
Готовое сочинение на тему: Тема воспитания и самовоспитания в русской литературе к разделу Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека и подразделу «Внутренний мир человека и его личностные качества».
Тема воспитания и самовоспитания в русской литературе.
Вопрос о том, как формируется личность, какими путями человек приходит к пониманию себя и своего места в мире, является одним из центральных в русской литературе. Писатели XIX и XX веков внимательно исследуют сложное взаимодействие двух ключевых процессов: воспитания (влияния семьи, среды, общества) и самовоспитания (сознательной работы над собой, нравственного выбора). Через судьбы своих героев они показывают, что подлинная зрелость наступает тогда, когда внешние уроки жизни осмысляются и перерабатываются внутренней работой души.
Классическим примером конфликта между устоявшимися нормами воспитания и личным самосознанием служит комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Чацкий — человек, прошедший мощную школу самовоспитания. Его трехлетние путешествия, чтение книг, размышления сформировали в нем критический ум и свободолюбивые идеалы. Возвращаясь в московское общество, он сталкивается с плодами иного воспитания — фамусовского. Молчалины, Скалозубы, дочь Фамусова Софья являются продуктом системы, где ценятся «и награжденья брать, и весело пожить». Их воспитание — это усвоение готовых, лицемерных правил для карьеры и комфорта. Чацкий же олицетворяет трагический путь самовоспитающейся личности, которая, бросив вызов косной среде, оказывается в ней непонятой и изгнанной.
Не менее глубоко тема раскрыта в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкин детально показывает, как воспитание («сначала madame за ним ходила, потом monsieur ее сменил») и светская среда сформировали умного, но пресыщенного, эгоцентричного героя. Кризис и толчок к самовоспитанию наступают для Онегина после трагической дуэли и встречи с Татьяной, уже княгиней. Увидев ту, которую он когда-то безрассудно отверг, преображенной силой собственного духа и нравственного чувства, Онегин вынужден начать мучительную переоценку всей своей жизни. Его письмо к Татьяне — это свидетельство пробуждения души, попытка нравственного самовоспитания, хотя и запоздалая. Параллельно Пушкин дает идеал гармоничного воспитания в лице Татьяны, вскормленной не светскими правилами, а «преданьями простонародной старины», природой и искренними чувствами.
Особую роль семейному воспитанию как фундаменту личности отводит Л.Н. Толстой. В автобиографической трилогии («Детство», «Отрочество», «Юность») он скрупулезно исследует, как первые впечатления, любовь и уроки доброты в родительском доме формируют нравственный стержень человека Николеньки Иртеньева. В романе «Война и мир» эта тема получает масштабное развитие. Воспитание в семье Ростовых, основанное на доверии, эмоциональной теплоте и интуитивной нравственности, взращивает в Наташе способность к искренней любви и самопожертвованию, а в Николеньке — чувство долга и чести. И напротив, карьеризм и расчет, царившие в семье Курагиных, порождают эгоизм и внутреннюю пустоту Элен и Анатоля.
Однако вершиной раскрытия темы становится идея нравственного самовоспитания через страдание, кризис и искупление. Самый яркий пример — путь Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Герой, воспитавший в себе чудовищную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих», через муки совести и общение с Соней Мармеладовой, олицетворяющей христианское смирение и любовь, постепенно приходит к перерождению. Его самовоспитание — это болезненный отказ от гордыни и признание ценности каждой человеческой жизни. Аналогичный путь от заблуждения к прозрению через страдание проходят и герои романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»: Андрей Болконский (от тщеславия к всепрощению) и Пьер Безухов (от жизненных исканий к осмысленному служению добру).
Таким образом, русская классическая литература представляет воспитание и самовоспитание не как простое усвоение знаний или правил поведения, а как глубокий, часто мучительный процесс нравственного становления. Она утверждает, что среда и семья закладывают основу, но окончательный выбор пути — за самой личностью. Истинное взросление и красота души (о которой мы рассуждали ранее) рождаются именно в этой внутренней работе — в борьбе с собственными ошибками, в преодолении эгоизма и в стремлении к идеалам добра, правды и сострадания. В этом непреходящий урок, который дарят нам герои русской литературы.