Олимпиада «Ломоносов» по Основам Российской государственности 2023-2024 (задания и ответы)

Подготовьтесь к 46-Турниру Ломоносова по Основам Российской Государственности на 2023-2024 учебный год! Официальные задания и ответы для 5-11 классов, подготовьтесь к соревнованию и проявите свои знания и навыки в области истории. Участвуйте в увлекательном соревновании и покажите свой уровень подготовки!

🔗46-Турнир Ломоносова по Основам Российской государственности 5-11 класс🔗

[05.11.2023] Олимпиада Ломоносова по Основам Российской государственности Ответы и Задания для 5-11 классов
Купить полные Задания и Ответы

5-8 класс

Задание 1:
Прочитайте приведенный фрагмент из Повести временных лет:

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Укажите год описываемых событий. В ответе укажите только соответствующий год (например, 2023).Ответ (только цифры):

Задание 2:
Жизнь и деятельность правителей российского государства привлекали внимание как современников, так и потомков. В результате многие из них получили емкие, образные характеристики.

Какому правителю Руси С.М. Соловьев дал такую характеристику:
«не был князем только в значении вождя дружины, который стремится в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; <…>, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится и первый писаный устав гражданский, так называемая Русская Правда»?

  • Святослав Игоревич
  • Юрий Долгорукий
  • Всеволод Ярославич
  • Владимир Святославич
  • Ярослав Мудрый
  • Андрей Боголюбский
  • Владимир Мономах

Задание 3:
Демократия как способ политической организации общества существует в различных формах. Проявлением одной из форм прямой демократии в истории российской государственности являлось вече.
Вече решало важнейшие вопросы в экономической, политической, военной, судебной и административной сферах деятельности. В вече мог принимать участие любой взрослый свободный и материально независимый горожанин, однако это право ни к чему не обязывало. «Людин» мог пойти на вече, а мог и не идти, мог стоять и молчать, или же отстаивать свое мнение. Созывалось вече по мере необходимости: в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иной раз и в целый год не созывалось ни одного.

В предложенном перечне современных российских городов выберите город, в котором существовало вече.

  • Пермь
  • Ульяновск
  • Екатеринбург
  • Архангельск
  • Великий Новгород
  • Казань
  • Тамбов

Задание 4:
Изучите нижеприведенный фрагмент:

«Он приехал с прочими учениками из Спасского монастыря в Петербург, в состоящую под ведомством Академии гимназию. Там слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии. Проучившись целые два года начальным основаниям сих наук и утвердившись в математике, назначен был с товарищем своим Виноградовым в Германию: прежде в Марбург, к тогдашнему славному философу и математику Христиану Вольфу. По происшествии трех лет отправлен, по совету сего славного мужа, к искусному горному советнику Генкелю в Фрейберг, на Саксонские медные рудники, учиться практической металлургии и горному делу».

О каком историческом персонаже идет речь? В ответ запишите только фамилию исторического деятеля.

Задание 5:
Перед Вами изображение одной из российских императриц и посвященный ей отрывок из стихотворения выдающегося российского ученого-энциклопедиста:

«Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас.
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда Ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт Твоих прекрасный лик!»

Какое из приведенных понятий появилось в эпоху правления этой Императрицы?

  • рекрут
  • Конференция при Высочайшем дворе
  • почетный гражданин
  • генерал-прокурор
  • губерния
  • обязанный крестьянин
  • тайная канцелярия

Задание 6:
Прочитайте фрагмент статьи видного общественного деятеля XIX века, профессора Московского университета:

«Занимается заря новой эры: Русские начинают припоминать себя и уразумевать требования своего времени; для избранных становится тяжким иностранное иго, умственное и ученое; они убеждаются, что, склоняясь под оным, они не могут произвести ничего самобытного, что чужеземные семена не принимаются, не пускают корней, или производят один пустоцвет…
Время безусловного поклонения Западу миновало… Мы должны явиться на европейской сцене, стану употреблять их любимые выражения, своеобразными индивидуумами, а не безжизненными автоматами; мы должны показать там свои лица, а не мертвенные дагерротипы каких-то западных идеалов…».

Представители какого направления общественной мысли XIX века разделяли данную точку зрения?

  • анархисты
  • евразийцы
  • социалисты
  • западники
  • народовольцы
  • славянофилы
  • марксисты

Задание 7:
Героической борьбе и мужеству советского народа в Великой Отечественной войне посвящен ряд памятников, расположенных на территории Московского университета.
Перед Вами изображение одного из таких памятников:

С каким историческим событием связано появление данного памятника?

  • битва за Москву
  • Сталинградская битва
  • снятие блокады Ленинграда
  • взятие Вены
  • освобождение Крыма
  • взятие Берлина
  • освобождение Беларуси

Задание 8:
В 2023 году исполнилось 90 лет с тех пор, как по инициативе А.М. Горького была возрождена знаменитая книжная серия «Жизнь замечательных людей», основанная в 1890 году выдающимся книгоиздателем Ф.Ф. Павленковым.
Перед Вами обложка одной из книг данной серии, посвященная выдающемуся государственному деятелю России – выпускнику Московского университета:

Определите, кому посвящена данная книга.

  • А.А. Громыко
  • С.Ю. Витте
  • М.С. Горбачев
  • Е.М. Примаков
  • Л.И. Брежнев
  • А.Н. Косыгин
  • П.А. Столыпин

Задание 9:
Какую юбилейную дату в истории отечественной государственности отметило российское общество в 2023 году?

  • 10-летие создания Евразийского экономического союза
  • 20-летие создания Союзного государства России и Беларуси
  • 125-летие первого созыва Государственной думы
  • 150-летие отмены крепостного права
  • 30-летие утверждения Государственного герба Российской Федерации
  • 300-летие основания Санкт-Петербурга
  • 100-летие образования Союза ССР

Задание 10:
В декабре 2023 года исполняется 30 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Какая из обязанностей граждан Российской Федерации отсутствует в действующей Конституции Российской Федерации?

  • платить законно установленные налоги и сборы
  • заботиться о своих несовершеннолетних детях
  • беречь памятники истории и культуры
  • сохранять природу и окружающую среду
  • бережно относиться к природным богатствам
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны
  • доказывать свою невиновность в суде

Задание 11:
В январе 2025 года исполнится 270-лет со дня учреждения Московского университета.
С самого начала Московский университет стал центром просвещения и науки и в настоящее время является ведущим российский научно-образовательным центром. Большинство выпускников Московского университета впоследствии вспоминали, что именно университет сформировал их взгляды и убеждения, послужил важной вехой в становлении их как личностей.

Выполните следующее задание:
Составьте эссе на тему «Роль Московского университета в развитии российской государственности».

В своем эссе вы должны продемонстрировать творческий характер восприятия задания, эрудицию, аргументированность и структурированность ответа, оригинальность и самостоятельность мышления, грамотность использования исторических и обществоведческих терминов, владение нормами письменной речи.Данное задание относится к творческим заданиям повышенной сложности.
При проверке ответа будут учитываться:
1. Творческий характер восприятия задания и смысловое единство ответа.
2. Обоснованность выбора и значимость событий, фактов для развития российской государственности.
3. Грамотность использования исторических и обществоведческих терминов.
4. Аргументированность, четкость и структурированность ответа.
5. Оригинальность и самостоятельный характер работы.
Купить полные Задания и Ответы

9-10 класс

Задание 1:
Жизнь и деятельность правителей российского государства привлекали внимание как современников, так и потомков. В результате многие из них получили емкие, образные характеристики.

Деятельности какого правителя Руси В.О. Ключевской дал такую характеристику:
«Русская Правда есть кодекс, составленный <…> и служивший руководством для княжеских судей XI в. И в нашей древней письменности сохранилась память о <…> как установителе правды, закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда».

  • Владимир Святославич
  • Юрий Долгорукий
  • Андрей Боголюбский
  • Ярослав Мудрый
  • Всеволод Ярославич
  • Святослав Игоревич
  • Владимир Мономах

Задание 2:
Демократия как способ политической организации общества существует в различных формах. Проявлением одной из форм прямой демократии в истории российской государственности являлось вече.
Вече решало важнейшие вопросы в экономической, политической, военной, судебной и административной сферах деятельности. В вече мог принимать участие любой взрослый свободный и материально независимый горожанин, однако это право ни к чему не обязывало. «Людин» мог пойти на вече, а мог и не идти, мог стоять и молчать, или же отстаивать свое мнение. Созывалось вече по мере необходимости: в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иной раз и в целый год не созывалось ни одного.

В предложенном перечне российских городов выберите те, в которых существовало вече.
Псков Великий Новгород Екатеринбург Тамбов Омск Пермь Рязань Иркутск Суздаль Архангельск

Задание 3:
Изучите приведенный фрагмент из работы одного из ведущих специалистов XX века по истории России профессора Георгия Владимировича Вернадского:

«Новое законодательство было необходимо для того, чтобы удовлетворить, по крайней мере, частично, требования дворянства и горожан и попытаться предотвратить повторение бунтов. Но, безотносительно этой особой причины, необходимость нового свода законов чувствовалась как правительством, так и народом. Решение выпустить новый свод законов было одобрено Земским Собором. В тот же день царь назначил комиссию, которой была доверена задача сведения законов. Ее возглавлял боярин князь Никита Иванович Одоевский… Этот документ стал официально известен как <наименование документа>. Под оригиналом рукописи поставлено 315 подписей. Первым из подписавшихся был патриарх Иосиф».

В каком году был принят исторический документ, о котором идет речь в приведенном фрагменте? В ответе укажите только год принятия (например, 2023).

Задание 4:
Изучите нижеприведенный фрагмент:

«В монастыре обучался <фамилия> с великою охотою и оказал примерные успехи. По прошествии первого полугода перевели его из нижнего класса во второй; в том же году из второго в третий класс… Заиконоспасская библиотека не могла насытить жадности его к наукам, прибегнул к архимандриту с усильною просьбою, чтоб послал его на один год в Киев учиться философии, физики и математики. Скоро по возвращении его в Спасское училище, прислано во оное было требование из Петербургской Академии Наук о присылке нескольких семинаристов, которые бы уже разумели по латыне, для учения физики и математики у тамошних профессоров, <фамилия> возрадовался давно желанному случаю и неотступно просил архимандрита, чтоб его туда послал».

О каком историческом персонаже идет речь? В ответ запишите только фамилию исторического деятеля.

Задание 5:
Определите, о каком принципе государственного управления идет речь в приведенном фрагменте работы первого русского профессора юридического факультета Московского университета С.Е. Десницкого:

«Законы делать, судить по законам и производить суд во исполнение — сии три должности составляют три власти, то есть законодательную, судительную и наказательную власть, от которых властей зависят все почти чиноположения и все главное правление в государствах…
При учреждении сих властей ту надобно осторожность иметь, чтоб одна власть не выходила из своего предела в другую и чтоб притом всякая из сих властей имела своих надзирателей, которых опасению чтоб она была всегда подвержена».

В нижеприведенном перечне выберите документ, в котором закреплен данный принцип:

  • Манифест об образовании Государственного совета
  • Указ об учреждении Правительствующего Сената
  • Конституция Российской Федерации
  • Жалованная грамота дворянству
  • Кондиции Анны Иоанновны
  • Манифест об усовершенствовании государственного порядка
  • Декларация прав народов России

Задание 6:
Перед Вами изображение одной из российских императриц и посвященный ей отрывок из стихотворения выдающегося российского ученого-энциклопедиста:

«Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас.
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда Ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт Твоих прекрасный лик!»

Опираясь на сведения по истории российской государственности, определите, какие из указанных социальных явлений существовали в эпоху правления Императрицы:почетные граждане обязанные крестьяне военные поселения генерал-прокурор рекрут выкупные платежи губерния судебный следователь Конференция при Высочайшем дворе синдикат

Задание 7:
В предложенном перечне социально-политических трудов укажите работы, авторами которых являлись выпускники или профессора Московского университета:«Государство и революция» В.И. Ленина«Боярская дума древней Руси» В.О. Ключевского«Бюрократия и общество» К.Д. Кавелина«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева«Русская правда» П.И. Пестеля«Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанского«Новая демократия» К.П. Победоносцева«Вопрос о естественных производительных силах в России с XVIII по XX век» В.И. Вернадского«Мысли о федеративном начале в древней Руси» Н.И. Костомарова«О развитии революционных идей в России» А.И. Герцена

Задание 8:
Прочитайте фрагмент статьи видного общественного деятеля XIX века, профессора Московского университета:

«Занимается заря новой эры: Русские начинают припоминать себя и уразумевать требования своего времени; для избранных становится тяжким иностранное иго, умственное и ученое; они убеждаются, что, склоняясь под оным, они не могут произвести ничего самобытного, что чужеземные семена не принимаются, не пускают корней, или производят один пустоцвет; они убеждаются, что для собрания собственной богатой жатвы нельзя поступать пока иначе, как возделывать свою землю, то есть, разрабатывать свой язык, углубляться в свою историю, изучать характер, проникать дух своего народа, во всех сокровенных тайниках его сердца, на всех горных высотах его души, одним словом, познавать самих себя. Они убеждаются, что настало время испытывать свои силы, — и блестящий успех вознаграждает некоторые усилия!
Время безусловного поклонения Западу миновало… Мы должны явиться на европейской сцене, стану употреблять их любимые выражения, своеобразными индивидуумами, а не безжизненными автоматами; мы должны показать там свои лица, а не мертвенные дагерротипы каких-то западных идеалов…».

Представители какого направления общественной мысли XIX века разделяли данную точку зрения?

  • западники
  • анархисты
  • евразийцы
  • народовольцы
  • марксисты
  • социалисты
  • славянофилы

Задание 9:
Героической борьбе и мужеству советского народа в Великой Отечественной войне посвящен ряд памятников, расположенных на территории Московского университета.
Перед Вами изображение одного из таких памятников:

На памятнике увековечен ряд исторических личностей, сыгравших важную роль в достижении победы в Великой Отечественной войны. Выберите их имена из списка:Н.В. ВатутинИ.С. КоневС.К. ТимошенкоР.Я. МалиновскийС.М. БуденныйГ.К. ЖуковК.К. Рокоссовский

Задание 10:
Перед Вами одно из полотен, выполненных в жанре социалистического реализма:

На картине изображено значимое событие в истории России и международных отношений середины ХХ века.
В предложенном перечне укажите исторических персонажей, которые изображены на данной картине:М.С. ГорбачевИ.В. СталинВ.М. МолотовН.С. ХрущевА.Н. КосыгинЮ.В. АндроповГ.М. Маленков

Задание 11:
В 2023 году исполнилось 90 лет с тех пор, как по инициативе А.М. Горького была возрождена знаменитая книжная серия «Жизнь замечательных людей», основанная в 1890 году выдающимся книгоиздателем Ф.Ф. Павленковым.
Перед Вами обложка одной из книг данной серии, посвященная выдающемуся государственному деятелю России – выпускнику Московского университета:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 5f9512b6-36d7-4ef1-8068-0743e7cd4331.jpg

Определите, кому посвящена данная книга. В ответ запишите только фамилию государственного деятеля.

Задание 12:
Отражением развития государственности являются политические лозунги, характеризующие тот или иной исторический период.
Выберите среди нижеперечисленных лозунги, появление которых связано с событиями 1950-х годов:«БАМ – это наша дорога в будущее!»«Перестройка – дело каждого и всех!»«Молодежь, на целину!»«Слава советскому человеку – первому космонавту!»«Пятилетку в четыре года выполним!»«Кукуруза – царица полей!»«Сильный президент – сильная Россия!»«Шире фронт стахановского движения!»«Смелее, товарищ! Гласность – наша сила!»«Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны!»

Задание 13:
Какие юбилейные даты в истории отечественной государственности отмечает российское общество в 2023 году (выберите все правильные варианты)?150-летие отмены крепостного права50-летие принятия Конституции развитого социализма10-летие создания Евразийского экономического союза100-летие образования Союза ССР30-летие утверждения Государственного герба Российской Федерации125-летие первого созыва Государственной думы200-летие учреждения министерств410-летие династии Романовых20-летие подписания Федеративного договора Российской Федерации300-летие основания Санкт-Петербурга

Задание 14:
Укажите, какие из нижеперечисленных обязанностей граждан Российской Федерации закреплены в действующей Конституции Российской Федерации:добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплинусохранять природу и окружающую средуплатить законно установленные налоги и сборыпринимать участие в выборах Президента Российской Федерациибережно относиться к природным богатствамзаботиться о своих несовершеннолетних детяхиметь законный источник средств к существованиюберечь и укреплять государственную собственностьдоказывать свою невиновность в судезаботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны

Задание 15:
В январе 2025 года исполнится 270-лет со дня учреждения Московского университета.
С самого начала Московский университет стал центром просвещения и науки и в настоящее время является ведущим российский научно-образовательным центром. Большинство выпускников Московского университета впоследствии вспоминали, что именно университет сформировал их взгляды и убеждения, послужил важной вехой в становлении их как личностей.

Выполните следующее задание:
Подготовьте эссе на тему «Роль Московского университета в развитии российской государственности».
В своем эссе вы должны продемонстрировать творческий характер восприятия задания, эрудицию, аргументированность и структурированность ответа, оригинальность и самостоятельность мышления, грамотность использования исторических и обществоведческих терминов, владение нормами письменной речи.Данное задание относится к творческим заданиям повышенной сложности.
При проверке ответа на пятнадцатый вопрос Олимпиады будут учитываться:

1. Творческий характер восприятия задания и смысловое единство ответа.
2. Обоснованность выбора и значимость событий, фактов для развития российской государственности.
3. Грамотность использования исторических и обществоведческих терминов.
4. Аргументированность, четкость и структурированность ответа.
5. Оригинальность и самостоятельный характер работы.

Купить полные Задания и Ответы

11 класс

Задание 1:
Жизнь и деятельность правителей российского государства привлекали внимание как современников, так и потомков. В результате многие из них получили емкие, образные характеристики.

Деятельность какого правителя Руси В.О. Ключевской охарактеризовал так:

«Русская Правда есть кодекс, составленный <…> и служивший руководством для княжеских судей XI в. И в нашей древней письменности сохранилась память о <…> как установителе правды, закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда».

  • Владимир Святославич
  • Андрей Боголюбский
  • Юрий Долгорукий
  • Святослав Игоревич
  • Ярослав Мудрый
  • Всеволод Ярославич
  • Владимир Мономах

Задание 2:
Демократия как способ политической организации общества существует в различных формах. Проявлением одной из форм прямой демократии в истории российской государственности являлось вече.
Вече решало важнейшие вопросы в экономической, политической, военной, судебной и административной сферах деятельности. В вече мог принимать участие любой взрослый свободный и материально независимый горожанин, однако это право ни к чему не обязывало. «Людин» мог пойти на вече, а мог и не идти, мог стоять и молчать, или же отстаивать свое мнение. Созывалось вече по мере необходимости: в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иной раз и в целый год не созывалось ни одного.

В предложенном перечне современных российских городов выберите те, в которых существовало вече.ИркутскТобольскСмоленскРостов ВеликийПсковВеликий НовгородВоронежЛипецкАстраханьСамара

Задание 3:
Изучите приведенный фрагмент из работы одного из ведущих специалистов XX века по истории России профессора Георгия Владимировича Вернадского:

«Новое законодательство было необходимо для того, чтобы удовлетворить, по крайней мере, частично, требования дворянства и горожан и попытаться предотвратить повторение бунтов. Но, безотносительно этой особой причины, необходимость нового свода законов чувствовалась как правительством, так и народом. Решение выпустить новый свод законов было одобрено Земским Собором. В тот же день царь назначил комиссию, которой была доверена задача сведения законов. Ее возглавлял боярин князь Никита Иванович Одоевский… Этот документ стал официально известен как <наименование документа>. Под оригиналом рукописи поставлено 315 подписей. Первым из подписавшихся был патриарх Иосиф».

О каком документе идет речь? В ответе укажите только год принятия соответствующего исторического документа (например, 2023).

Задание 4:
Определите, о каком принципе государственного управления идет речь в приведенном фрагменте работы первого русского профессора юридического факультета Московского университета С.Е. Десницкого:

«Законы делать, судить по законам и производить суд во исполнение — сии три должности составляют три власти, то есть законодательную, судительную и наказательную власть, от которых властей зависят все почти чиноположения и все главное правление в государствах…
При учреждении сих властей ту надобно осторожность иметь, чтоб одна власть по выходила из своего предела в другую и чтоб притом всякая из сих властей имела своих надзирателей, которых опасению чтоб она была всегда подвержена».

В нижеприведенном перечне выберите документы, в которых закреплен данный принцип:Федеративный договор Российской ФедерацииЖалованная грамота дворянствуДекларация о государственном суверенитете РСФСРКонституция РСФСР 1918 годаКонституция Российской ФедерацииДекларация прав народов РоссииМанифест об усовершенствовании государственного порядкаКондиции Анны ИоанновныУказ об учреждении Правительствующего СенатаМанифест об образовании Государственного совета

Задание 5:
В предложенном перечне социально-политических трудов укажите работы, авторами которых являлись выпускники или профессора Московского университета:«Народное дело. Романов, Пугачёв или Пестель?» М.А. Бакунина«К познанию России» Д.И. Менделеева«Вопрос о естественных производительных силах в России с XVIII по XX век» В.И. Вернадского«Церковь и государство» К.П. Победоносцева«Европа и человечество» Н.С. Трубецкого«Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанского«Боярская дума древней Руси» В.О. Ключевского«Цельность и однородность русского государства» Н.М. Каткова«Что такое советская власть?» В.И. Ленина«К вопросу о роли личности в истории» Г.В. Плеханова

Задание 6:


Перед Вами изображение одной из российских императриц и посвященный ей отрывок из стихотворения выдающегося российского ученого-энциклопедиста:

«Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас.
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда Ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт Твоих прекрасный лик!»

Опираясь на сведения по истории российской государственности, определите, какие из указанных социальных явлений существовали в эпоху правления Императрицы:судебный следовательпочетные гражданекормлениявоенные поселениярабфаковецвыкупные платежирекрутгенерал-прокуроргубернияКонференция при Высочайшем дворе

Задание 7:
Расположите органы государственной власти в порядке, соответствующем времени их появления:

(1) Всероссийский центральный исполнительный комитет
(2) Главный магистрат
(3) Государственная дума
(4) Государственный комитет обороны
(5) Правительствующий Сенат
(6) Совет Федерации
(7) Съезд народных депутатов

В ответе запишите последовательность цифр (БЕЗ ПРОБЕЛОВ), соответствующую порядку появления перечисленных органов власти (от самого раннего к самому позднему).

Задание 8:
Положения какого направления общественной мысли отражены в приведенном фрагменте статьи профессора Московского университета, видного общественного деятеля XIX века?

«Занимается заря новой эры: Русские начинают припоминать себя и уразумевать требования своего времени; для избранных становится тяжким иностранное иго, умственное и ученое; они убеждаются, что, склоняясь под оным, они не могут произвести ничего самобытного, что чужеземные семена не принимаются, не пускают корней, или производят один пустоцвет; они убеждаются, что для собрания собственной богатой жатвы нельзя поступать пока иначе, как возделывать свою землю, то есть, разрабатывать свой язык, углубляться в свою историю, изучать характер, проникать дух своего народа, во всех сокровенных тайниках его сердца, на всех горных высотах его души, одним словом, познавать самих себя. Они убеждаются, что настало время испытывать свои силы, — и блестящий успех вознаграждает некоторые усилия!
Время безусловного поклонения Западу миновало… Мы должны явиться на европейской сцене, стану употреблять их любимые выражения, своеобразными индивидуумами, а не безжизненными автоматами; мы должны показать там свои лица, а не мертвенные дагерротипы каких-то западных идеалов…»

В предложенном перечне выберите мыслителей, разделявших взгляды данного направления общественной мысли:В.Г. БелинскийИ.В. КиреевскийГ.В. ПлехановТ.Н. ГрановскийС.М. СоловьевК.С. АксаковП.А. КропоткинА.С. ХомяковЮ.Ф. СамаринА.И. Кошелев

Задание 9:
Героической борьбе и мужеству советского народа в Великой Отечественной войне посвящен ряд памятников, расположенных на территории Московского университета.
Перед Вами изображение одного из таких памятников:

На памятнике увековечен ряд исторических личностей, сыгравших важную роль в достижении победы в Великой Отечественной войны. Выберите их имена из списка:Г.К. ЖуковИ.С. КоневК.А. МерецковН.В. ВатутинС.К. ТимошенкоН.А. БулганинК.К. РокоссовскийИ.В. ТюленевА.М. ВасилевскийР.Я. Малиновский

Задание 10:
Перед Вами одно из полотен, выполненных в жанре социалистического реализма:

На картине изображено значимое событие в истории России и международных отношений середины ХХ века.
В предложенном перечне укажите исторических персонажей, которые изображены на данной картине:Л.Д. ТроцкийА.Я. ВышинскийБ.Н. ЕльцинГ.М. МаленковЮ.В. АндроповВ.М. МолотовМ.С. ГорбачевН.А. БулганинВ.С. ПавловЛ.М. Каганович

Задание 11:
В 2023 году исполнилось 90 лет с тех пор, как по инициативе А.М. Горького была возрождена знаменитая книжная серия «Жизнь замечательных людей», основанная в 1890 году выдающимся книгоиздателем Ф.Ф. Павленковым.
Перед Вами обложка одной из книг данной серии, посвященная выдающемуся государственному деятелю России – выпускнику Московского университета:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 20e4ccd1-f9f7-44f6-ade4-43c990bf04c2.jpg

Определите, кому посвящена данная книга. В ответ запишите только фамилию государственного деятеля.

Задание 12:
Отражением развития государственности являются политические лозунги, характеризующие тот или иной исторический период.
Выберите среди нижеперечисленных лозунги, появление которых связано с событиями 1950-х годов:«БАМ – это наша дорога в будущее!»«Пятилетку в четыре года выполним!»«Кадры решают все!»«Кукуруза – источник изобилия!»«Ускорение, демократизация, гласность!»«Молодежь, на целину!»«Слава первой женщине – космонавту!»«Сильный президент – сильная Россия!»«Перестройка – дело каждого и всех!»«Множьте ряды ударников-стахановцев!»

Задание 13:
Какие юбилейные даты в истории отечественной государственности отмечает российское общество в 2023 году (выберите все правильные варианты)?200-летие учреждения Государственного совета410-летие династии Романовых320-летие основания Санкт-Петербурга125-летие первого созыва Государственной думы30-летие утверждения Государственного герба Российской Федерации150-летие земской реформы10-летие создания Союзного государства России и Беларуси100-летие образования Союза ССР50-летие принятия Конституции развитого социализма1160-летие возникновения славянской письменности

Задание 14:
В декабре 2023 года исполняется 30 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.
Укажите, какие из нижеперечисленных обязанностей граждан Российской Федерации закреплены в действующей Конституции Российской Федерациидобросовестно трудиться и соблюдать трудовой дисциплиныплатить законно установленные налоги и сборыбережно относиться к природным богатствамберечь памятники истории и культурыиметь законный источник средств к существованиюполучить высшее образованиесвободно владеть русским языкомберечь и укреплять общественную собственностьзаботиться о своих несовершеннолетних детяхпринимать участие в общенациональных референдумах

Задание 15:
В январе 2025 года исполнится 270-лет со дня учреждения Московского университета.
С самого начала Московский университет стал центром просвещения и науки и в настоящее время является ведущим российский научно-образовательным центром. Большинство выпускников Московского университета впоследствии вспоминали, что именно университет сформировал их взгляды и убеждения, послужил важной вехой в становлении их как личностей.

Выполните следующее задание:
Подготовьте эссе на тему «Роль Московского университета в развитии российской государственности».
В своем эссе вы должны продемонстрировать творческий характер восприятия задания, эрудицию, аргументированность и структурированность ответа, оригинальность и самостоятельность мышления, грамотность использования исторических и обществоведческих терминов, уровень владения нормами письменной речи.Данное задание относится к творческим заданиям повышенной сложности.
При проверке ответа на пятнадцатый вопрос Олимпиады будут учитываться:

1. Творческий характер восприятия задания и смысловое единство ответа.
2. Обоснованность выбора и значимость событий, фактов для развития российской государственности.
3. Грамотность использования исторических и обществоведческих терминов.
4. Аргументированность, четкость и структурированность ответа.
5. Оригинальность и самостоятельный характер работы.
Купить полные Задания и Ответы

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM