Школьный этап по Экологии 2022-2023 учебный год. Московская область 50 регион 5-6 класс

Задания и ответы школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2022-2023 учебного года по Экологии 5-6 класс Московская область 50 регион

1. Статья

Прочитайте статью С. Коленова «Возвращение волков в Йеллоустон помогло ивам стать выше».

Возвращение ранее истребленных волков (реинтродукция) в Йеллоустонский национальный парк привела к восстановлению ивовых зарослей. Согласно статье в журнале Ecosphere, хищники снизили численность местных оленей и сделали их более осторожными, в результате травоядные меньше объедают ивы и те могут расти без помех. В свою очередь, разросшиеся ивовые заросли делают всю экосистему парка более устойчивой и разнообразной.

Йеллоустонский национальный парк — не только одна из самых знаменитых охраняемых природных территорий в мире, но и арена масштабного экологического эксперимента. Этот эксперимент стартовал в 1995 году, когда в парк завезли волков Canis Lupus, истребленных здесь около 1930 года. Согласно изначальному плану, волки должны были просто снизить численность чрезмерно расплодившихся оленей вапити (Cervus canadensis). Однако в реальности их возвращение оказало более глубокое влияние на всю экосистему Иеллоустона, включая его растительные сообщества.

Например, считается, что возвращение волков в национальный парк положительно сказалась на йеллоустонских ивах (Salix app). Когда численность копытных в парке была высокой, они объедали ивы, ограничивая их высоту и не давали сформироваться густым зарослям. Возвращение хищников снизило давление на деревья и позволило им вновь расти без помех. С этими выводами, однако, согласны далеко не все экологи. Некоторые из них сомневаются, что численность травоядных снизилась достаточно, чтобы это сказалось на высоте ив.
Разобраться в спорном вопросе решили учёные – Люк Пейнтер (Luke E.Painter) из Университета штата Орегон и его коллега Майкл Терчек (Michael T.Tercek) Исследователи сравнили данные о высоте ив в северной части Йеллоустона за три отрезка времени: с 1988 по 1993 год, с 2001 по 2004 год и с 2016 по 2018 год.

Оказалось, что высота и площадь крон ив, растущих по берегам рек, значительно увеличились за двадцать лет, которые прошли после возвращения волков. К 2016-2018 годам заросли с деревьями выше трех метров появились на многих участках, где отсутствовали еще в начале века. Этому процессу не смогли помешать ни климатические изменения, ни засуха, наблюдавшаяся в Йеллоустоне в 2000-х годах.

По мнению авторов, состояние ив улучшилось именно за счет влияния волков, которые сократили численность оленей в северной части парка с 20 000 в 1995 году до 4 149 в 2019 году. Снижение поголовья травоядных стало заметным к началу 2000-х, и именно в это время начался процесс восстановления ивовых зарослей. Появление хищников также сделало оленей более осторожными, так что они стали проводить меньше времени за объеданием деревьев. В результате ивы теперь могут сохранять большую часть летнего прироста, который в прошлом съедался. Ранее похожие выводы были сделаны для йеллоустонских осин (Рории$ $рр.), также выигравших от возвращения волков.

Интересно, что ивы, которые растут на лугах, так и остались в угнетенном состоянии. Дело в том, что их высоту в основном ограничивают бизоны (Bison Bison), численностькоторых в парке выросла за последние десятилетия несмотря на появление хищников.

Исследователи отмечают, что восстановление ивовых зарослей имеет значение для всего северного Йеллоустона. Эти растения выполняют целый ряд важных экосистемных услуг, от сдерживания эрозии (разрушения верхних, наиболее плодородных слоев почвы) до обеспечения пищей бобров (Castor canadensis). Когда ивы чувствуют себя хорошо, вся экосистема становится более устойчивой и разнообразной. Таким образом, возвращение волков положительным образом сказалось на множестве видов, населяющих Иеллоустон.

К какой группе факторов относится тот, который вызвал исчезновение волков в Иеллоустонском национальном парке до их повторного заселения в 1995 году?

Антропогенный (обусловленный различными формами воздействия человека на природу)
Биотический (воздействие живых организмов друг на друга)
Географический (местоположение)
Абиотический (воздействие неживых компонентов среды на живые организмы}

В какой среде обитания живёт бобр?

Внутри организменной
Наземно-воздушной
Почвенной

Для наземно-воздушной среды характерно?

высокая плотность среды
отсутствие света
большие перепады температуры
избыточная соленость

2. Ниже представлены ботанические иллюстрации травянистых растений с подписями родов растений. Для каких двух растений родовое название указано ВЕРНО?

  1. Рогоз 2. Тростник 3. Мятлик 4. Осока

3. Применение растений.

Издавна из растений люди получали самые разные вещества для приготовления пищи.

Ответьте на вопрос: какие растения можно использовать для получения масел?

Выберите два варианта:

Осот обыкновенный
Олива европейская
Подсолнечник однолетний
Крапива двудомная

4. Биотические отношения.
Произрастающие в одном лесу липы и тополи могут затенять друг друга.

Как называет такой тип биотических взаимоотношений?

конкуренция
нейтрализм
мутуализы
паразитизы

5. Составление цепи питания.

Вспомните, чем питаются животные.

Заполните пробелы таким образом, чтобы восстановить правильную последовательность элементов цепи питания.

Продуцент (производитель)
Консумент (потребитель) 1 порядка
Консумент (потребитель) 2 порядка
Консумент (потребитель) 3 порядка

Ответы на выбор
мятлик луговой
пятнистый олень
экинококк
волк

6. Правила поведения при встрече с диким животным.

Прочитайте внимательно вопрос и ответьте на него.

Что следует делать при встрече с диким животным в лесу?

Выберите три варианта:

Попытаться испугать животное, чтобы оно само ушло от вас.
Медленно отступать, не поворачиваясь к животному спиной.
Не подходить близко и не пытаться его гладить.
Не дразнить и не провоцировать животное.
Попытаться его покормить.
Быстро убегать.

7. Организация исследования.

В целях изучения влияния интенсивности света на рост растений, школьник посадил в горшки три одинаковых растения пшеницы и поставил их под лампы. Чтобы изменять у опытных растений интенсивность света, он взял разные светофильтры (красный и синий, третье растение стояло под лампой без светофильтра – в качестве контроля). После чего он описал полученные результаты и сделал выводы об оптимальной интенсивности освещения для этих растений.

Стоит ли доверять результатом такого исследования?
Да, стоит, так как были соблюдены все условия постановки эксперимента;
Нет, не стоит, так как условия постановки эксперимента не соблюдены.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM