
Официальные задания и ответы к МЦКО по Русскому языку для 10 класса на 14.04.2025 год, вариант № 4 заданий с ответами и решениями.
→ Скачать полные официальные варианты с решениями по Русскому языку 10 класс
МЦКО по Русскому языку 10 класс задания и ответы
Вариант № 4 от 14.04.2025
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1 и 2.
(1)Что такое совесть? (2)Это таинственная сила, которая живёт в каждом из нас, дремлет в глубинах души и неожиданно, подобно свету, озаряет сердце и волю. (3)Совесть не нуждается в словах и повелениях, но она, словно внутренний свет, указывает путь человеку. (4)Когда она пробуждается, человек ощущает в себе неведомую прежде мощь. (5)И тогда мечты о добродетели перестают быть мечтами: они превращаются в реальность. (6)Совесть наполняет душу человека миром и радостью, недоступными для суетной повседневности.
Задание 1. Подберите и запишите синоним к слову «дремлет» из предложения 2.
→ Узнать ответы
Задание 2.А. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности».
| сравнение | эпитет | метафора | метонимия |
Б. Выберите два верных примера этого средства выразительности.
| «таинственная сила» (предложение 2) |
| «она (совесть), словно внутренний свет» (предложение 3) |
| «она (совесть) пробуждается» (предложение 4) |
| «суетная повседневность» (предложение 6) |
| «наполнять душу» (предложение 6) |
Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
звонишь, квартал, ободрить, тотчас
→ Узнать ответы
Задание 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции из первого столбца подберите и переместите с помощью компьютерной мыши соответствующий пример.
| ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК | ПРИМЕРЫ |
|---|---|
| тавтология | |
| смешение паронимов | |
| нарушение лексической сочетаемости |
| ПРИМЕРЫ |
|---|
| Переезд в новый дом значительно улучшил уровень жизни нашей семьи. |
| Писатель восторженно пишет о своих детских годах, проведённых в деревне у бабушки. |
| Изучая разные науки, читая книги, общаясь с образованными людьми, мы расширяем свой кругозор. |
| Человек дипломатичный – это тонкий психолог, знаток людских душ. |
| Двоичные фамилии получаются в результате присоединения фамилии жены к фамилии мужа при заключении брака. |
Задание 5. Укажите предложения, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с нормами русского литературного языка.
Земные недра хранят поразительные по красоте и цветовой гамме минералы.
Палатки и одежда туристов промокнули под сильным дождём.
В городе широко отмечали столетие местногодраматического театра.
Ихнее беспокойство оказалось совершенно напрасным.
→ Узнать ответы
Задание 6. А. Укажите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне.
Свежее масл..це, кратко изл..жить, искреннее уд..вление, заг..релый спортсмен, уед..ниться в саду, пол..скать бельё, костюм на выр..ст, к..мпания друзей, нашло нав..ждение, зам..рать от восторга, старое ружь..цо, ж..лтый забор, прик..снуться рукой, сильный ур..ган, сладкая виш..нка.
Б. Вставьте в выделенные слова недостающие буквы.
→ Узнать ответы
Задание 7. Выберите правильный вариант написания слов, расположенных в скобках. Определите части речи этих слов, используя выпадающие списки.
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ЧАСТЬ РЕЧИ |
|---|---|
| Эта встреча была (назначена, назначенна) на послезавтра. | имя прилагательное причастие предлог наречие имя существительное |
| Нельзя молодому человеку жить (засчёт, за счёт) престарелых родителей. | имя прилагательное причастие предлог наречие имя существительное |
| Я (также, так же), как и мой брат, хорошо играю на гитаре. | имя прилагательное причастие предлог наречие имя существительное |
| Вещи наши были (утеряны, утерянны), и мы долго их разыскивали. | имя прилагательное причастие предлог наречие имя существительное |
| У прохожего был зонт (ввиде, в виде) трости. | имя прилагательное причастие предлог наречие имя существительное |
| Мы (мало помалу, мало-помалу) разобрались в маршрутной карте и отправились дальше. |
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3)Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предпол..гает смелость, постоянство, упорство() что и придаёт будничному труду учёного подли..ый драматизм. (6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, разв..вает память и наблюдательн..сть() точность и тонкость мышления. (9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе. (11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься приятно. (13)Во-первых, потому, что преодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы. (16)Предмет п..знания неисч..рпаем не только для разума() но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» – спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», – ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования. (24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда() сразу же – радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызр..вания плодов, в трепетном ожидани.. их и выращивании. (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание – любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не сп..собен одновреме..о классифицировать и накопленный материал() и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.
Задание 8. Выберите все ключевые слова и/или словосочетания, раскрывающие тему текста.
| организующее начало | наука | музей | познание мира | зонтик |
Задание 9. Укажите все ответы, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
Наука (предложение 1) – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления.
Сладость (предложение 13) – кондитерские изделия.
Настоящий (предложение 15) – действительно такой, какой должен быть.
→ Узнать ответы
Задание 10.1. Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме: «Какую роль играет наука в жизни человека?»
Выберите вариант ответа, в котором верно сформулирована позиция автора.
В жизни обывателя наука не имеет значения.
Наука вносит дисбаланс в человеческую психику, поскольку требует постоянно пересматривать результаты деятельности.
Наука играет большую роль в жизни человека.
Наука мешает человеку пережить беду, когда его сознание страдает.
→ Узнать ответы
Задание 10.2. Выберите два примера, важных для понимания проблемы исходного текста: «Какую роль играет наука в жизни человека?»
Вставьте в выбранных примерах пропущенные буквы и знаки препинания.
| «…она предполгает смелость, постоянство, упорство что и придаёт будничному труду учёного подлиый драматизм» (предложение 5). |
| «…воспитывает личность, разввает память и наблюдательнсть точность и тонкость мышления» (предложение 8). |
| «Предмет п..знания неисч..рпаем не только для разума() но и для нашей любви, наших чувств» (предложение 16). |
| «Труд и радость от труда() сразу же – радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызр..вания плодов, в трепетном ожидани.. их и выращивании» (предложение 26). |
| «Даже самый искусный мозг не сп..собен одновреме..о классифицировать и накопленный материал() и накопленные неприятности» (предложение 29). |
Задание 10.3. Укажите, верно или неверно определено средство связи предложений в следующих фрагментах.
| Утверждения | Средства связи указаны | |
|---|---|---|
| верно | неверно | |
| Средствами связи предложений 3–4 являются однокоренные слова. (3)Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. | ||
| Средствами связи предложений 17–18 являются однокоренные слова и лексический повтор. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» – спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», – ответил он. | ||