Школьный этап ВсОШ 2022/23, Химия 11 класс, 3 группа 06.10.2022

На официальном сайте Всероссийской олимпиады школьников представлены задания и ответы школьного этапа олимпиады по Химии для учеников 11 классов, группа 3, запланированный на 6 октября 2022 года. Получите доступ к полной информации о заданиях, проверьте свои знания и подготовьтесь к успешному выступлению на олимпиаде. Участвуйте и достигайте новых успехов в области информатики!

🔗Список заданий “Сириус” по Химии 11 класс – 3 группа🔗

1.К каким классам органических соединений принадлежат основные компоненты перечисленных веществ?

Сахар
Бензин
Рыбий жир
Уксусная эссенция
Нафталин
Поливинилацетат

Сложные эфиры
Карбоновые кислоты
Углеводы
Углеводороды
Кетоны

2.Укажите число структурных изомеров состава C4H10O.

Число
К каким классам соединений они относятся?

Альдегиды
Кетоны
Простые эфиры
Спирты

3.Вещество X — продукт крупнотоннажного химического синтеза, из которого получают хорошо известный вам полимер Y.

Запишите название вещества X.

Запишите название полимера Y.

Какие вещества могут быть исходными для получения продукта X в одну стадию?

Бензол и этилен
Бензол и ацетилен
2‑Фенилэтанол
Этилбензол
1‑Бром‑2‑фенилэтан
Толуол и метан

4.Однажды Незнайка нашёл склянку с бесцветной жидкостью без надписи и попросил Знайку помочь ему узнать, что же в ней находится. Сначала Знайка сжёг 60.0 г соединения X, при этом образовалось 67.2 л (н.у.) углекислого газа и 72.0 г воды. Затем Знайка нагрел вещество X с CuO и к продукту прибавил аммиачный раствор оксида серебра, поверхность пробирки стала зеркальной. Этих данных оказалось достаточно, чтобы Знайка понял, какое вещество было в склянке.

Запишите брутто‑формулу соединения X.

Назовите соединение X по номенклатуре ИЮПАК.

5.Какое из перечисленных веществ является основным конечным продуктом (вещество C) следующей цепочки превращений?

−→−−−−−−−t,∘CH2SO4(конц.)HNO3(конц.)A−→−−−−−−−FeBr3,t,∘CBr2(1экв.)B−→−−−−−t,∘CKMnO4C

2‑бром‑5‑нитробензойная кислота
3‑бром‑5‑нитробензойная кислота
4‑бром‑2‑нитробензойная кислота
5‑бром‑2‑нитробензойная кислота

6.Токсичное органическое вещество содержит 77.4 % углерода и 7.6 % водорода по массе и ещё один элемент. Оно представляет собой бесцветную жидкость, темнеющую на воздухе, и при действии сильных кислот образует соли. Наиболее простой способ его получения был разработан известным русским химиком в середине XIX века.

Запишите молярную массу этого вещества, при расчётах округляя атомные массы до сотых. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.

Запишите название этого вещества.

7.Ниже приведена структурная формула лимонена — углеводорода, обуславливающего запах цитрусовых.

Выберите реагент, с которым лимонен НЕ реагирует:

Водный раствор KMnO4 (избыток, при охлаждении)
NaOH (избыток)
HBr (избыток)
Br2 (избыток, в темноте)

Для случаев, когда реакция возможна, запишите значение молярной массы органических соединений, являющихся продуктами реакции. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.

8.Однажды Химик Колбочкин захотел сделать красивый синий раствор. Он прочитал в учебнике, что для этого к голубому раствору некоторой соли S нужно добавить раствор гидроксида натрия, а затем к образовавшемуся голубому осадку прилить водный раствор реагента C3H8O3. При этом голубой осадок растворится с образованием синего раствора.

Запишите химический символ катиона в составе соединения S, находящегося в исходном голубом растворе.

Запишите название добавленного органического реагента.

9.В ребусе зашифрован химический состав некоторого вещества. Рисунки соответствуют элементам, а числа показывают их процентное содержание по массе.

Запишите символы зашифрованных элементов в поля для ответов. В промежуточных расчётах атомные массы элементов округляйте до десятых.


Запишите брутто‑формулу вещества, расположив элементы в том же порядке, что и в ребусе:

10. Простое вещество, образуемое элементом X, при горении в кислороде превращается в соединение Y, а при горении в хлоре — в соединение Z. Массовые доли элемента X в полученных соединениях составляют 54.9 % и 52.3 % соответственно. Соединение Z обработали водой, к полученному раствору добавили лакмус.

Каким станет цвет лакмуса?

Малиновым
Красным
Жёлтым
Оранжевым
Розовым
Синим

Цвет лакмуса не изменится

Запишите формулу соединения Y.

11.Какой объём водного раствора гидроксида калия с концентрацией 0.2 моль/л надо добавить к 120 мл соляной кислоты с pH=1, чтобы получить раствор с pH=7 (нейтральная реакция среды)? Ответ выразите в миллилитрах, округлите до целых.

12.Однажды Незнайка решил синтезировать душистое вещество. Он растворил 1 моль одноосновной карбоновой кислоты и 1 моль одноатомного спирта в большом избытке органического растворителя и прокипятил раствор с несколькими каплями минеральной кислоты до прекращения изменения состава системы. В результате система осталась гомогенной, при этом образовалось 0.5 моль сложного эфира. Незнайка был огорчён невысоким выходом продукта, поэтому Знайка посоветовал ему повторить эксперимент, увеличив количество спирта в 4 раза.

Запишите значение константы равновесия реакции, проведённой Незнайкой.

Сколько моль сложного эфира получил Незнайка во втором эксперименте? Ответ округлите до десятых.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM