Школьный этап по Русскому языку 2022-2023 учебный год. Московская область 50 регион 10 класс

Задания и ответы школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2022-2023 учебного года по Русскому языку 10 класс Московская область 50 регион

1. Заполните пропуски в тексте.
Признак, который необходимо выявить в пункте (1), нужно вписать через дефис без пробела (например, совершенный-несовершенный)

При указании на звук пишите его буквой, не используя дополнительные знаки (например, [у] необходимо записать как у безударный, [к] – как к твёрдый глухой).

При указании на букву пишите только саму букву. Слова в тексте указывайте со строчной (маленькой) буквы, вписывайте их, согласуя с текстом (например, Сегодня я видел _ луну – Сегодня я видел полную луну; вариант Сегодня я видел полная луну будет считаться ошибкой

В современном русском литературном языке не все звуки парны по признаку (1) __________________. При произношении определённых слов у некоторых из этих звуков пары по этому признаку появляться все же могут. Например, в слове объезжать в одном из вариантов произносительной нормы произносится звук (2) , являющийся парой к звуку (3) в слове жатва (если не брать в расчёт критерий долготы/ краткости представленного звука). Для звука в слове объезжать отсутствует отдельный символ (или унифицированное сочетание символов) в русской системе письма. Буквой (4) _ обозначается именно (5) вариант этого звука

Укажите признак на месте пропуска (1) (через дефис без пробела, например, совершенный-несовершенный)

Укажите звук на месте пропуска (2) (например, [у] необходимо записать как у безударный, [к] – как к твёрдый глухой)

Укажите звук на месте пропуска (3) (например, [у] необходимо записать как у безударный, [к] – как к твёрдый глухой)

Укажите букву на месте пропуска (4)

Укажите слово на месте пропуска (5)

Укажите букву/буквосочетание, которым звук, обозначенный в тексте под номером (2) выражен в слове из вопроса № 2.

2.В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что за выбор неверного утверждения балл снижается. В русском языке наблюдается функциональная омонимия – переход слов из одной части речи в другую. Например, процесс перехода слов в имя существительное называется субстантивацией, процесс перехода в местоимение – прономинализацией, процесс перехода в имя прилагательное – адъективацией, в наречие – адвербиализацией, в предлог – препозиционализацией.
Установите соответствие между результатом языкового процесса и иллюстрирующим его словом из предложения.

Волк молча показал лапой на камень и посмотрел на Медвежонка печальными глазами.
Старший урядник, Трундалей по прозвищу, пытался поднять наше упавшее настроение.
В известных случаях продуктивность работы художника надо расценивать по ее отражению в творчестве других авторов.
Увидев въезжающего военного, солдаты вскочили с мест, военный махнул им рукой и въехал в город.

По прибытии в залу отдали лошадей конюхам, раскланялись с охотниками и сели за стол

препозиционализация адъективация
прономинализация субстантивация
адвербиализация

Отметьте нужные предложения.
Как и следовало ожидать, первый выступил на сцену неустрашимый штаб-офицер.
Корсаков осыпал Ибрагима вопросами, кто в Петербурге первая красавица?
Когда все собрались, и первое было подано, заспорили о том, как усесться вокруг стола.
По дороге он встретил Архипа, который первым рассказал ему важную новость.
Он таким и вырос: первый парень на деревне ― лучше всех плавал, больше всех отжимался, круглый отличник

Отметьте предложения, в которых служебные слова могут иметь функциональные омонимы среди других частей речи.
… одни дубравы Хранят его довременный покой, Повторяют соловьи октавы, Записанные быстрою рукой.
Что за жалкие эти уловки ― Упованье на молодость духа, Если на постаревшей головке Белизна, вроде детского пуха.
Я бы, написав десяток строк, Времени остановил теченье, Если б я по-ларсоновски мог Сделать солнечное освещенье.
Поистине гостей Весна изводит На белый свет из сумрачных могил, Мертвых дней виденья оживляет!…
О, пускай эта жизнь только сон наяву: Я всей грудью дышу, я всей жизнью живу, Пока мне сознанье и мысли даны ― Слышу в сердце своем вечный голос весны!

3.Известно, что в разных языках и культурах можно найти много общего и различного одновременно. В области фразеологии сходство связано с одними и теми же представлениями о явлениях личной и общественной жизни, но выраженными разными способами. Чешский язык принадлежит к группе западнославянских языков и является близкородственным русскому языку, как и сербский язык, относящийся к южнославянской группе. Поэтому мы не даём перевода, рассчитывая на близость лексем на русском, чешском и сербском языках.

Соотнесите чешские фразеологизмы и соответствующие им русские фразеологизмы.

для выполнения задания знания чешского языка не требуется

Pekná jako obrázek
Delat z komára velblouda
Jako jedna a jedna jsou dve
Svet je malý

Она красива, как картинка
Как дважды два четыре
Делать из мухи слона
Мир тесен

Соотнесите сербские фразеологизмы и соответствующие им русские фразеологизмы.
для выполнения задания знания сербского языка не требуется

Jести хлеб и со (со и хлеб)
Сипати/насути уље на ватру
Мирне душе
Упецати се (ухватити се) на удицу чију

Делить хлеб и соль
Со спокойной совестью
Подливать масло в огонь
Попасться на крючок

4.В качестве ответа укажите ОДНО слово в именительном падеже БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например, олимпиада.
Информация для справки:

В праславянском, старославянском, древнерусском языках происходило
множество фонетических процессов, повлиявших на строение
современных слов.
Так, слова, в русском, украинском и белорусском языках содержащие сочетания оро / оло / ере / еле , а в западнославянских и южнославянских языках содержащие ра / ла / ре / ле, первоначально на месте этих сочетаний имели *or / *ol / *er / *el соответственно. Например, русское слово ворота имеет южнославянский (старославянский) вариант врата, в праславянском языке записывалось как *vorta. Обратите внимание! Сочетания оро / оло / ере / еле впоследствии также могли подвергаться изменениям. Например, под влиянием аканья оло могло превратиться в ала, ола, ало и т.д.
Основы, начинающиеся в современном русском языке на и, в праславянском варианте имели в самом начале J, после которого следовал редуцированный гласный Ь. Например, слово имя в праславянском варианте выглядит как *jьmę
В праславянском языке основы также делились по признаку того, какие слова от них образуются. Например, именные основы могли заканчиваться на гласные а, ъ, а глагольные инфинитивы чаще всего заканчивались на ti, соответствующее русскому суффиксу инфинитива ть.

Пример процесса вычисления праславянской основы:
Перед нами слова бороться, борьба, оборона. Известно, что к тому же этимологическому гнезду относится старославянское слово брати. Известно, что этим словам родственны слова из других славянских языков: болгарское боря, боря се, польское broc sie. В слове оборона вычленяется приставка о-, отсутствующая в других словах, следовательно, основа слова начинается с *b. Далее в русском языке следуют варианты оро и орь, в старославянском языке – ра, в болгарском ор, в польском ro. Делаем вывод, что в праславянском языкеоснова могла звучать как *bor. От этой основы образованы глаголы, от которых, в свою очередь, образованы имена существительные. Следовательно, основа глагольная. Делаем вывод, что праславянская форма инфинитива выглядела так: *borti В российском языкознании издавна применяется термин гнездо в значении «совокупность слов, связанных друг с другом по происхождению». Во многих школьных учебникахупотребляется такой термин, как словообразовательное гнездо – совокупность однокоренных слов, связанных друг с другом при помощи словообразовательных средств современного русского языка. Нас же с вами интересует гнездо этимологическое, слова в котором являются родственными не только на данном этапе развития языка, но и исторически. Этимологически связанными являются слова, произошедшие от одного праславянского корня. Такие «родственники» могут находиться в самых разных славянских языках. Восстановите элементы этимологического гнезда по описанию. Ниже вам представлены слова для выбора, необходимо определить, какие из них могут занять свою позицию в этимологическом гнезде. Не все слова должны быть распределены. Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяются корень, два суффикса и окончание. История слова: первоначально слово содержало приставку, которая со временем вошла в состав корня; слово является производным от глагола, являющегося калькой с греческого προσέχειν (были дословно переведены приставка со значением смежности, близости и корень со значением «брать, хватать») 1. Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяются корень, суффикс и суффикс инфинитива. История слова: первоначально в слове выделялась приставка, являющаяся продуктивной в современном русском языке, позже она вошла в состав корня. Исторический корень этого слова состоял из двух букв, позже, под влиянием родственных слов, претерпевших изменения в структуре корня под влиянием приставок, стал состоять из трёх букв. Исторически слово имело значение «ловить, хватать, брать». Это значение осталось у родственного слова, в котором исторический корень не претерпел изменений. 2. Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяются корень, суффикс и суффикс инфинитива. История слова: первоначально в слове выделялась приставка, являющаяся продуктивной в современном русском языке, позже она вошла в состав корня. Исторический корень этого слова состоял из двух букв и, в отличие от слова № 2, изменений не претерпел. Слово имеет значение, сходное с «ловить, хватать, брать». 3.
занимать, изымать. обнимать, понимать, поймать постригать, поливать. внимание

Продолжите восстановление этимологического гнезда, вписав недостающий элемент. В этом вам поможет его описание. Обратите внимание, что слово является исторически родственным тем словам, которые представлены в вопросе № 1. Впишите слово.

Структура слова: слово из 5-ти букв, в структуре слова выделяются корень и суффикс инфинитива. История слова: это слово сохранило исходную историческую основу, преобразовалось только её современное звучание, в одном из значений сочетается с существительным «вид» в форме предложного падежа с предлогом.

Вычислите название словообразовательного явления,наблюдаемого в словах из этимологического гнезда,по следующим утверждениям: 1)в этом слове выделяются 2 приставки,корень,суффикс и окончание 2)приставка 1 имеет то же значение,что и приставка в слове преодолеть 3)приставка 2 является одной из чередующихся,имеет значение деления на части 4)корень этого слова чередуется, имеет то же значение, что и слово класть, встречается в глаголах сов. вида 5)суффикс и окончание в этом слове такие же, как в слове удобрение

На основании данных из вопросов № 1 и № 2 вычислите праславянскую основу, от которой произошли слова этимологического гнезда. Обратите внимание на информацию для справки. Ответ впишите латиницей без знака *.

5.Некий словарь включает в себя статьи, в которых изложены ассоциации русскоязычных людей к определённым словам.
Перед вами отрывок из словарной статьи о неком слове, которое употребляется в русском языке.

цвет; лес; лист; красный; трава; свет; луг; светофор; огурец, сад; желтый;
горошек, крокодил, лук, синий;шар; дуб, куст, помидор; дерево, мир,
молодой, черный

Отметьте предложения, в которых, на ваш взгляд, выделено слово, ассоциации к которому подобраны в представленной выше словарной статье. Для этого, составив словосочетания или предложения с указанными словами, вспомнив фразеологизмы, определите, какое общее понятие объединяет слова-ассоциации из словарной статьи.

Мимо их/ Прошла тихонько Мудрость и, увидя,/ Что делалось, шепнула про себя:/ Таков смешной, безумный, жалкий свет,/ И такова на свете наша жизнь,/ Доволен ли ты повестью моею? (В. Жуковский «Две повести»)
Прилетит снегирь смешной и неуклюжий,/ Раза два чирикнет, клюнет ― да и прочь. (К. Бальмонт «Осенняя радость»)
Клен зеленый, да клен кудрявый,/ Да раскудрявый, резной! (Я. Шведов «Смуглянка»)
Солнце красное явилося / на лазури неба чистого / и лучами злата яркого / осветило рощу тихую, холм зеленый и цветущий дол. (Н. Карамзин «Илья Муромец»)

В предложениях, выбранных вами в вопросе № 1, загаданное слово является одним и тем же членом предложения. Впишите название этого члена предложения.

Интересным с точки зрения синтаксической структуры является предложение из вопроса № 1 «Солнце красное явилося / на лазури неба чистого / и лучами злата яркого / осветило рощу тихую, / холм зеленый и цветущий дол.» (Н. Карамзин «Илья Муромец»). Выберите утверждения, верные для этого предложения

Это предложение является сложным (состоит из двух и более грамматических основ).
В этом предложении не наблюдается нарушение порядка расположения подлежащего и сказуемого в целях создания художественного эффекта.
В этом предложении нет имени собственного, входящего в состав сказуемого.
Время действия (синтаксическое время) в этом предложении – настоящее.
В этом предложении есть имя прилагательное, которым частично (в сочетании со словами иных частей речи) выражено сказуемое.

6.Проанализируйте предложения с подчинительным союзом «как». Отметьте случаи, когда этот союз имеет временное или частично временное значение.
Как он был учителем, так им и остался в душе.
Как увидел его, сразу узнал.
Кто знает, как могла бы пройти эта встреча?
Как он понял, что волнение вызвано не скоплением кашалотов, а чем-то другим, решил разобраться самостоятельно.
Как тронет струны музыкант, все замирают в восхищении.
Он ещё не решил, как быть с этим обстоятельством.
Всегда интересовало, как так получается?

Каким союзом, состоящим из одного слова, можно без потери смысла заменить союз к а к в выделенных вами случаях? Впишите союз

Какие из приведённых утверждений будут верными для выбранных вами предложений? Отметьте все верные утверждения.
В этих предложениях есть придаточное изъяснительное;
В этих предложениях есть придаточное определительное;
В этих предложениях есть обстоятельственное придаточное времени;
В этих предложениях есть обстоятельственное придаточное уступки;
Во всех выбранных предложениях две грамматические основы;
Во всех выбранных предложениях есть только одна придаточная часть;
Во всех отмеченных случаях логическое ударение падает на сказуемое, следующее сразу
после к а к

7.В качестве ответа укажите ОДНО слово в именительном падеже БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов, например, олимпиада.
Прочитайте и переведите отрывок из «Хождения на восток гостя Василия
Позднякова с товарищи», ответьте на вопросы по тексту:

Корабли в Раифѣ на Чермномъ мори деланы без железного гвоздия, шиты
веревками, а мазаны серою горячею, потому что в мори много камени
магниту, и горы все магнитъ камень, — ино железо к собе привлечетъ.
Видѣхом же — гости иньдиянѣнѣ корабли привѣзьли, два вола индийскихъ,
оба черныхъ, а промежь рогь у нихъ сядетъ человек, а в длину рогъ пяти
пядѣй, около рога три пяды. Да церковъ же в Раифе Успение Пречистей
Богородицы, а стоитъ на монастырьском дворѣСинайского монастыря. И в
той церкви лежатъ мощи святые мученицы Марины вельми чюдны. И
поклонихомся святымъ мощемъ и поидоихомъ на мѣсто, где Моисей
насади 70 финиковъ и ту ему Богъ дарова 12 источниковъ тѣкущих из горъ
каменныхъ, вода же в нихъ горячая течетъ.

Укажите корректный литературный перевод слова привлечетъ на современный русский язык (с учётом контекста).
Притягивают
Приветствуют
Преувеличивают
Привечают

Выберите слова, в корне которых отражается то же явление, что и при сопоставлении слова здравствуетъ с современными русскими однокоренными словами. Примечание: необходимо проанализировать именно корень слова, не рассматриваются явления, возникающие на стыке морфем.
Благо
Брада
Всеа
Глава
Земля
Злато

Выберите верный перевод отрывка предложения из текста:

И поклонихомся святымъ мощемъ и поидоихомъ на мѣсто, где Моисей насади 70 финиковъ
После поклона святым мощам пойдите в место, где находится сад Моисея, в котором растёт 70 фиников
И поклонились святым мощам и пошли туда, где Моисей посадил 70 фиников
И, поклонившись святым мощам, стали искать место, где высажены 70 фиников для
Моисея

Выберите верные утверждения о слове поклонихомся.
Это слово имеет значение предмета
Это слово имеет значение добавочного действия по отношению к основному
Это слово имеет значение действия
В формах корня этого слова наблюдается чередование а//о
В формах этого слова наблюдается чередование ло//ал
Родственным этому слову является слово «преклонный» (прилаг.)
Родственным этому слову является слово «кольцо» (сущ.)


Родственным слову сказывати является глагол из современного русского языка, имеющий значение «Сурово наказать». Используется в устойчивом выражении, демонстрирующем значение пунктуации для понимания смысла текста. Впишите глагол, родственный слову сказывати, в форме инфинитива.


Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM