал ли его к доске учитель, опрокидывал ли он дома на чистую скатерть стакан с чаем – он всегда говорил сам себе эту похоронную фразу: – Я погиб. Вся гибель кончалась парой затрещин в первом случае, двойкой – во втором и высылкой из-за чайного стола – в третьем. Но так внушительно, так мрачно звучала эта похоронная фраза: «Я погиб», – что Семён Панталыкин всюду совал её. Фраза, впрочем, была украдена из какого-то романа Майн Рида1 , где герои, влезши на дерево по случаю наводнения и ожидая нападения индейцев – с одной стороны и острых когтей притаившегося в листве дерева ягуара – с другой, – все в один голос решили: – Мы погибли. Для более точной характеристики их положения необходимо указать, что в воде около дерева плавали кайманы, а одна сторона дерева дымилась, будучи подожжённой молнией. 1 Томас Майн Рид – английский писатель XIX в., автор авантюрно-приключенческих романов. Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г. Муниципальный этап. 9 класс 2 * * * Приблизительно в таком же положении чувствовал себя Панталыкин Семён, когда ему не только подсунули чрезвычайно трудную задачу, но ещё дали на решение её всего-навсего двадцать минут. Задача была следующая: «Два крестьянина вышли одновременно из пункта А в пункт Б, причём один из них делал в час четыре версты, а другой пять. Спрашивается, на сколько один крестьянин придёт раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта А до пункта Б такое же расстояние в вёрстах, сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли сто двадцать рублей, второму восемьдесят, а всего бочка вина приносит прибыли сорок рублей». Прочтя эту задачу, Панталыкин Семён сказал сам себе: – Такую задачу в двадцать минут? Я погиб! Потеряв минуты три на очинку карандаша и на наиболее точный перегиб листа линованной бумаги, на которой он собирался развернуть свои математические способности, Панталыкин Семён сделал над собой усилие и погрузился в обдумывание задачи. Бедный Панталыкин Семён! Ему дали отвлечённую математическую задачу в то время, как он сам, целиком, весь, с головой и ногами, жил только в конкретных образах, не постигая своим майнридовским умом ничего абстрактного. Первым долгом ему пришла в голову мысль: – Что это за крестьяне такие: «первый» и «второй»? Эта сухая номенклатура ничего не говорит ни его уму, ни его сердцу. Неужели нельзя было назвать крестьян простыми человеческими именами? Конечно, Иваном или Василием их можно и не называть (инстинктивно он чувствовал прозаичность, будничность этих имён), но почему бы их не окрестить – одного Вильямом, другого Рудольфом? И сразу же, как только Панталыкин перекрестил «первого» и «второго» в Рудольфа и Вильяма, оба сделались ему понятными и близкими. Он уже видел умственным взором белую полоску от шляпы, выделявшуюся на лбу Вильяма, лицо которого загорело от жгучих лучей солнца… А Рудольф представлялся ему широкоплечим мужественным человеком, одетым в синие парусиновые штаны и кожаную куртку из меха речного бобра. И вот – шагают они оба, один на четверть часа впереди другого… Панталыкину пришёл на ум такой вопрос: – Знакомы ли они друг с другом, эти два мужественных пешехода? Вероятно, знакомы, если попали в одну и ту же задачу… Но если знакомы – почему они не сговорились идти вместе? Вместе, конечно, веселее, а что один делает в час на версту больше другого, то это вздор – более быстрый мог бы деликатно понемногу сдерживать свои широкие шаги, а медлительный мог бы и прибавить немного шагу. Кроме того, и безопаснее вдвоём идти – разбойники ли нападут или дикий зверь… Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г. Муниципальный этап. 9 класс 3 Возник ещё один интересный вопрос: – Были у них ружья или нет? Пускаясь в дорогу, лучше всего захватить ружья, которые даже в пункте Б могли бы пригодиться, в случае нападения городских бандитов – отребья глухих кварталов. Впрочем, может быть, пункт Б – маленький городок, где нет бандитов?.. Вот опять тоже – написали: пункт А, пункт Б… Что это за названия? Панталыкин Семён никак не может представить себе городов или сёл, в которых живут, борются и страдают люди, под сухими бездушными литерами. Почему не назвать один город Санта-Фе, а другой – Мельбурном? И едва только пункт А получил название Санта-Фе, а пункт Б был преобразован в столицу Австралии, – как оба города сделались понятными и ясными… Улицы сразу застроились домами причудливой экзотической архитектуры, из труб пошёл дым, по тротуарам задвигались люди, а по мостовым забегали лошади, неся на своих спинах всадников – диких, приехавших в город за боевыми припасами, вакеро2 и испанцев, владельцев далёких гациенд…3 Вот в какой город стремились оба пешехода – Рудольф и Вильям… Очень жаль, что в задаче не упомянута цель их путешествия? Что случилось такое, что заставило их бросить свои дома и спешить, сломя голову, в этот страшный, наполненный пьяницами, карточными игроками и убийцами, Санта-Фе? И ещё – интересный вопрос: почему Рудольф и Вильям не воспользовались лошадьми, а пошли пешком? Хотели ли они идти по следам, оставленным кавалькадой гверильясов4 , или просто прошлой ночью у их лошадей таинственным незнакомцем были перерезаны поджилки, дабы они не могли его преследовать, – его, знавшего тайну бриллиантов Красного Носорога?.. Всё это очень странно… То, что Рудольф вышел на четверть часа позже Вильяма, доказывает, что этот честный скваттер не особенно доверял Вильяму и в данном случае решил просто проследить этого сорвиголову, к которому вот уже три дня подряд пробирается ночью на взмыленной лошади креол в плаще. …Подперев ручонкой, измазанной в мелу и чернилах, свою буйную, мечтательную, отуманенную образами голову – сидит Панталыкин Семён. И постепенно вся задача, весь её тайный смысл вырисовывается в его мозгу. 2 Вакеро – мексиканский ковбой. 3 Гациенда (гасиенда, асьенда) – крупное поместье или ферма. 4 Гверильясы – в данном случае: мексиканские бандиты. Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г. Муниципальный этап. 9 класс 4 * * * Задача: …Солнце ещё не успело позолотить верхушек тамариндовых деревьев, ещё яркие тропические птицы дремали в своих гнёздах, ещё чёрные лебеди не выплывали из зарослей австралийской кувшинки и желтоцвета, – когда Вильям Блокер, головорез, наводивший панику на всё побережье Симпсон-Крика, крадучись шёл по еле заметной лесной тропинке… Делал он только четыре версты в час – более быстрой ходьбе мешала больная нога, подстреленная вчера его таинственным недругом, спрятавшимся за стволом широколиственной магнолии. – Каррамба! – бормотал Вильям. – Если бы у старого Биля была сейчас его лошадёнка… Но… пусть меня разорвёт, если я не найду негодяя, подрезавшего ей поджилки. Не пройдёт и трёх лун! А сзади него в это время крался, припадая к земле, скваттер Рудольф Каутерс, и его мужественные брови мрачно хмурились, когда он рассматривал, припав к земле, след сапога Вильяма, отчётливо отпечатанный на влажной траве австралийского леса. – Я бы мог делать и пять вёрст в час (кстати, почему не «миль» или «ярдов?»), – шептал скваттер, – но я хочу выследить эту старую лисицу. А Блокер уже услышал сзади себя шорох и, прыгнув за дерево, оказавшееся эвкалиптом, притаился… Увидев ползшего по траве Рудольфа, он приложился и выстрелил. И, схватившись рукой за грудь, перевернулся честный скваттер. – Хо-хо! – захохотал Вильям. – Меткий выстрел. День не пропал даром, и старый Биль доволен собой… * * * – Ну, двадцать минуть прошло, – раздался, как гром в ясный погожий день, голос учителя арифметики. – Ну что, все решили? Ну, ты, Панталыкин Семён, покажи: какой из крестьян первый пришёл в пункт Б. И чуть не сказал бедный Панталыкин, что, конечно, в Санта-Фе первым пришёл негодяй Блокер, потому что скваттер Каутерс лежит с простреленной грудью и предсмертной мукой на лице, лежит одинокий в пустыне, в тени ядовитого австралийского «змеиного дерева»!.. Но ничего этого не сказал он. Прохрипел только: «не решил… не успел…». И тут же увидел, как жирная двойка ехидной гадюкой зазмеилась в журнальной клеточке против его фамилии. – Я погиб, – прошептал Панталыкин Семён. – На второй год остаюсь в классе. Отец выдерет, ружья не получу, «Вокруг света» мама не выпишет… И представилось Панталыкину, что сидит он на развалине «змеиного дерева»… Внизу бушует разлившаяся после дождя вода, в воде щелкают зубами кайманы, а в густой листве прячется ягуар, который скоро прыгнет на него, потому что огонь, охвативший дерево, уже подбирается к разъярённому зверю… Я погиб! (1914) Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г. Муниципальный этап. 9 класс 5 Вариант 2 Иван Андреевич Крылов (1769–1844) К СОЛОВЬЮ Отчего сей свист унылый, Житель рощей, друг полей? Не из города ль, мой милый, Прилетел ты, соловей? Не из клетки ль на свободу Выпорхнул в счастливый час И, ещё силка страшась, Робко так поёшь природу? Ах! не бойся – и по воле Веселись, скачи и пой; Здесь не в городе мы – в поле; За прекрасный голос свой В клетке здесь не насидишься И с подружкой дорогой За него не разлучишься. Позабудь людей, друг мой: Все приманки их – отравы; Все их умыслы – лукавы. Здесь питьё и корм простой, Но вкуснее он на ветке, При свободе чувств своих, Нежель корм богатый их В золотой и пышной клетке. (1790-е) Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г. Муниципальный этап. 9 класс 6 II. [40 баллов] МУЗЕЙНАЯ ВИТРИНА: ОТ ЭПИГРАФА К ВЕЩАМЭКСПОНАТАМ Вы сотрудник Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и принимаете участие в подготовке выставки «Любимые вещи русских писателей». Вам необходимо описать вещи писателя ХVIII и/или XIX века, которые экспонируются на витрине (стенде) музея. Предложенный эпиграф может послужить ключом для вашей художественной фантазии. Эпиграф: И вновь ты другом будешь ей, Как был и мне, мой перстень верный. Дмитрий Веневитинов 1) Предложите кандидатуру русского писателя XVIII–XIX века для выставки и назовите вещи, которые ему принадлежали (могли бы принадлежать). 2) Опишите внешний вид 1–2 вещей, принадлежавших этому писателю, и создайте музейную «легенду» для каждой вещи (историю вещи: как она была связана с биографией писателя и каким образом попала в музей), чтобы экскурсовод музея мог рассказать о ней посетителям. Историю вещи и описание её внешнего вида придумайте самостоятельно. Пишите свободно, интересно, ярко: посетители музеев любят таинственные и захватывающие истории. 3) Объясните ход своих рассуждений и аргументированно обоснуйте свои фантазии по поводу выставленных вещей-экспонатов. 4) Подберите или сочините ещё один поэтический эпиграф к стенду (витрине), подходящий по смыслу к предложенному эпиграфу и указывающий на подобную или сходную вещь. Кратко опишите содержание и/или историю предложенного вами эпиграфа, укажите его автора. Оцениваются: оригинальность истории, подробность, логика, обоснованность подбора второго эпиграфа, богатство речи. До 5 дополнительных баллов даётся тем участникам олимпиады, кто раскроет историю стихотворения Д. Веневитинова, откуда взяты представленные в эпиграфе строчки, и расскажет об истории вещи, упомянутой в эпиграфе.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM