
Разбор заданий: ответы к Олимпиаде ВСОШ по Русскому языку 11 класс, муниципальный этап для г. Москвы на 15.11.2025 г. Включает в себя авторский разбор вопросов для 11 класса. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Муниципальный этап ВСОШ по Русскому языку 11 класс
Ответы к заданиям на 15.11.2025
Задание 1. В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего/будущего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения все глаголы современного русского языка делятся на классы. Проведите небольшое исследование и определите глаголы, которые будут относиться к одинаковому классу. Сформируйте группы таких глаголов и запишите в поля ответов номера глаголов в порядке возрастания, относящихся к одному классу. Если какие-то глаголы не образуют группу, то указывать их не надо. 1) запереть 2) жалеть 3) кричать 4) тереть 5) уметь 6) бормотать 7) клеветать 8) шелестеть 9) свистеть
→ Раскрыть ответ
Задание 2. Даны предложения. В некоторых из них есть имена прилагательные, отличающиеся с точки зрения морфологического разряда от всех остальных. Выпишите эти прилагательные в той форме, в которой они стоят в тексте.
Медвежьи следы были замечены недалеко от деревянной сторожки лесника.
На второй этаж нужно было подниматься по деревянной лестнице.
Отцовский дом с тех пор неоднократно перестраивался.
Голос сестры за три года окреп, и в нём появились бархатные нотки.
Ребята спали в сенях на соломенном тюфяке.
Егорыч ходил переваливаясь, какой-то медвежьей поступью.
Мама бережно хранила доставшиеся ей по наследству льняные скатерти.
→ Раскрыть ответ
Задание 3. Прочитайте текст и заполните пропуски. Этот древний корень в русском языке весьма разнообразно представлен в словах разных частей речи, при этом на современном этапе развития языка многие слова этого корня признать однокоренными уже не получается. Среди слов данного гнезда в том числе три пятибуквенных существительных мужского рода: (1) – «обещание», (2) – «подать, денежный сбор в старину», (3) – «подросток (устар.)» – с одним и тем же вариантом исторического корня и разными бывшими приставками; а вот ещё два глагола, тоже с бывшими приставками, но другими, а в историческом корне глаголы имеют разные гласные. При этом оба глагола в словарях имеют помету «книжный». Глагол (4) несовершенного вида, имеет значение «осуждать, укорять». Шестибуквенный глагол (5) совершенного вида с бывшей приставкой на-. Форма инфинитива глагола (5) оканчивается не на -ть или -ти. В это же гнездо входит и процессуальное приставочное существительное (6) с такими же гласным и согласным в корне, что и в глаголе (5) , но с иной приставкой, ещё не упоминавшейся в данном тексте, и при этом по смыслу близкое к указанному выше глаголу. Как видим, в данном историческом корне, помимо чередования гласных, есть чередование согласных, два из которых обозначены буквами (7) (напишите чередования согласных в последовательности а/б, где а – буква, обозначающая мягкий согласный в слове (6) , а б – твёрдый в слове (4).
→ Раскрыть ответ
Задание 4. В русском языке местоимения можно разделить на группы по тому, насколько определённым является предмет, на который они указывают. Так, например, такие указательные местоимения как этот будут местоимениями сильной определённости, поскольку указывают на конкретный объект, а местоимения с суффиксом -то вроде кто-то называются местоимениями неизвестности, когда объект не известен никому. В подобной классификации выделяется и группа местоимений слабой определённости, которые могут указывать на неизвестность объекта только для слушающего, в то время как говорящему объект известен. Назовите такое местоимение этой группы, которое омонимично некоторому числительному, существительному и частице.
К той же группе относятся местоимения с приставкой кое-, которые, однако, не могут употребляться абсолютно свободно. Назовите такую глагольную форму, с которой местоимения с кое- нормативно не употребляются (ограничены в употреблении). Ответ запишите в форме Им. п. ед. ч.
Следующий класс местоимений рассматриваемой группы – местоимения, начинающиеся на не-, среди которых встречается местоимение некоторый. Оно может выступать в двух значениях, кроме значения слабой определённости. Ниже приводятся примеры. Разделите их на три группы в зависимости от этих значений.
- Пройдя некоторое количество пути по шоссе, мы свернули в переулок.
- Некоторые из моих друзей тоже любят малину.
- Этот факт натолкнул меня на некоторые мысли.
- Из толпы её выделяла некоторая плавность и грациозность движений.
- Иван после некоторых событий перестал дружить с ними.
- Она взглянула с некоторым недоверием.
- Некоторые книги даже были подписаны автором.
- Некоторые школьники просто не представляют себе перемену без буфета.
Укажите предложения, в которых некоторый имеет значение слабой определённости.
Укажите предложения, входящие в ту же группу, что и предложение
Укажите предложения, входящие в ту же группу, что и предложение
Кроме значения эти употребления слова некоторый различаются возможностью иметь две или одну форму X . Назовите грамматическую категорию X в Им. п. ед. ч.
→ Раскрыть ответ
Задание 5. Один лингвист исследовал, какие виды придаточных в русском языке могут присоединяться разными подчинительными союзами / союзными словами. Для этого он составил таблицу. Перед вами небольшой её фрагмент.
Под цифрами 1 5 зашифрованы некоторые виды придаточных предложений; A , B , C , D – подчинительные союзы и союзные слова; + и – означают, может ли данный союз присоединять тот или иной тип придаточного. Важно отметить, что для вида придаточного под номером 5 5 использование союза A является устаревшим и почти не встречается в разговорной речи. Также при решении учитывайте, что лингвист не рассматривал придаточные предложения, для построения которых необходима частица ни. Определите все переменные. В каждое поле записывайте только одно слово.
→ Раскрыть ответ
Задание 6. Изучая морфемы, можно встретить так называемый радиксоид, или связанный корень. Он входит в состав многих слов русского языка. Чтобы понять, о чём речь, разберём одно словообразовательное гнездо. Так, возьмём слово A со значением «сделать больше, увеличить количество чего-либо, доведя его до определённого уровня». От него с помощью B (укажите тип морфемы и саму морфему) можно образовать разговорное существительное C , обозначающее действие по глаголу A . Точно такую же словообразовательную цепочку можно построить с однокоренным глаголом D со значением «A что-либо к уже имеющемуся набору» и получить разговорное существительное E , которое может употребляться, например, когда кто-то просит об увеличении зарплаты. Противоположное значение по отношению к A будет иметь глагол F с однобуквенной приставкой. Таким образом, можно точно выделить корень G во всех перечисленных словах, аргументируя наличием однокоренных слов, однако заметим, что данный корень нельзя употребить без каких-либо словообразующих морфем, поэтому его и называют связанным. Заполните все пропуски. Указывайте слова в начальной форме без дополнительных символов.
→ Раскрыть ответ