МЦКО по Русскому языку 10 класс 2 вариант от 14.04.2025

Официальный МЦКО по Русскому языку 10 класс вариант 2 от 14.04.2025 задания и ответы

Официальные задания и ответы к МЦКО по Русскому языку для 10 класса на 14.04.2025 год, вариант № 2 заданий с ответами и решениями.

Скачать полные официальные варианты с решениями по Русскому языку 10 класс

МЦКО по Русскому языку 10 класс задания и ответы

Вариант № 2 от 14.04.2025

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1 и 2.
(1)Пришла тёплая, солнечная весна и, словно кудесница, превратила всё в цветущий сад. (2)Вокруг всё стало зелёным и праздничным. (3)Летит весна на своих крыльях, а мы радостно и весело её встречаем. (4)Первые подснежники пробиваются сквозь тонкий слой снега и словно вырываются на свободу из глубокого заточения. (5)Этот погожий радостный день запомнится мне надолго. (6)Весенняя капель с самого утра стучит в мои окна. (7)Солнышко пригрело, и сразу начали таять сосульки, словно мороженое в жаркий день.

Задание 1. Подберите и запишите антоним к слову «радостно» из предложения 3.
Узнать ответы

Задание 2. А. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Открытое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо общему признаку».

 эпитет метафора сравнение гипербола

Б. Выберите два верных примера этого средства выразительности.

 «солнечная весна» (предложение 1)
 «весна, словно кудесница» (предложение 1)
 «летит весна на крыльях» (предложение 3)
 «сосульки, словно мороженое» (предложение 7)
 «солнышко пригрело» (предложение 7)

Узнать ответы

Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
дешевизна, прозорлива, клала, загнутый
Узнать ответы

Задание 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции из первого столбца подберите и переместите с помощью компьютерной мыши соответствующий пример.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОКПРИМЕРЫ
cмешение паронимов
нарушение лексической сочетаемости
неправильное употребление фразеологического оборота
ПРИМЕРЫ
Занятия шахматами проходили в будничные дни.
Плащ лесника был болотного цвета.
Львиная часть полученной прибыли была потрачена на замену старого оборудования.
Внутреннее убранство дома поражало богатством и безупречным вкусом.
Молодой сотрудник добился победы в своей новаторской деятельности.

Узнать ответы

Задание 5. Укажите предложения, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с нормами русского литературного языка.
Указатели информировали о движении поездов с Москвы.
Мы закалились и окрепли, потому что регулярно занимались спортом.
В нашем магазине нет мандарин.
Наши позиции в игре оказались более выгодными, и потому мы победили.
Узнать ответы

Задание 6. А. Укажите слова, в которых пропущена гласная в приставке.
Оф..рмлять комнату, з..переться в комнате, ярко г..рели, д..говориться о встрече, пр..мьера спектакля, р..списаться в документе, пр..школьный участок, глупый галч..нок, пр..соединиться к группе, м..ровой судья, владел..ц дома, сильный ур..ган, ож..говое отделение, ..добное тесто.
Б. Вставьте в выделенные слова недостающие буквы.
Узнать ответы

Задание 7. Выберите правильный вариант написания слов, расположенных в скобках. Определите части речи этих слов, используя выпадающие списки.

Щёлкните левой кнопкой мыши на слово с верным написанием.

ПРЕДЛОЖЕНИЯЧАСТЬ РЕЧИ
Местность (ограничена, ограниченна) высоким забором.причастие 
имя прилагательное
наречие
союз
предлог 
имя существительное с предлогом
местоимение с предлогом          
Девочка (избалована, избалованна) и капризна.причастие 
имя прилагательное
наречие
союз
предлог 
имя существительное с предлогом
местоимение с предлогом  
Весь вечер он читал стихи русских поэтов (попамяти, по памяти).причастие 
имя прилагательное
наречие
союз
предлог 
имя существительное с предлогом
местоимение с предлогом  
Мой брат хорошо рисует, а (также, так же) прекрасно музицирует.причастие 
имя прилагательное
наречие
союз
предлог 
имя существительное с предлогом
местоимение с предлогом  
(Взаключении, в заключении) врача больному были даны рекомендации.причастие 
имя прилагательное
наречие
союз
предлог 
имя существительное с предлогом
местоимение с предлогом  
(Поэтому, по этому) пути мы неоднократно проезжали.причастие 
имя прилагательное
наречие
союз
предлог 
имя существительное с предлогом
местоимение с предлогом  

Узнать ответы

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
(1)Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, танцу, живописи… (2)Людям свойственно всестороннее развитие интересов и вкусов. (3)И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьёзную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова. (4)Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5)Не очень п..верю я в его любовь к стихам() стихи полны впечатлений от п..лотен великих художников… (6)Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7)Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране! (8)Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты. (9)Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10)Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей? (11)По счастью, человек, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью, а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств. (12)Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13)Нет! (14)Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперу на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи. (15)Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку»; Мусоргский – народную драму «Борис Годунов»; Римский-Корсаков – «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка»; Чайковский – «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу»; Рахманинов – «Алеко»; Глиэр – «Медного всадника»… (16)Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве сост..вляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель. (17)А какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся советский гравёр Владимир Фаворский! (18)И отличные иллюстрации к «Борису Годунову» – художник-график Евгений Кибрик. (19)А облик самого Пушкина! (20)Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (21)Памятник в Санкт-Петербурге() созда..ый скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов – разве это не прод..лжение пушкинской темы в искусстве? (22)А исполнение стихов Пушкина и его прозы… (23)Например, Игорь Владимирович Ильинский «рассказывает» «Золотого петушка» так, что пушкинская сказка начинает сверкать новыми красками – чистыми, звонкими, радует тонким юмором, остротой, сатирой на царей и их приближённых. (24)А разве воплощённый Шаляпиным образ Бориса Годунова в опере Мусоргского не прод..лжение Пушкина? (25)Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26)А шаляпинский же Сальери?.. (27)Каждый() кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупн..сть впечатлений, которую сост..вляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как ещё говорят, ипостаси. (28)Знакомство с искусством, поэзией, литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (29)Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить ..вления и сопост..вить одно ..вление с другим. (30)Отсюда наш интерес к истори.. искусства, литературы, к биографии создателей г..ниальных творений, к процессу их творчества, к той эпохе() в которую они жили. (31)Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32)Каждому ..влению отводится своё место. (33)И каждое ..вление оценивается не только само по себе() но и в сопост..влении с другими. (34)Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и преходящего. (35)Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем неоднократно. (36)И с каждым разом находим в творениях всё больше красот.

Задание 8. Выберите все ключевые слова и/или словосочетания, раскрывающие тему текста.

любовь к искусствувсестороннее развитиекультурный человек
эпохацари

Узнать ответы

Задание 9.Укажите все ответы, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
Чудак (предложение 6). Странный, чудной человек.
Активный (предложение 8). Деятельный, энергичный.
Сверкать (предложение 23). Выражать, обнаруживать какие-либо яркие качества.
Узнать ответы

Задание 10.1. Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме: «Кого можно назвать культурным человеком?»
Выберите вариант ответа, в котором верно сформулирована позиция автора.
Культурный человек – это тот, кто глубоко способен постичь какой-то один вид искусства.
Культурный человек тот, кто обладает широким кругозором, стремится познать искусство с разных сторон.
Только того, кто ценит живопись, можно назвать поистине культурным человеком.
Культурным можно назвать такого человека, который может неоднократно смотреть, слушать, перечитывать разные творения.
Узнать ответы

Задание 10.2. Выберите два примера, важных для понимания проблемы исходного текста: «Кого можно назвать культурным человеком?»
Вставьте в выбранных примерах пропущенные буквы и знаки препинания.

«Не очень п..верю я в его любовь к стихам() стихи полны впечатлений от п..лотен великих художников…» (предложение 5).
«Памятник в Санкт-Петербурге() созда..ый скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов – разве это не прод..лжение пушкинской темы в искусстве?» (предложение 21).
«Каждый() кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупн..сть впечатлений, которую сост..вляет понятие «культура»…» (предложение 27).
«Отсюда наш интерес к истори.. искусства, литературы, к биографии создателей г..ниальных творений, к процессу их творчества, к той эпохе() в которую они жили» (предложение 30).
«И каждое ..вление оценивается не только само по себе() но и в сопост..влении с другими» (предложение 33).

Узнать ответы

Задание 10.3. Укажите, верно или неверно определено средство связи предложений в следующих фрагментах.

УтвержденияСредства связи указаны
верноневерно
Средством связи предложений 4–5 является личное местоимение.

(4)Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5)Не очень п..верю я в его любовь к стихам() стихи полны впечатлений от п..лотен великих художников…
Средствами связи предложений 19–20 являются однокоренные слова.

(19)А облик самого Пушкина! (20)Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве.

Узнать ответы

PANDAEXAM
2055

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *