Школьный этап по Русскому языку 2022-2023 учебный год. Московская область 50 регион 8 класс

Задания и ответы школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2022-2023 учебного года по Русскому языку 8 класс Московская область 50 регион

1.В некоторых словах в процессе говорения могут быть представлены разные варианты произношения гласных или согласных. Перед вами группа слов, для части из которых возможно двоякое произношение. Перед вами группа слов, для части из которых возможно двоякое произношение. Отметьте эти слова.

звонит
встречный
булочная
полно
сердечный
творог

В двух из выделенных вами в задании № 1 слов происходят одинаковые фонетические изменения. Отметьте верные утверждения об этом фонетическом явлении.
Это явление связано с увеличением/ уменьшением длительности произносимого звука.
Это явление связано с расподоблением (диссимиляцией) глухих шипящих согласных.
Это явление связано с расподоблением (диссимиляцией) сонорных согласных.
Это явление связано с тем, что одно произношение является закреплённым исторически, а другое произношение встречается в речи молодёжи, в диалектной речи либо в устойчивых сочетаниях. Это явление связано с омонимией, которой обусловлено изменение звучания слова.
Это явление связано с заменой мягкого согласного на твёрдый (или наоборот).
Это явление связано с расподоблением (диссимиляцией) звонких согласных
Это явление связано с постановкой ударения в слове.
Это явление связано с процессом озвончения/оглушения

2.Установите соответствие между языковым процессом и иллюстрирующим его предложением.

В Париже государственный служащий предлагал ему принять французское гражданство.
В 2001 году были названы следующие причины низкого урожая: неблагоприятные погодные условия и сокращение посевных площадей.
В группе людей, сидевших на ступеньках базилики, шел оживленный спор
Точно то же происходило и на обедах в складчину , где он сам приготовлял вареники, галушки и другие блюда.
В связи с распространением открытого дистанционного образования для России приобретают актуальность исследования, посвященные электронному образованию.

адвербиализация
субстантивация
прономинализация
адъективация
препозиционализация

3.Соотнесите французские фразеологизмы и соответствующие им русские фразеологизмы.
для выполнения задания знания французского языка не требуется

Sauter du coq à l’âne (букв.: «прыгать с петуха на осла»)
Être à l’ouest ( букв.: «находясь на западе»)
La moutarde me/lui monte au nez (букв.: «горчица лезет мне в нос»)
Faire l’andouille. Une andouille ( букв.: «колбаса из свинины с копчёным ароматом»)
Les doigts dans le nez (букв.: « пальцы в носу»)


*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Перепрыгивать с пятое на десятое
Не по себе
Валять дурака
Проще пареной репы
Зол как собака

4.В российском языкознании издавна применяется термин гнездо в значении «совокупность слов, связанных друг с другом по происхождению». Во многих школьных учебниках употребляется такой термин, как словообразовательное гнездо – совокупность однокоренных слов, связанных друг с другом при помощи словообразовательных средств современного русского языка. Нас же с вами интересует гнездо этимологическое, слова в котором являются родственными не только на данном этапе развития языка, но и исторически. Этимологически связанными являются слова, произошедшие от одного праславянского корня. Такие «родственники» могут находиться в самых разных славянских языках.
Восстановите элементы этимологического гнезда по описанию. Ниже вам представлены слова для выбора, необходимо определить, какие из них могут занять свою позицию в этимологическом гнезде. Не все слова должны быть распределены.

Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяется только корень. История слова: в русском языке XVIII века известны аналоги этого слова надобе, надоби, надобѣ, надобь, надобѣть 1.
Структура слова: имя прилагательное, на современном этапе выделяются корень, суффикс и окончание. История слова: древним значением этого слова является «лёгкий, простой». Исторически выделялась приставка, слово восходит к тому же историческому корню, что и в слове добрый. 2.
Структура слова: имя существительное, на современном этапе выделяются корень, суффикс и окончание. История слова: древним значением этого слова является «подходящий, пригодный». Исторически выделялась приставка. 3. Структура слова: имя существительное, на современном этапе в структуре слова выделяются корень, суффикс и окончание. История слова: древними значениями этого слова являются «смягчение», «назидание», «украшение». Отглагольное существительное, исторически выделялась приставка. 4.

Вычислите название словообразовательного процесса, наблюдаемого в словах 2, 3 и 4, по следующим утверждениям: 1) в этом слове выделяются приставка, корень, суффикс и окончание; 2) приставка в этом слове такая же, как исторически выделялась в слове опека; 3) корень этого слова является вариантом корня слова простой в корне есть опека; 3) корень этого слова является вариантом корня слова простой, в корне есть чередование, обусловленное известным историческим фонетическим процессом; 4) суффикс и окончание в этом слове такие же, как в слове No 4. Впишите получившееся слово.

5.Некий словарь включает в себя статьи, в которых изложены ассоциации русскоязычных людей к определённым словам.
Перед вами отрывок из словарной статьи о неком слове, которое употребляется в русском языке.
деньги; часы; бежит; идет; мало, час; вечность; года; программа, течет; летит, нет; быстрое, жить, не хватает, уходит.
Отметьте предложения, в которых, на ваш взгляд, выделено слово, ассоциации к которому подобраны в представленной выше словарной статье. Для этого, составив словосочетания или предложения с указанными словами, вспомнив фразеологизмы, определите, какое общее понятие объединяет слова-ассоциации из словарной статьи.

Если друг тебя обманет,/ Не убьет, а только ранит,/ Только в сердце попадет, ― Время рану не затянет, / Врач иголкой не зашьет. (К. Симонов «Если пуля тебя ранит…»)
А время в трудах и заботах текло/ У фронта и дальнего тыла. (А. Твардовский «Дорога до дому…»)
Когда, овеянный туманом, / Сквозь сон миражей и песков,/ Я шел с ленивым караваном / К стене непобедимых льдов. (М.Волошин «Пустыня»)
Сон ребенка ― песнь пророка./ От горящего истока/ Все течет, течет до срока,/ И волна гремит далеко. (А. Платонов «Во сне»)

В предложениях, выбранных вами в вопросе № 1, загаданное слово является одним и тем же членом предложения. Впишите название этого члена предложения.

Интересным с точки зрения синтаксической структуры является предложение из вопроса № 1 Если друг тебя обманет, / Не убьет, а только ранит, / Только в сердце попадет, ― / Время рану не затянет, / Врач иголкой не зашьет…» (К. Симонов «Если пуля тебя ранит…»). Выберите утверждения, верные для этого предложения.
Время действия (синтаксическое время) в этом предложении – будущее.
В этом предложении наблюдается нарушение порядка расположения подлежащего и сказуемого в целях создания художественного эффекта.
Это предложение является простым (содержит только одну грамматическую основу).
Это предложение является сложным (состоит из двух и более грамматических основ).
В этом предложении есть имя собственное, входящее в состав подлежащего.
Один из знаков препинания этого предложения можно без потери смысла заменить на «то».

6.Проанализируйте предложения с подчинительным союзом «когда».
Отметьте случаи, когда этот союз имеет не временное или не только временное значение.
Когда цветут липы, город весь погружается в запах.
Это будет гораздо лучше для них, чем в случае, когда казаки будут разбиты на несколько
групп.
Как же быть, когда цель так близка, а решения всё нет?
Как же быть врачу, когда пациент обращается с просьбой помочь ему?
Когда пришла пора искать клады, один мой школьный товарищ шепнул мне, что видел в
одном месте в море золотые монеты.
Время, когда он был врачом, казалось очень далёким.
Однажды, когда я обедал на кухне, он вошёл и стал у дверей.

7.Прочитайте и переведите отрывок из «Хождения на восток гостя Василия
Позднякова с товарищи», ответьте на вопросы по тексту:
Корабли в Раифѣ на Чермномъ мори деланы без железного гвоздия, шиты веревками, а мазаны серою горячею, потому что в мори много камени магниту, и горы все магнитъ камень, — ино железо к собе привлечетъ. Видѣхом же — гости иньдиянѣнѣ корабли привѣзьли, два вола индийскихъ оба черныхъ, а промежь рогь у нихъ сядетъ человек, а в длину рогъ пяти пядѣй, около рога три пяды. Да церковъ же в Раифе Успение Пречистей Богородицы, а стоитъ на монастырьском дворѣ Синайского монастыря. И в той церкви лежатъ мощи святые мученицы Марины вельми чюдны. И поклонихомся святымъ мощемъ и поидоихомъ на мѣсто, где Моисей насади 70 финиковъ и ту ему Богъ дарова 12 источниковъ тѣкущих из горъ каменныхъ, вода же в нихъ горячая течетъ.
Укажите корректный литературный перевод слова привлечетъ на современный русский язык (с учётом контекста).
Приветствуют
Привечают
Притягивают
Преувеличивают

Выберите слова, в корне которых отражается то же явление, что и при сопоставлении слова здравствуетъ с современными русскими однокоренными словами. Примечание: необходимо проанализировать именно корень слова, не рассматриваются явления, возникающие на стыке морфем.
Глава
Благо
Злато
Всеа
Брада
Земля

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM