МЦКО по Русскому языку 10 класс 3 вариант от 14.04.2025

Официальный МЦКО по Русскому языку 10 класс вариант 3 от 14.04.2025 задания и ответы

Официальные задания и ответы к МЦКО по Русскому языку для 10 класса на 14.04.2025 год, вариант № 3 заданий с ответами и решениями.

Скачать полные официальные варианты с решениями по Русскому языку 10 класс

МЦКО по Русскому языку 10 класс задания и ответы

Вариант № 3 от 14.04.2025

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1 и 2.
(1)На картине И.И. Левитана «Золотая осень» изображён берёзовый лес на берегу спокойной и тихой реки с зеркально чистой гладью. (2)Художник показал переход природы от лета к осени – такую пору принято называть золотой осенью. (3)Осенний лес окрашен в оттенки жёлтого цвета. (4)А надо всем этим – голубое небо, по которому плывут светлые облака. (5)С помощью тёплых жёлто-золотистых тонов художник передаёт ощущение покоя и умиротворения, смешанное с радостью и лёгкой ностальгией по уходящему лету.

Задание 1.Подберите и запишите синоним к слову «спокойный» из предложения 1.
Узнать ответы

Задание 2. А. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности».

 гипербола эпитет олицетворение метонимия

Б. Выберите два верных примера этого средства выразительности.

 «золотая осень» (предложение 1)
 «берёзовый лес» (предложение 1)
 «осенний лес» (предложение 3)
 «жёлтый цвет» (предложение 3)
 «лёгкая ностальгия» (предложение 5)

Узнать ответы

Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
гнала, защемит, красивее, туфля
Узнать ответы

Задание 4.Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции из первого столбца подберите и переместите с помощью компьютерной мыши соответствующий пример.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОКПРИМЕРЫ
смешение паронимов
употребление лишнего слова
неверно употреблённое слово
ПРИМЕРЫ
Имя этого гениального музыканта было знакомо всему миру.
Казалось, это был самый удачливый день в его жизни!
Устроители книжной ярмарки раздавали посетителям бесплатные подарки.
Интерьер гостиной поражал богатством и безупречным вкусом.
В трудный момент мальчик не растерялся, и поступок смелого подростка заслуживает уважения.

Узнать ответы

Задание 5. Укажите предложения, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с нормами русского литературного языка.
Ни в одном из поместий не было такого красивого и ухоженного сада.
В семейной библиотеке было более ста томов русской литературы.
В настоящее время положение строительной компании более худшее, чем в прошлом году.
Он вышел из комнаты, не пророня ни слова, и гости многозначительно переглянулись.
Узнать ответы

Задание 6 А. Укажите слова, в которых пропущена гласная в приставке.
Оф..рмлять комнату, з..переться в комнате, ярко г..рели, д..говориться о встрече, пр..мьера спектакля, р..списаться в документе, пр..школьный участок, глупый галч..нок, пр..соединиться к группе, м..ровой судья, владел..ц дома, сильный ур..ган, ож..говое отделение, ..добное тесто.
Б. Вставьте в выделенные слова недостающие буквы.
зпереться дговориться рсписаться пршкольный прсоединиться
Узнать ответы

Задание 7. Выберите правильный вариант написания слов, расположенных в скобках. Определите части речи этих слов, используя выпадающие списки.

Щёлкните левой кнопкой мыши на слово с верным написанием.

ПРЕДЛОЖЕНИЯЧАСТЬ РЕЧИ
Девочка (избалована, избалованна) и капризна.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
Весь вечер он читал стихи русских поэтов (попамяти, по памяти).причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
Мой брат хорошо рисует, а (также, так же) прекрасно музицирует.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
Встреча была (организована, организованна) деловыми партнёрами.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
Мы замечательно общались с друзьями (втечение, в течение) всей поездки.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
(Поэтому, по этому) пути мы неоднократно проезжали.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом

Узнать ответы

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
(1)Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Александрович Гиляровский – человек неукротимой энергии и неудержимой доброты. (2)Среди многих свойств таланта есть одно, которое соверше..о пок..ряет нас, когда проявляется у людей пожилых() проживших большую и очень трудную жизнь. (3)Эта черта – ребячливость. (4)У каждого были свои ребяческие страсти и выдумки. (5)М. Горький любил разводить костры, А. Пушкин любил «розыгрыши», А. Грин – делать луки и стрелять из них в цель, А. Чехов – ловить карасей, А. Гайдар – пускать воздушных змеев, Э. Багрицкий – ловить силками птиц. (6)Гиляровский был в принципе неистощим на мальчишеские выдумки. (7)Например, однажды он придумал послать письмо в Австралию какому-то вымышленному адресату, чтобы, получив это письмо обратно, судить по множеству почтовых штемпелей, какой уд..вительный и заманчивый путь прошло это письмо. (8)Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (9)Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (10)Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (11)Вот однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (12)Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу. (13)У Гиляровского в жизни было много случаев() ..делавших его в нашем представлении человеком просто л..гендарным. (14)Особо он гордился тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (15)Писатель был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки – приюта нищих, босяков, отщепенцев. (16)Хитровцы (или хитрованцы) любили его, как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, его несчастий и опущенности. (17)Сколько нужно было бе..страшия, доброжелательства к людям и простосердечия() чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобле..ых людей. (18)Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (19)Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (20)Лучшей охранной грамотой было его великодушие. (21)Оно смиряло даже самые жестокие сердца. (22)Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (23)Было уд..вительно() как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, пл..щадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы. (24)Каждому времени нужен свой летописец, не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. (25)Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. (26)Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский. (27)Б..зусловно() его можно назвать «ко..ентатором своего времени». (28)К сожалению, у нас таких писателей почти не было. (29)Да и сейчас их нет. (30)А они делали и делают огромное культурное дело. (31)Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (32)Это – своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток. (33)Не важно – много ли они или мало написали. (34)Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (35)Важно то, что они определяли собой своё время.

Задание 8. Выберите все ключевые слова и/или словосочетания, раскрывающие тему текста.

строгие правилалегендарный человектрудная жизнь
любовь к людямлетописец быта

Узнать ответы

Задание 9. Укажите все ответы, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
Покорить (предложение 2). Освоить что-либо, овладеть чем-либо.
Адресат (предложение 7). Тот, кому адресовано почтовое отправление.
Кипеть (предложение 34). Протекать очень оживлённо, стремительно, бурно (о событиях, процессах, чьей-либо деятельности и т. п.).
Узнать ответы

Задание 10.1. Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме: «Как проявляется знание своего родного города?»
Выберите вариант ответа, в котором верно сформулирована позиция автора.
Каждый человек талантлив по-своему, и знание города является проявлением таланта.
Знание города проявляется в сохранении в памяти всех деталей, связанных с историей города и жизнью в нём.
Писатель был широко известным и любимым среди московской бедноты.
Человек хорошо знает свой родной город, если любит его.
Узнать ответы

Задание 10.2. Выберите два примера, важных для понимания проблемы исходного текста: «Как проявляется знание своего родного города?»
Вставьте в выбранных примерах пропущенные буквы и знаки препинания.

«Среди многих свойств таланта есть одно, которое соверше..о пок..ряет нас, когда проявляется у людей пожилых() проживших большую и очень трудную жизнь» (предложение 2).
«У Гиляровского в жизни было много случаев() ..делавших его в нашем представлении человеком просто л..гендарным» (предложение 13).
«Сколько нужно было бе..страшия, доброжелательства к людям и простосердечия() чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобле..ых людей» (предложение 17).
«Было уд..вительно() как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, пл..щадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы» (предложение 23).
«Б..зусловно() его можно назвать «ко..ентатором своего времени»» (предложение 27).

Узнать ответы

Задание 10.3. Укажите, верно или неверно определено средство связи предложений в следующих фрагментах.

УтвержденияСредства связи указаны
верноневерно
Средством связи предложений 18–19 является личное местоимение.

(18)Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (19)Его никто не посмел бы тронуть пальцем.
Средствами связи предложений 24–25 являются однокоренные слова и лексический повтор.

(24)Каждому времени нужен свой летописец, не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. (25)Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое.

Узнать ответы

PANDAEXAM
2055

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *