
Официальные задания и ответы к МЦКО по Биологии углубленный уровень для 7 класса на 14.05.2025 год, вариант № 1 заданий с ответами и решениями.
→ Скачать полные официальные варианты с решениями по Биологии углубленный 7 класс
МЦКО по Биологии углубленный 7 класс задания и ответы
Вариант № 1 от 14.05.2025
Задание 1. Рассмотрите таблицу «Вклад учёных в развитие наук».
Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.
| УЧЁНЫЕ | ПРОФЕССИИ УЧЁНЫХ | ВКЛАД УЧЁНОГО В РАЗВИТИЕ НАУКИ |
|---|---|---|
![]() Вавилов Николай Иванович (1887–1943) | генетик, ботаник, селекционер, химик, географ | — выберите ответ — изучил и оценил геологическое и почвенное состояние земель создал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений обосновал идеи эволюции и её главного механизма — естественного отбора — выберите ответ — |
![]() Докучаев Василий Васильевич (1846–1903) | геолог и почвовед | — выберите ответ — изучил и оценил геологическое и почвенное состояние земель создал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений обосновал идеи эволюции и её главного механизма — естественного отбора — выберите ответ — |
![]() Чарлз Дарвин (1809–1882) | натуралист, путешественник | — выберите ответ — изучил и оценил геологическое и почвенное состояние земель создал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений обосновал идеи эволюции и её главного механизма — естественного отбора — выберите ответ — |
Задание 2. Выберите три признака изображённого на рисунке объекта.

не имеет оформленного ядра
органы движения – реснички
есть клеточная стенка
имеет хроматофор
отсутствует большинство органоидов
над оболочкой клетки нет слизистой капсулы
→ Узнать ответ
Задание 3. Верны ли следующие суждения о вирусах?
| А. | Вирусы – это внутриклеточные паразиты. |
|---|---|
| Б. | Впервые вирусы описал французский учёный Луи Пастер. |
верно только суждение А
верно только суждение Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
→ Узнать ответ
Задание 4. Рассмотрите рисунок клетки амёбы обыкновенной.

Запишите в таблицу цифру, соответствующую структуре клетки, обладающей указанной характеристикой процесса.
| СТРУКТУРА КЛЕТКИ | ПРОЦЕСС |
|---|---|
| 2 | выделение излишков воды |
| хранение и передача наследственной информации |
Задание 5. Какие из перечисленных ниже органелл являются специфическими для простейших?
пищеварительная вакуоль
ядро
реснички, жгутики и ложноножки
цитоплазма
сократительная вакуоль
клеточная мембрана
→ Узнать ответ
Задание 6. Установите соответствие между органами растения пастушья сумка и их рисунками, используя выпадающие списки.
| А | Б | В |
|---|---|---|
![]() | ![]() | ![]() |
| — выберите ответ — корень стебель лист цветок | — выберите ответ — корень стебель лист цветок | — выберите ответ — корень стебель лист цветок |
Выберите признак, по которому Вы определили, какому органу растения принадлежит рисунок В.
| содержит тычинки и пестик |
| имеет кору, камбий, древесину и сердцевину |
| наличие в цитоплазме клеток мезофилла хлоропластов |
| имеет корневые волоски |
Задание 7. Установите соответствие между органами растения томат, изображённого на рисунке, и их названиями, перетаскивая названия органов к соответствующим стрелкам.

Выберите, используя выпадающие списки, в таблице по одному любому примеру вегетативного и генеративного органов растения томат.
| Вегетативный орган | Генеративный орган |
|---|---|
| — выберите ответ — корень стебель лист цветок плод семя | — выберите ответ — корень стебель лист цветок плод семя |
Задание 8. Изучите предлагаемый перечень растений в таблице «Лесные ярусы». Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.
ЛЕСНЫЕ ЯРУСЫ
| НАЗВАНИЕ ЯРУСА | НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|---|
| — выберите ответ — древостой (высокие и невысокие деревья) подлесок (кустарники) травяной (травы и кустарнички) | берёза, ясень, черёмуха | — выберите ответ — светолюбивые теневыносливые тенелюбивые |
| — выберите ответ — древостой (высокие и невысокие деревья) подлесок (кустарники) травяной (травы и кустарнички) | жимолость, малина, смородина | — выберите ответ — светолюбивые теневыносливые тенелюбивые |
| — выберите ответ — древостой (высокие и невысокие деревья) подлесок (кустарники) травяной (травы и кустарнички) | мхи, черника, клюква | — выберите ответ — светолюбивые теневыносливые тенелюбивые |
Задание 9. Рассмотрите рисунок «Жизненный цикл сосны обыкновенной».

Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.
| Название структуры, обозначенной на рисунке цифрой 1 | Процесс, предшествующий оплодотворению |
|---|---|
| — выберите ответ — семязачаток зародыш | — выберите ответ — опыление образование зиготы |
Задание 10. Выберите рисунок, на котором изображена зооспора.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
В чём заключается сходство между объектами, обозначенными цифрами 1 и 2?
| способны к фотосинтезу |
| имеют стебли и листья |
| в клетках содержат хлорофилл |
| из споры вырастает протонема |
| спорофит – коробочка на ножке |
| имеют клеточное строение |
Задание 11. Рассмотрите рисунки шести растений, представленных ниже.
Василёк | Подорожник | Редька | Вишня | Белена | Капуста |
Заполните пустые ячейки таблицы: выберите нужные элементы из выпадающих списков и переместите по три рисунка растений в соответствующие ячейки.
| Основание разделения растений на группы | Название группы растений | Примеры растений |
|---|---|---|
| выведены или специально возделываются человеком для получения плодов, семян и других продуктов | — выберите ответ — культурные дикорастущие | |
| произрастают в естественных условиях без участия человека | — выберите ответ — культурные дикорастущие |
Задание 12.
![]() | ![]() | |
| 1 | 2 |
Установите соответствие между характеристиками и отделами растений, обозначенных цифрами 1 и 2. Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ |
|---|---|
| имеется два типа побегов: весенние, летние | — выберите ответ — 1 2 |
| размножение семенами | — выберите ответ — 1 2 |
| листья мелкие, чешуевидные, располагаются в узлах | — выберите ответ — 1 2 |
| имеется корневище с придаточными корнями | — выберите ответ — 1 2 |
| корневая система стержневая | — выберите ответ — 1 2 |
| листья видоизменены в иголки | — выберите ответ — 1 2 |
Задание 13. Рассмотрите рисунок и диаграмму цветка растения. Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.



Обратите внимание на следующие правила:
1) Сросшиеся элементы обозначаются скобками ( ).
2) Внутри скобок указывается цифра, обозначающая количество элементов цветка.
3) Если элементы цветка расположены в виде кругов, между количеством элементов в каждом круге ставится знак «+».
| Пол цветка | Тип симметрии цветка | Лепестки околоцветника |
|---|---|---|
| -выберите ответ- обоеполый мужской женский | -выберите ответ- правильный неправильный | -выберите ответ- 5 4 (5) 0 |
| Листочки околоцветника | Тычинки | Пестик |
| -выберите ответ- (3+3) (2)+2 4 5 | -выберите ответ- (9)+1 4+2 3+3 5 | -выберите ответ- 1 2 3 4 |
Задание 14. Какое соцветие характерно для растения цинния изящная семейства Сложноцветные?
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Установите соответствие между характеристиками и соцветиями, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из выпадающего списка.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦВЕТИЙ | СХЕМЫ СОЦВЕТИЙ |
|---|---|
| цветки сидят на главной укороченной оси плотной кучкой | — выберите ответ — 1 2 3 4 |
| на расширенной и уплощённой главной оси располагаются сидячие цветки | — выберите ответ — 1 2 3 4 |
| главная ось утолщённая, и на ней располагаются сидячие цветки | — выберите ответ — 1 2 3 4 |
| цветоножки одинаковой длины выходят из вершины оси соцветия | — выберите ответ — 1 2 3 4 |

Задание 15. Рассмотрите рисунок растения ячмень обыкновенный.

Используя выпадающие списки, определите, к какому отделу и классу относят растение ячмень обыкновенный, а также выберите признаки этих отдела и класса.
| ОТДЕЛ | ПРИЗНАКИ ОТДЕЛА |
|---|---|
| — выберите ответ — Моховидные Папоротниковидные Хвощевидные Покрытосеменные | — выберите ответ — Функцию корней выполняют ризоиды – выросты, при помощи которых поглощается вода и питательные вещества. Стебли полые, состоят из отдельных междоузлий и выполняют функцию фотосинтеза. Характерно двойное оплодотворение. Короткий стебель, представляющий собой корневище, где развиваются листья-вайи. |
| КЛАСС | ПРИЗНАКИ КЛАССА |
|---|---|
| — выберите ответ — Однодольные Двудольные Хвойные Печёночные мхи | — выберите ответ — Обычно травы, редко древесные растения. Проводящая система в стебле состоит из пучков, расположенных кольцеобразно. Узкие, игловидные листья, покрытые восковым налётом. Тело представляет собой слоевище неправильной формы. |
Задание 16. Рассмотрите рисунки одуванчика лекарственного и плодов.

Выберите из плодов, изображённых на рисунке, плод одуванчика лекарственного.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.
| ПЛОД ОДУВАНЧИКА ЛЕКАРСТВЕННОГО | ТИП ПЛОДА ОДУВАНЧИКА ЛЕКАРСТВЕННОГО |
|---|---|
| — выберите ответ — боб стручочек стручок семянка коробочка | — выберите ответ — сухой односемянный сочный односемянный сухой многосемянный сочный многосемянный |
Задание 17. Проанализируйте таблицу «Химический состав зерна хлебных культур».
Химический состав зерна хлебных культур
| Название культуры | Содержание веществ, в % | |||
|---|---|---|---|---|
| Зола | Белки | Углеводы | Жиры | |
| Пшеница мягкая | 1,9 | 13,9 | 79,9 | 2,0 |
| Пшеница твёрдая | 2 | 16 | 77,4 | 2,1 |
| Рис | 5,9 | 7,6 | 72,5 | 2,2 |
Используя содержание таблицы «Химический состав зерна хлебных культур», выберите одно растение для каждой характеристики.
| СОСТАВ СЕМЯН | РАСТЕНИЕ | ||
|---|---|---|---|
| ПШЕНИЦА МЯГКАЯ | ПШЕНИЦА ТВЁРДАЯ | РИС | |
| содержит больше всего минеральных веществ (золы) | |||
| содержит меньше всего жиров | |||
| содержит больше всего белков | |||
Задание 18. На рисунке схематично изображено растение, у которого удалили кончик корня.

Как через месяц изменится длина главного корня и количество придаточных корней у растения по сравнению с началом эксперимента? Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.
| Длина главного корня | Количество придаточных корней |
|---|---|
| — выберите ответ — увеличится уменьшится не изменится | — выберите ответ — увеличится уменьшится не изменится |
Задание 19. Определите возраст дерева, если у него 30 слоёв древесины, толщина пробки 10 см, радиус сердцевины 15 см, толщина луба 20 см.
5 лет
30 лет
15 лет
25 лет
250 лет
→ Узнать ответ










Василёк
Подорожник
Редька
Вишня
Белена
Капуста








