Школьный этап по Русскому языку 7-8 класс 2022-2023 учебный год. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы школьного этапа 2022-2023 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ Сириус по Русскому языку. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач могут ученики 7-8 классов из любого региона России, а также учителя, родители и все желающие.

1-4.Прочитайте текст и выполните задания.

И яко Борисъ услыша шпътъ зълъ окрьстъ шатьра и трьпьтьнъ бывъ и начатъ сльзы испущати отъ очию своею и глаголааше: «Слава ти, Господи, о вьсемь…»

В тексте встречается слово, которое в современном русском языке содержит орфограмму «правописание о/ё после шипящих в корне слова».
Запишите это слово в начальной форме в соответствии с современной орфографией.

Ответ можно сохранять несколько разСохранить ответ

Какой вопрос можно задать к слову зълъ в тексте?

что?

как?

почему?

какой?

Какое (-ие) чередование (-я) есть в корне слова испущати?

(пу)щ/(пу)ст

ш/ск

з/с

щ/ж

Выберите утверждение, которое противоречит информации из текста.

Борис понял, что рядом находятся заговорщики.

Заговорщики тихо разговаривали около шатра Бориса.

Борис никак не проявил своих чувств.

Борис обратился к Богу со словами благодарности.

5.Ниже в таблице приведены данные о том, сколько раз в НКРЯ1 встретились конструкции «предлог (1) + существительное (2) в В. п. + N». Существительное (2) может выступать в конструкции как в единственном, так и во множественном числе. На месте N могут выступать, например, следующие языковые единицы:
А) варки
Б) войны
В) работы
Г) СССР
Определите предлог (1) и существительное (2). Запишите их в начальной форме.
Предлог (1)
Существительное (2)
Заполните пропуски (3)−(6) языковыми единицами из списка А−Г (приводятся в алфавитном порядке).

(3)(4)(5)(6)
(1) + (2) в ед. ч.1339443571
(1) + (2) в мн. ч.78011

1Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.

6.У каких глаголов основа в настоящем (будущем) времени единственного числа оканчивается на гласный, а во множественном числе – на согласный? Укажите эти глаголы.

есть

создать

забывать

забирать

мирить

дать

купить

пить

7.В русском языке предлоги могут выражать разные грамматические значения в разных конструкциях, при этом один и тот же предлог может быть грамматически многозначным. Соотнесите предлоги и значения, которые могут при помощи этих предлогов выражаться.

ПредлогиЗначения
по
за
место
время
цель
в качестве, вместо

Примечание. Данные значения очень обобщены. Например, сочетания «около дома» и «под домом» будут иллюстрировать одно и то же значение – место.

по

место

время

цель

в качестве, вместо

за

место

время

цель

в качестве, вместо

8.Дано несколько стихотворных фрагментов

.1)Чума и смерть вошли в великолепный град,
Вошли – и в тот же миг другой Эдемский сад!
Где с нимфами вчера бог Пафоса резвился,
В глубокий, смрадный гроб, в кладбище превратился.
(Иван Дмитриев)

2)Чем я зрелей, тем боле
В мой обиход врывается земля
И гонит волю и берёт безволье
Под кладбища, овраги и поля.
(Борис Пастернак)

3)Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
(Иосиф Бродский)

4)И если ветер, путник одинокой,
Вдруг по траве кладбища пробежит,
Он сердца моего не холодит:
Что в нём живёт, то в нём глубоко.
(Михаил Лермонтов)

5)Художник знал, что Страшный суд напишет,
Пред общим разрушеньем не опешит,
Он чувствовал, что время перепашет
Все кладбища и пепелища все.
(Павел Антокольский)

6)И звуки те прозрачнее, и чище,
И радостней всех голосов земли;
И чувствую – на дальнее кладбище
Меня под них, качая, понесли.
(Афанасий Фет)

Распределите данные стихотворные фрагменты на две группы. Найдите три фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково , и другие три фрагмента, в которых это же слово произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.

9.Художник знал, что Страшный суд напишет,
Пред общим разрушеньем не опешит,
Он чувствовал, что время перепашет
Все кладбища и пепелища все.
(Павел Антокольский)

Чем я зрелей, тем боле
В мой обиход врывается земля
И гонит волю и берёт безволье
Под кладбища, овраги и поля.
(Борис Пастернак)

И если ветер, путник одинокой,
Вдруг по траве кладбища пробежит,
Он сердца моего не холодит:
Что в нём живёт, то в нём глубоко.
(Михаил Лермонтов)

И звуки те прозрачнее, и чище,
И радостней всех голосов земли;
И чувствую – на дальнее кладбище
Меня под них, качая, понесли.
(Афанасий Фет)

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
(Иосиф Бродский)

Чума и смерть вошли в великолепный град,
Вошли – и в тот же миг другой Эдемский сад!
Где с нимфами вчера бог Пафоса резвился,
В глубокий, смрадный гроб, в кладбище превратился.
(Иван Дмитриев)

Группа 1

Группа 2

10.Даны следующие словесно-звуковые уравнения:
1. Два + три = четыре.
2. Один + шесть = двенадцать.
3. Семь + сорок = пятнадцать.
4. Восемь + семь = пятнадцать.
5. Восемь + девять = четырнадцать.
Чем можно заменить «семь» в примерах 3 и 4? Выберите все возможные варианты.

один

два

три

четыре

пять

шесть

восемь

девять

десять

11.На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений, в том числе кустарники и деревья. Определите по исторически однокоренным словам, какие растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.

Слово (1)  – наименование очень распространённого в России дерева (ж. р., 6 букв). Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
1.1. Один из ахроматических цветов в цветовом спектре (прилагательное): .
1.2. Материал, на котором писали древнерусские грамоты:  (ж. р.).
Слова запишите в начальной форме.

Слово (2)  (ж. р., 4 буквы). Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
2.1. Нежно приникать к кому-либо, как дитя к матери (глагол с двумя буквами Ь):  (6 букв).
2.2. Рельефное украшение интерьера дома, внешнее и внутреннее, из гипса, бетона и других материалов  (ж. р., 7 букв).
Слова запишите в начальной форме.

Слово (3)  (м. р., 3 буквы). Слово запишите в начальной форме.
Исторически однокоренные слова:
3.1. Пленник, невольник:  (м. р., 5 букв).
3.2. Это название вспомогательного глагола, являющегося частью составного именного сказуемого  (ж. р., 6 букв).
3.3. Декоративное орнаментальное письмо, графическая форма некоторых алфавитов  (ж. р., 4 буквы).
Слова запишите в начальной форме.

12.Перед вами фразеологизмы. Некоторые из них построены ошибочно. Какие?

шарашкина контора

мурашки забегали

ни рыба, ни чёрту кочерга

гол, как церковная мышь

разделать под орех

птичьего молока куры не клюют

кисейная барышня

13. Частицы как особый грамматический класс имеют своё происхождение в русском языке. Они возникли позднее других частей речи и образовывались как от знаменательных, так и от служебных слов. Заполните графу «Частица».

ЧастицаСправка о происхождении
Сращение трёх частиц
2-е лицо ед. ч. повелительного наклонения от глагола пустить
Форма сравнительной степени от лихой, большой, изобильный
2-е лицо ед. ч. повелительного наклонения от глагола пускать
Сращение междометия о и указательного местоимения то(тъ)

14. Григорий Осипович Винокур – советский лингвист и литературовед. Занимаясь теорией словообразования, учёный сформулировал правило определения членимости слова в современном русском языке. Позже это правило назовут «критерием Г.О. Винокура». По критерию Винокура на морфемы членится такое слово (производное), которое можно объяснить через более простое однокоренное слово (производящее). Укажите, в какой(-их) строке(-ах) дано правильное объяснение членимости слова «одуванчик».

Слово «одуванчик» московского происхождения, от глагольной основы одуть или обдуть, следовательно, выделяются ударный суффикс –ва и суффикс –чик.

Слово «одуванчик» соотносимо в современном языке со словом «дуть», следовательно можно выделить приставку о-, ударный суффикс -ва и суффикс -чик.

Одуванчик – это маленький (небольшой) цветок, поэтому нужно выделить суффикс -чик.

У слова «одуванчик» нет производящего слова, следовательно, слово является непроизводным, выделяется только корень одуванчик- и нулевое окончание.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM