
Разбор заданий: решения, ответы к олимпиаде школьников “Ломоносов” по Основам Российской государственности для учащихся 11 класса. Проходящая с 7 ноября по 14 ноября 2025 года. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Отборочный этап олимпиады «Ломоносов» по Основам Российской государственности 2025-2026
Вопросы для 11 класса
Задание 1. Жизнь и деятельность правителей российского государства привлекали внимание как современников, так и потомков. В результате многие из них получили емкие, глубокие характеристики.
Какому правителю Руси Н.М. Карамзин дал такую характеристику: «никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и Боярами, как <князь>, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый Россиянин сражался за отечество и ближних? Но <князь>, осыпаемый хвалами признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к Богу».
Ярослав Мудрый
Дмитрий Юрьевич
Симеон Иванович
Дмитрий Иванович
Юрий Владимирович
Всеволод Ярославич
Андрей Юрьевич
→ Раскрыть ответ
Задание 2. Изучите приведенный фрагмент из работы выпускника Московского университета, видного специалиста по истории России профессора Георгия Владимировича Вернадского:
«Вече, как орган власти, являлось исконным учреждением древней Руси… В различных летописных списках можно собрать много указаний на деятельность вече в XI – XII вв. в разных русских городах. Вечем называлось общее собрание или сходка всех полноправных граждан («людей») главного города…
Местом собрания вече была поэтому одна из самых больших площадей в городе – перед главной церковью или собором, иногда «торг» (рыночная площадь), иногда площадь перед княжеским двором… Вече созывалось обыкновенно для решения более крупных вопросов городской жизни».
В предложенном перечне древнерусских земель и княжеств выберите те, в которых существовал республиканский строй, при котором вече обладало верховной властью:
Смоленское княжество
Черниговское княжество
Суздальская земля
Туровское княжество
Рязанское княжество
Тмутараканское княжество
Галицко-Волынское княжество
Псковская земля
Муромо-Рязанское княжество
Новгородская земля
→ Раскрыть ответ
Задание 3. Прочитайте фрагмент из сочинения профессора Императорского Московского университета Б.Н. Чичерина:
«С образованием Московского государства исчезли, разумеется, все ограничения перехода крестьян из одного княжества в другое… Но с половины XV века являются ограничения иного рода, – именно определение срока, в который крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому… установленного обычаем срока для перехода крестьян и для всяких сделок не было; их перезывали и селили во всякое время –и весной, и летом, и осенью, и зимой. Поэтому, когда мы в <источник права> находим постановление, запрещающее отказывать крестьян иначе, как в Юрьев день осенний, да неделю прежде и неделю спустя, то мы должны принять его отнюдь не за узаконение существующего в народе обычая, а напротив за новую законодательную меру, имеющую в виду установление более прочного порядка в поземельных отношениях крестьян и господ. Понятно впрочем, что законодательство руководствовалось при этом и жизненным опытом; оно установило срок, как самый удобный, так, может быть, и самый употребительный».
Опираясь на сведения по истории российской государственности, определите, о каком источнике права идет речь.
Введите название источника права:
→ Раскрыть ответ
Задание 4. В августе 2025 года исполнилось 495 лет со дня рождения первого русского царя Ивана IV Грозного, в годы правления которого шло активное освоение пространств Российского государства. В предложенном перечне современных российских городов выберите те, которые были основаны в эпоху его правления:
Чебоксары
Тобольск
Саранск
Ростов-на-Дону
Николаев
Липецк
Кудымкар
Иркутск
Воронеж
Арзамас
→ Раскрыть ответ
Задание 5. Прочитайте фрагмент из сочинения действительного члена Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете профессора С.К. Смирнова:
«Скоро начатки еллинского учения показались малы для щедрот Государя, и он пожелал дать школе более обширные размеры и преобразовать ее в Академию…
Между тем Царь поспешил заготовить и грамоту, которой представлялись большие права и привилегии Академии. Она состоит из 18 пунктов. Прежде всего говорится в ней о важности и пользе изучения мудрости… В Академии предназначено преподавать следующие науки: грамматику, пиитику, риторику, диалектику, философию разумительную (умозрительную), естественную (физику), и Богословие созерцательное (учащее вещей Божественных) и деятельное (учащее совести очищения). К сим наукам присоединяются: право церковное и гражданское (учение правосудия духовного и мирского) и прочие свободные науки. Поместить Академию предназначалось в Заиконоспасском монастыре…
В заключение Царь обещался со всем усердием заботиться о благосостоянии Академии и защищать ее от притеснений».
Определите ученого-энциклопедиста, являвшегося выпускником Академии и сыгравшего ключевую роль в учреждении старейшего российского университета. В ответ запишите только фамилию данного ученого.
Введите фамилию ученого:
→ Раскрыть ответ
Задание 6. Перед Вами картина, посвященная юбилею одного из государственных органов Российской империи:
На картине изображен ряд исторических персонажей, сыгравших важную роль в истории российской государственности.
В предложенном перечне укажите тех исторических персонажей, кто изображен на данной картине:
Яков Иванович Ростовцев
Никита Иванович Панин
Георгий Евгеньевич Львов
Николай Дмитриевич Кондратьев
Егор Францевич Канкрин
Николай Павлович Игнатьев
Александр Михайлович Горчаков
Иван Логгинович Горемыкин
Сергей Юльевич Витте
Иван Николаевич Дурново
→ Раскрыть ответ
Задание 7. Перед Вами бюст одного из российских императоров и посвященный ему отрывок из стихотворения:
«Ты мало царствовал над нами!
Тринадцать лет лишь с небольшим!
Ты мир любил, и он лучами
Сиял под скипетром Твоим!
Не вел ты войн блестящих, шумных,
Но царство вел свое вперед…
Ряд подвигов Твоих разумных
В Твоем народе не умрет»
Опираясь на сведения по истории российской государственности, определите, какие из указанных социальных явлений существовали в эпоху правления Императора:
нэпман
выкупные платежи
автономная республика
Государственный совет
фабрично-заводская инспекция
Учредительное собрание
земский начальник
городничий
ударник коммунистического труда
Совет министров
→ Раскрыть ответ
Задание 8. В русской исторической лексике есть понятия, образованные от имен и фамилий государственных и общественных деятелей.
Расположите понятия в порядке, соответствующем времени появления социально-исторических феноменов, ими обозначаемых:
(1) булавинское восстание
(2) зубатовский социализм
(3) косыгинская реформа
(4) ленинский призыв
(5) павловская реформа
(6) стахановское движение
(7) столыпинские реформы
Укажите в ответе порядок цифр, соответствующий правильному ответу, БЕЗ пробелов (например, 12345).
Введите порядок цифр:
→ Раскрыть ответ
Задание 9. Перед Вами изображение агитационного плаката одной из политических партий начала XX века:
В нижеприведенном перечне выберите исторических персонажей, которые являлись членами данной политической партии:
Александр Федорович Керенский
Владимир Иванович Вернадский
Сергей Андреевич Муромцев
Борис Викторович Савинков
Александр Иванович Гучков
Виктор Михайлович Чернов
Алексей Иванович Рыков
Юлий Осипович Мартов
Георгий Евгеньевич Львов
Андрей Иванович Шингарев
→ Раскрыть ответ
Задание 10. В 2025 году наша страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Люди Московского университета внесли неоспоримый вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. За военные годы почти 100 сотрудников МГУ стали лауреатами Государственных премий, были удостоены звания Героя Социалистического труда. 25 человек получили звание «Герой Советского Союза» за подвиги в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В нижеприведенном перечне выберите людей Московского университета (выпускников, студентов, аспирантов, сотрудников), которые были удостоены звания «Герой Советского Союза» за подвиги в годы Великой Отечественной войны:
Папанин Иван Дмитриевич
Рябова Екатерина Васильевна
Гашева Руфина Сергеевна
Боташев Канамат Хусеевич
Аушев Руслан Султанович
Гастелло Николай Францевич
Залилов Муса Мустафович
Скобелев Михаил Дмитриевич
Нестеров Петр Николаевич
Тимушев Георгий Фёдорович
→ Раскрыть ответ