Школьный этап по Русскому языку 11 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Русскому языку. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 11 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1-4. Прочитайте текст и выполните задания.

Онъ же въбързѣ, въ мале дружинѣ, въсѣдъ на конь поѣха. И пришедъ на Вългу, на поле потъчеся подъ нимь конь въ ровѣ, и наломи ногу малы.

В тексте употреблено существительное, которое родственно глаголу со значением «копать, делая в земле углубление». Запишите существительное в современной орфографии в начальной форме.

Запишите бесприставочный глагол со значением «копать, делая в земле углубление», родственный существительному из текста.

Какого чередования нет в корне слова пришедъ? (При ответе учитывайте формы слова и однокоренные слова, в том числе с исторической точки зрения.)

х/ш

ш/ж

д/ж

д/жд

Ответ можно сохранять несколько разСохранить ответ

Онъ же въбързѣ, въ мале дружинѣ, въсѣдъ на конь поѣха. И пришедъ на Вългу, на поле потъчеся подъ нимь конь въ ровѣ, и наломи ногу малы.

Выберите неверный перевод фрагмента текста.

Он же быстро с малой дружиной…

И пришёл на Волгу…

На поле споткнулся под ним конь в яме…

… и повредил маленькую ногу.

5-6.В русском языке есть три прилагательных, образованных от существительного с корнем, зашифрованным буквой X, с помощью суффиксов, зашифрованных буквами A, B, C.
В таблице ниже приведены данные о том, сколько раз в НКРЯ1 встретились сочетания «прилагательное + существительное N» (приведены начальные формы существительных).

NX + A + окончаниеX + B + окончаниеX + C + окончание
Война180211
Жизнь193799195
Договор08250
Население444251
Человек6210241
Суета21157
Власть9183

1Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. Поиск в задаче ведётся по основному корпусу НКРЯ.

Укажите, какие прилагательные зашифрованы в таблице (напишите начальные формы):

X + A + окончание: 

X + B + окончание: 

X +C + окончание: 

В русском языке есть также пара прилагательных, образованных от двух разных основ (Y и Z) одного и того же существительного с помощью позиционных вариантов суффикса C из части 1. В таблице ниже приведены данные о том, сколько раз в НКРЯ встретились сочетания «прилагательное + существительное N» (приведены начальные формы существительных).

NY + C + окончаниеZ + C + окончание
Жизнь361990
Тело155313
Личность10690
Молва252
Поток39197

Напишите название грамматической категории, от которой зависит выбор основы Y или Z: 

Укажите, какие прилагательные зашифрованы в таблице (напишите начальные формы):
Y + C + окончание: 
Z + C + окончание: 

7. Определите исторически родственные слова по описанию их признаков.
1) бесприставочный глагол с переносным значением «терять бдительность» 
2) человек, засматривающийся на что-то из любопытства 
3) невнимательный, рассеянный человек (6 букв) 
4) слово с 2-мя корнями, сочетающее в себе значения слова №2 и слова №3 
5) в одном из значений – фонетический термин 
6) отверстие между ротовой полостью и глоткой 

8-9. Лингвисты, работая со словосочетаниями, используют специальные обозначения. Даны словосочетания, а также их формализованные записи в перепутанном порядке. Установите правильные соответствия.

большие города

пойти в лес

управлять страной

язык урду

быстро бегать

тезисы презентации

диалоги о рыбалке

N1plPrepN6

N1plN2

N1Adj

VN5

AdjN1pl

VPrepN4

AdvV

Представьте формальными схемами на языке тех же символов, которые были использованы в таблице, следующие словосочетания: ручка без чернил, поворот налево, пустые поезда.
Выберите правильный вариант ответа.

ручка без чернил

N1plN2

N1PrepN4pl

N1plPrepN2

N1PrepN2pl

N1PrepN2
поворот налево

N1PrepN4

N1Adj

VAdv

N1Adv

VPrepN1
пустые поезда

AdjplN1pl

AdjN2

AdjN2pl

AdvN1pl

AdjN1pl

10. Даны шесть предложений из Национального корпуса русского языка.

1) И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! [А.Н. Островский. Гроза (1860)]
2) Дашков доказал, что некоторые примеры, приводимые Шишковым из старинных книг, как красоты славянского языка, суть не что иное, как буквальный перевод с греческого, противный словосочинению славянского языка. [М.А. Дмитриев. Мелочи из запаса моей памяти (1869)]
3) Это распоряжение, совершенно противное принятой со времён императрицы Екатерины II системе и резко отличающееся от предшествовавших указов императора Александра, состоялось в самую трудную минуту. [П.И. Мельников-Печерский. Счисление раскольников (1868)]
4) И из-за всех этих противных анекдотов непременно выглядывает личность самого автора, который так и режет в глаза читателю или зрителю: послушайте, дескать, что толкуют эти бедные, глупые люди, и поймите, как я тонко над ними подсмеиваюсь! [М.Е. Салтыков-Щедрин. Статьи из «Современника» (1863)]
5) Атаман толкнул Митьку неприметно локтем, чтобы он молчал, но тот принял этот знак в противном смысле. [А.К. Толстой. Князь Серебряный (1861–1863)]
6) – Удивительно противная баба! – возмущался Кистунов, нервно ломая пальцы и то и дело подходя к графину с водой. [А.П. Чехов. Беззащитное существо (1887)]

Разделите предложения на две равные группы в зависимости от лексического значения одного из слов, встречающегося в каждом предложении.

И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! [А.Н. Островский. Гроза (1860)]

Дашков доказал, что некоторые примеры, приводимые Шишковым из старинных книг, как красоты славянского языка, суть не что иное, как буквальный перевод с греческого, противный словосочинению славянского языка. [М.А. Дмитриев. Мелочи из запаса моей памяти (1869)]

Это распоряжение, совершенно противное принятой со времён императрицы Екатерины II системе и резко отличающееся от предшествовавших указов императора Александра, состоялось в самую трудную минуту. [П.И. Мельников-Печерский. Счисление раскольников (1868)]

И из-за всех этих противных анекдотов непременно выглядывает личность самого автора, который так и режет в глаза читателю или зрителю: послушайте, дескать, что толкуют эти бедные, глупые люди, и поймите, как я тонко над ними подсмеиваюсь! [М.Е. Салтыков-Щедрин. Статьи из «Современника» (1863)]

Атаман толкнул Митьку неприметно локтем, чтобы он молчал, но тот принял этот знак в противном смысле. [А.К. Толстой. Князь Серебряный (1861–1863)]

– Удивительно противная баба! – возмущался Кистунов, нервно ломая пальцы и то и дело подходя к графину с водой. [А.П. Чехов. Беззащитное существо (1887)]

Группа 1

Группа 2

11. Шифр – система преобразований, зависящая от некоторого секретного параметра (ключа) и предназначенная для обеспечения секретности информации. Ниже приводятся примеры слов, зашифрованных шифром «Водичка»:
лингвистика – 15-4-17-9-1-4-20-21-4-6-7
Вологда – 1-2-15-2-9-3-7
лесок – 15-10-20-2-6

Выберите вариант ответа, в котором правильно зашифровано слово олимпиада.

2-13-4-14-17-4-1-3-1

16-15-10-16-18-4-7-3-7

2-15-4-16-18-4-7-3-7

16-13-10-14-17-10-1-5-1

Шифром “водичка” зашифровано некоторое слово : 1-2-3-4-5-6-7.Какое слово зашифровано? Укажите правильный ответ.

водяной

водичка

водится

водный

12. На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений.
Определите по исторически однокоренным словам, какие растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.

Слово (1)  – лекарственное растение (считается также сорняком), слово с прозрачной внутренней формой, построенное по схеме <приставка + корень + суффикс + окончание> (м. р., 10 букв).
Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
1.1 Потасовка, стычка:  (ж. р., 5 букв).
1.2 Резко извлечь, освободить, вырвать:  (приставочный глагол).
1.3 Односложное слово со значением «ерунда, чепуха, ложь»:  (м. р., 5 букв).
Слова запишите в начальной форме.

Слово (2)  (6 букв, с суффиксом, указывающим на ж. р.).
Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
2.1 Калька с французского «аромат», восходящего к итальянскому, в русском языке только во мн. ч.  (4 буквы).
2.2. Хилый, безнадёжный; во фразеологизме «… номер»  (6 букв).
(2.3) Лёгкий, грациозный, изящный, невесомый (перен.)  (9 букв).
Слова запишите в начальной форме.

Слово (3)  в том числе лекарственное растение (ж. р., 7 букв).
Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
3.1. Обрызгивать святой водой  (бесприставочный глагол,7 букв).
3.2. Пахучая приправа, используемая в том числе для консервирования овощей  (м. р., 5 букв).
Слова запишите в начальной форме.

13. Соотнесите имена, употребляющиеся в русских пословицах и поговорках, с приведёнными значениями этих пословиц и поговорок.

Макар

достоин не больше того, что имеет, только этого заслуживает

очень далеко, отдалённые, неизвестные места

о внезапно исчезнувшем

недалёкий, ленивый человек, неспособный на серьёзное дело; заурядный человек – ни то ни сё

говорить о своём, не слыша собеседника

Ерёма

достоин не больше того, что имеет, только этого заслуживает

очень далеко, отдалённые, неизвестные места

о внезапно исчезнувшем

недалёкий, ленивый человек, неспособный на серьёзное дело; заурядный человек – ни то ни сё

говорить о своём, не слыша собеседника

Фома

достоин не больше того, что имеет, только этого заслуживает

очень далеко, отдалённые, неизвестные места

о внезапно исчезнувшем

недалёкий, ленивый человек, неспособный на серьёзное дело; заурядный человек – ни то ни сё

говорить о своём, не слыша собеседника

Митька

достоин не больше того, что имеет, только этого заслуживает

очень далеко, отдалённые, неизвестные места

о внезапно исчезнувшем

недалёкий, ленивый человек, неспособный на серьёзное дело; заурядный человек – ни то ни сё

говорить о своём, не слыша собеседника

Селифан

достоин не больше того, что имеет, только этого заслуживает

очень далеко, отдалённые, неизвестные места

о внезапно исчезнувшем

недалёкий, ленивый человек, неспособный на серьёзное дело; заурядный человек – ни то ни сё

говорить о своём, не слыша собеседника

Сенька

достоин не больше того, что имеет, только этого заслуживает

очень далеко, отдалённые, неизвестные места

о внезапно исчезнувшем

недалёкий, ленивый человек, неспособный на серьёзное дело; заурядный человек – ни то ни сё

говорить о своём, не слыша собеседника

Богдан

достоин не больше того, что имеет, только этого заслуживает

очень далеко, отдалённые, неизвестные места

о внезапно исчезнувшем

недалёкий, ленивый человек, неспособный на серьёзное дело; заурядный человек – ни то ни сё

говорить о своём, не слыша собеседника

14-15. Прочитайте предложения.
Укажите предложение(-я), в котором(-ых) одно однокоренное слово является проверочным для безударной гласной в другом.

Линкор «Императрица Мария» – первый из серии «русских дредноутов», заложенных перед Первой мировой войной по проектам известных корабельных инженеров А.Н. Крылова и И.Г. Бубнова на черноморских верфях в Николаеве. (О. Бар-Бирюков).

– Не находите ли вы, – начал Аркадий, – что ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он. (И.С. Тургенев).

Она облегчённо передохнула: – Ох, какая гадость! Недаром слово ужас происходит от ужа. Они у нас тут повсюду, и в саду, и под домом… И Петя, представьте, берёт их в руки! (И.А. Бунин).

Именно толстенькие человечки – главные греховодники и самые ядовитые насекомые, кусающие народ. Французы удачно называют их буржуа. Запомните, мамаша, – буржуа. Жуют они нас, жуют и высасывают… (M. Горький).

Напишите эти слова в начальной форме.

16.Размышляя о формообразовании, выдающийся русский лингвист А.М. Пешковский писал (текст дан в орфографии начала ХХ века):

Представимъ себѣ, что кто-нибудь видѣлъ большую толпу людей и описываетъ разные головные уборы этой толпы. Если въ этой толпѣ у замѣтнаго числа людей не было ничего на головѣ, то онъ, перечисливши всѣ сорта шляпъ, шапокъ, картузовъ, чепцовъ и т. д., обязательно прибавить, что «были и простоволосые», такъ что люди безъ всякаго головного убора составятъ въ его разсказѣ особую группу, на равныхъ правахъ съ другими группами. Подобнымъ же образомъ въ зоологии безхвостость составляетъ важный (1) семейства человѣкоподобныхъ обезьянъ только потому, что у всѣхъ другихъ обезьянъ есть хвостъ. Вотъ точно такъ же и слова: столъ, стулъ, домъ и т. д. сознаются нами, какъ слова, имѣюіція (2). […] Выходитъ, такимъ образомъ, что мы узнаемъ въ нихъ (3) не по (4), а по тому, что въ нихъ нѣтъ (5), все равно какъ можемъ легко найти свои калоши безъ (6), если всѣ чужія калоши съ буквами. Въ сущности, въ такихъ случаяхъ, какъ: столъ, стулъ и т. д., мы производимъ такое же двойное сравненіе, какъ и со словомъ «стекло».

Заполните пропуски. При написании ответа букву ъ можно опустить, букву i при написании можно заменить на иСлова пишите в той форме, в которой их надо вставить в текст.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM