![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2024/02/Олимпиада-Сириус.png)
На официальном сайте Всероссийской олимпиады школьников представлены задания и ответы школьного этапа олимпиады по Химии для учеников 9 классов, группа 3, запланированный на 6 октября 2022 года. Получите доступ к полной информации о заданиях, проверьте свои знания и подготовьтесь к успешному выступлению на олимпиаде. Участвуйте и достигайте новых успехов в области информатики!
🔗Список заданий “Сириус” по Химии 9 класс – 3 группа🔗
1. Определите, какие водные растворы изображены на рисунках.
![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2022/10/image-77.png)
Раствор щёлочи
Раствор сильной кислоты
Раствор слабой кислоты
Раствор соли
Раствор неэлектролита
![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2022/10/image-78.png)
Раствор щёлочи
Раствор сильной кислоты
Раствор слабой кислоты
Раствор соли
Раствор неэлектролита
![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2022/10/image-79.png)
Раствор щёлочи
Раствор сильной кислоты
Раствор слабой кислоты
Раствор соли
Раствор неэлектролита
![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2022/10/image-80.png)
Раствор щёлочи
Раствор сильной кислоты
Раствор слабой кислоты
Раствор соли
Раствор неэлектролита
![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2022/10/image-81.png)
Раствор щёлочи
Раствор сильной кислоты
Раствор слабой кислоты
Раствор соли
Раствор неэлектролита
2. В воде растворили 0.2 моль вещества. В полученном растворе общее количество положительных и отрицательных ионов превышает 0.55 моль. Какое вещество могло быть растворено? Выберите все верные ответы:
Ca(NO3)2
HCl
BaSO4
Cu(OH)2
Na2SO4
FeSO4
3. Решите химический кроссворд. Ответами являются химические формулы веществ. Каждую букву и цифру формулы вещества необходимо записать в отдельную строку справа.
Ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании топлива.
Пищевая сода.
Самый лёгкий газ среди сложных веществ.
Ион, образующися при диссоциации азотной кислоты.
Трёхосновная кислота.
![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2022/10/image-76.png)
В выделенной области у вас должна получиться формула широко используемого в искусстве и в строительстве минерала. Запишите название минерала, состоящее из 6 букв, в именительном падеже:
4.Установите соответствие между описанием реакции и реагирующими веществами.
При смешении двух бесцветных растворов выпадает жёлтый осадок
В водном растворе не протекает
Является окислительно-восстановительной
KI и Pb(NO3)2
FeCl2 и Na2S
KI и AgNO3
FeCl3 и H2S
HCl и AgNO3
NaNO3 и BaCl2
5. Смеси гелия с кислородом под общим названием «Гелиокс» используют для глубоководных погружений и лечения заболеваний дыхательных путей. Гелиокс 60/40 содержит 60 % гелия по объёму. Во сколько раз он тяжелее чистого гелия (при одинаковых условиях)? Ответ округлите до десятых.
6. Неизвестное вещество X состоит из ионов, имеющих такую же электронную конфигурацию, как и атом неона. Оно представляет собой белый порошок, реагирующий с соляной кислотой с образованием бесцветного раствора. При действии на полученный раствор гидроксидом натрия выпадает белый осадок, нерастворимый в избытке щёлочи.
![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2022/10/image-75.png)
Сколько всего электронов находится на p‑орбиталях в атоме неона?
Запишите химическую формулу вещества X.
При спекании вещества X с оксидом алюминия образуется бесцветное вещество, встречающееся в природе в виде минерала Y. Запишите формулу этого минерала, если известно, что X реагирует с оксидом алюминия в мольном соотношении 1:1.
7. В ёмкости находится бесцветный раствор. При выливании на керамическую плитку спустя некоторое время он самопроизвольно загорается. Горение сопровождается выделением белого дыма и образованием синего пламени. Твёрдого нелетучего остатка от сгорания не остается. Продукты сгорания при пропускании их над безводным сульфатом меди (II) не вызывают изменения его окраски.
Выберите возможный растворитель:
Этиловый спирт C2H5OH
Вода
Сероуглерод CS2
Гексан C6H14
Выберите возможное растворённое вещество:
Cера S
Белый фосфор P4
Хлорид натрия NaCl
Метан CH4
Белый дым при остывании оседает в виде белого порошка. Найдите массу этого порошка, образующегося при сгорании 124 г 10 %‑го исследуемого раствора. Ответ выразите в граммах, округлите до десятых.
8.В пробирках выданы растворы следующих солей натрия: хлорид, карбонат, силикат, сульфид и фосфат. Из каждой пробирки отобрали пробы растворов объёмом 1 мл, к которым добавили соляную кислоту. В таблице представлены результаты эксперимента:
Выделился газ без цвета и без запаха
Карбонат натрия
Фосфат натрия
Хлорид натрия
Силикат натрия
Сульфид натрия
Выпал бесцветный студнеобразный осадокКарбонат натрия
Фосфат натрия
Хлорид натрия
Силикат натрия
Сульфид натрия
Выделился бесцветный газ с неприятным запахомКарбонат натрия
Фосфат натрия
Хлорид натрия
Силикат натрия
Сульфид натрия
Без изменений; после добавления раствора CaCl2 также без измененийКарбонат натрия
Фосфат натрия
Хлорид натрия
Силикат натрия
Сульфид натрия
Без изменений; после добавления раствора CaCl2 выпал белый осадокКарбонат натрия
Фосфат натрия
Хлорид натрия
Силикат натрия
Сульфид натрия
Каждому опыту поставьте в соответствие исследуемое вещество.
9. Для разрыва химической связи в молекулах H2 и Cl2 требуется 218 и 120 единиц энергии соответственно, а при образовании одной молекулы HCl из атомов H и Cl выделяется 215 единиц энергии. Сколько единиц энергии выделяется при образовании 2 молекул HCl из молекул H2 и Cl2? Ответ округлите до целых.
10. На химическом производстве используют смесь двух газов, плотность которой в 2 раза меньше плотности смеси равных объёмов азота и кислорода (при одинаковых условиях). При сгорании этой смеси образуются газ, вызывающий помутнение известковой воды, и бесцветная жидкость, которая при добавлении к безводному сульфату меди (II) придаёт веществу синюю окраску.
Запишите в любом порядке формулы газов, входящих в состав искомой смеси.
Сколько молекул более тяжелого газа приходится на одну молекулу более лёгкого газа в смеси?
Число
Чему равна относительная плотность смеси по водороду? Ответ округлите до десятых.
11. В лаборатории провели три опыта.Опыт 1. В пробирку (см. рисунок) поместили вещество А жёлто‑оранжевого цвета и нагрели. Из пробирки выделялся газ Б, не имеющий ни цвета, ни запаха, поддерживающий горение. В пробирке остались капельки металла В серебристого цвета. Металл В не реагирует ни с соляной кислотой, ни с разбавленной серной кислотой.
![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2022/10/image-74.png)
Опыт 2. Вещество А растворили в соляной кислоте и получили бесцветный раствор вещества Г. Часть раствора Г перенесли в пробирку и пропустили через него сероводород, при этом наблюдали выпадение в осадок вещества Д чёрного цвета. Вещество Д встречается в природе. Кристаллы природного Д могут иметь красную окраску.
Опыт 3. Во вторую часть раствора Г внесли хорошо зачищенную медную пластинку. На поверхности пластинки выделился блестящий слой металла В.
Известно, что Б и В — простые вещества. Вещества А, Г и Д состоят из двух элементов. Вещества А, Г и Д содержат атомы одного и того же химического элемента со степенью окисления +2.
Определите вещества А–Д и запишите их формулы.
**А**
**Б**
**В**
**Г**
**Д**
12. Круглодонную колбу объёмом 1.000 л закрыли пробкой с газоотводной трубкой и заполнили газом X при н.у. Масса газа в колбе составила 5.714 г. Затем газоотводную трубку опустили в кристаллизатор с водой (на рисунке показан цифрой 1), в которую был добавлен фиолетовый лакмус. Открыли кран (2), и вода по трубке стала подниматься вверх, внутри колбы «забил фонтан».
![](https://pndexam.ru/wp-content/uploads/2022/10/image-73.png)
Лакмус в растворе внутри колбы принял красную окраску. Для того, чтобы лакмус снова принял фиолетовую окраску, потребовалось добавить в раствор 2.500 г гидроксида калия.
Определите газ X и запишите его формулу.