
Официальные задания и ответы к МЦКО по функциональной грамотности для 6 класса 2 вариант на 19-20 марта 2025 год. Включает в себя задания математической и читательской грамотности. Тестирование проходит в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2025
Официальные варианты к МЦКО по Функциональной грамотности 6 класс
Вариант № 2 задания и ответы
Задание 1. Из 26 шоколадных, 18 карамельных, 37 вафельных и 19 желейных конфет составили 4 подарка. В каждом подарке получилось одинаковое количество конфет. По сколько конфет оказалось в каждом подарке?
→ Узнать ответ
Задание 2. Людей на улице спрашивали: «Какой сорт сыра вы покупаете чаще?» На круговой диаграмме показаны результаты опроса 100 человек.

Какой ответ оказался самый популярный?
Российский Голландский Моцарелла Пармезан Маасдам Гауда
→ Узнать ответ
Задание 3. За два дня было продано 15 кг вишни. В первый день было продано две пятых всей вишни. Сколько килограммов вишни было продано во второй день?
→ Узнать ответ
Задание 4. В самом большом федеральном округе России – Дальневосточном – целых 5 часовых поясов. Дима летит ночным рейсом на самолёте из Петропавловска-Камчатского в Москву. В какой-то момент пилот объявил, что до посадки осталось ровно 3 часа. Тогда Дима посмотрел на свои часы, которые ещё не успел перевести на московское время. Во сколько по московскому времени пилот планирует совершить посадку? Воспользуйтесь картой часовых поясов Дальневосточного федерального округа России.


Ответ запишите в 24-часовом формате: в первое окошко введите значение для часов, во второе – для минут (например, для времени 18:10 в первое окошко нужно ввести 18, а во второе – 10).
→ Узнать ответ
Задание 5. В классе учится 27 человек, из них 16 человек ходят в секцию по волейболу, а 14 – по баскетболу.
Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
Не найдётся 15 человек из этого класса, которые занимаются и волейболом, и баскетболом.
Каждый учащийся этого класса посещает обе секции.
Найдётся хотя бы три человека из этого класса, которые посещают обе секции.
В этом классе каждый, кто ходит в секцию по баскетболу, обязательно ходит в секцию и по волейболу.
→ Узнать ответ
Задание 6. Клумба имеет форму круга. На границе клумбы установлен декоративный заборчик. Найдите длину заборчика, если радиус клумбы равен трём метрам. Ответ дайте в метрах. Число π примите равным 3,14.
→ Узнать ответ
Задание 7. На рисунке изображён прямоугольный коврик, на котором проведены его ось симметрии и несколько других прямых. Какая из прямых является осью симметрии прямоугольного коврика? Выберите верный вариант ответа.

Задание 8. Шахматисты Аня, Борис, Влада, Гена и Даша собираются поехать на спортивные сборы, которые пройдут на базе отдыха в пригороде. До базы можно добраться с автовокзала на рейсовом микроавтобусе. Места в микроавтобусе пронумерованы. К моменту покупки часть мест уже была раскуплена другими пассажирами (отмечены серым цветом на схеме).Ребята купили билеты на свободные места. Известно, что Аня, Влада и Гена займут места в одном ряду, причём Влада — между Аней и Геной. Даша займёт место за Аней, а Борис сядет лицом против направления движения.

Задание 8.1. Рассмотрите схему посадочных мест и, пользуясь приведённым описанием, установите соответствие между именами ребят и номерами мест, которые они займут в микроавтобусе.
| Аня | Борис | Влада | Гена | Даша |
|---|
Задание 8.2. На предстоящих сборах мальчики будут жить в двухместном номере, а девочки — в трёхместном. Также каждый из них должен оплатить трёхразовое питание.
| Расход | Цена |
|---|---|
| Поездка на микроавтобусе (в одну сторону) | 900 руб./билет |
| Проживание в 2-местном номере (на одного человека) | 1600 руб./сутки |
| Проживание в 3-местном номере (на одного человека) | 1300 руб./сутки |
| Трёхразовое питание | 800 руб./сутки |
Известно, что сборы продлятся 3 суток. Сколько рублей составят суммарные расходы Влады за время сборов с учётом дороги туда и обратно?
Задание 8.3. При предъявлении бейджа участника соревнований магазин сувениров делает скидку 10%. Участник соревнований воспользовался скидкой и купил сувенир за 540 рублей. Сколько рублей стоил сувенир без скидки?
→ Узнать ответ
Задание 9. В небольшом ресторане установили терминал для заказа и оплаты еды. В нём можно выбрать бургеры, салаты, напитки, получить информацию об акциях и скидку при наличии купона. Обратите внимание, что при вычислении суммы заказа терминал автоматически учитывает акции, если выбранный набор подходит под их условия (для того чтобы воспользоваться акцией «Дома выгоднее», после запуска терминала нажмите кнопку «С собой»).
Для выполнения заданий используйте имитационный блок:

Задание 9.1. Сколько процентов составляет скидка по акции «Дома выгоднее»?
Задание 9.2. Сколько рублей стоит заказ, состоящий из двух бургеров от шефа, гавайского смузи и молочного коктейля, если взять его с собой и обедать вне ресторана?
→ Узнать ответ
Текст 1
Кремли России

Русские кремли создавались для защиты от нападения внешних врагов. Детинец, кром, крепостица, кремль… Названия менялись, но суть оставалась прежней: кремль – это городское укрепление, обнесённое мощной стеной с башнями, воротами и бойницами. По одной из версий, слово «кремль» связано с названием особого вида плотной древесины, пропитанной смолой, не впитывающей влаги и потому не разрушающейся. Московский Кремль оставался деревянным до XIV века, когда при князе Дмитрии Донском были выстроены белокаменные сооружения. Согласно другой версии, слово «кремль» связано с общеславянским «кром», то есть «край», «кромка». Крепости, которые начали возводить на Руси с XI века, располагались в стратегически удобных местах, позволяющих защитить город: как правило, на высоких берегах рек или озёр, в местах слияния рек. Естественные преграды дополняли рвами, наполненными водой, и земляными валами, на верхней части которых устанавливались различные укрепления.Вода защищала от нападавших, но сама же становилась источником опасности для крепостных башен и стен, создавая риск оползней, в результате которых стены укреплений разрушались.Развитие военного дела, изменение тактики осады городов и ведения боя привели к усовершенствованию защитных сооружений, которые с XIV века начали строить из камня, а позже – из кирпича. Чтобы укрепить северо-западные границы Московского княжества, в 1484 году было начато строительство кремля в Великом Новгороде. А двумя годами ранее – в Пскове. Для защиты южных границ Московского государства в 1507 году началось строительство Тульского кремля, в 1525 – Коломенского, а через 3 года после него – Зарайского. Для укрепления границы с Казанским ханством мастером Петром Фрязиным в 1508 году была заложена каменная стена, от которой берёт начало Нижегородский кремль – второй по величине из сохранившихся в России. В 1612 году от Ивановской башни Нижегородского кремля для защиты Москвы от польских захватчиков выдвинулось войско ополчения, которое собрал для восстания земский староста Кузьма Минин. После взятия Казани Иваном Грозным в 1556 году по приказу царя артель каменщиков под руководством псковских мастеров Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей собора Василия Блаженного) начала сооружение белокаменных укреплений Казанского кремля на месте старой разрушенной крепости. Присоединение низовьев Волги привело к необходимости защиты юго-восточных рубежей России. С этой целью в 1582–1589 годах на месте старой деревянно-земляной крепости в 12 километрах от старого города на Заячьем острове был возведён Астраханский кремль. Кремли Ростова Великого и Рязани никогда не являлись грозными оборонительными сооружениями. Поэтому они так и остались деревянно-земляными. Каменные кремли были надёжнее деревянных. И хотя они разрушались от сырости, наносящей вред каменным строениям, а также от воздействия ветра и холода, по сравнению с деревянными они были пожароустойчивыми. А вот от уничтоженного пожаром Вологодского кремля, созданного по приказу Ивана Грозного в 1556 году, по площади в 2 раза превосходящего Московский Кремль, остались только следы рвов, части вала и Софийский собор – единственное сооружение, выстроенное из камня. В начале XVIII века сгорел и больше не восстанавливался Суздальский кремль. Обветшавшие деревянные стены кремля в Угличе, построенного в 1492 году, были снесены в XVIII–XIX веках.
Текст 2
Расположенные в самом центре городов, кремли всегда открывают свои ворота для горожан и многочисленных туристов, поражая их красотой и изяществом строений. Несмотря на наличие обязательных элементов, каждый кремль имеет свой неповторимый облик, свои особенности. Но всё же у кремлёвских ансамблей есть общие черты. Особый облик кремлёвским ансамблям придают круглые башни. Их очень много и все они разные. Круглая цилиндрическая форма – это единственное, что объединяет такие строения, потому что все они имеют разную высоту и толщину стен, у них разная история и разные архитекторы. Очень непохожа на другие башни Московского Кремля Кутафья башня, возведённая в 1516 году. Она представляет собой двухъярусное строение с выбеленным основанием и ажурной надстройкой красного цвета с белыми деталями, похожей на каменное кружево. Высота башни всего около 13 м. Через неё осуществляется вход на территорию Кремля со стороны Александровского сада. Своя круглая белая башня, построенная по проекту Ивана Ширяя и Постника Яковлева в 1562 году, есть и на территории Казанского кремля. Она называется Юго-западной, имеет форму цилиндра высотой 17 м. В башне два яруса, небольшие узкие окна-бойницы. В 1970–80-х годах деревянная крыша башни в виде тёмного шатра-конуса была полностью обновлена. К башне плотно примыкают стены белокаменного Казанского кремля. Своё второе название – Воскресенская – Высокая башня получила по находящейся неподалёку церкви Воскресенья со Стадища. Башня Высокая (Воскресенская) является самой южной точкой Псковского кремля. Она является глухой – через неё нельзя проехать. Эта немного сужающаяся кверху круглая башня является одной из самых высоких башен Псковского кремля: её высота вместе с куполом составляет 34 м. Фундамент и стены выполнены из камня и светлой известняковой плиты.
Задание 10. Выберите два верных утверждения на основе информации, полученной из прочитанных текстов.
Кремль Ростова Великого был деревянно-земляным.
Зарайский кремль старше Казанского кремля.
Псковский кремль был создан для защиты южных границ.
Круглые башни кремлей проектировались одним архитектором.
Высокая башня Псковского кремля в 2 раза ниже Юго-западной башни Казанского кремля.
→ Узнать ответ
Задание 11. На основе информации из текстов 1 и 2 расположите события из предложенного списка, связанные с историей кремлей России, в соответствующем порядке: от самого позднего к самому раннему.

Задание 12. На основе информации из текстов определите, какие из приведённых утверждений соответствуют их содержанию, какие не соответствуют ему и о чём информация в текстах отсутствует (не сказано). В каждой строке выберите соответствующую ячейку.
| УТВЕРЖДЕНИЯ | ИНФОРМАЦИЯ В ТЕКСТАХ | |||
|---|---|---|---|---|
| соответствует | не соответствует | отсутствует | ||
| Казанский кремль по площади в 3 раза уступал Вологодскому. | ||||
| Угличский кремль был полностью уничтожен пожаром в XVIII веке. | ||||
| Через Кутафью башню можно попасть внутрь Московского Кремля. | ||||
| Под руководством Петра Фрязина были заложены стены Казанского кремля. | ||||
Задание 13. Определите, подтверждаются ли следующие утверждения данными, приведёнными в текстах.
| УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ДАННЫМИ | |
|---|---|---|
| ДА | НЕТ | |
| Все круглые башни, расположенные в разных кремлях России, одинаковые. | ||
| Нижегородский кремль входит в тройку самых больших по площади современных кремлей России. | ||
| Башни могли получать имена по названиям расположенных неподалёку храмов. | ||
| После XIV века в России не строились деревянные кремли. | ||
Задание 14. Используя информацию из текстов, переместите с помощью компьютерной мыши представленные ниже тезисы в соответствующие ячейки.

Задание 15. Выберите заглавие, которое наиболее точно отражает содержание текста 2.
Прочные башни
Круглые башни
Высокие башни
Проходные башни
→ Узнать ответ
Задание 16. На основе информации из текста 2 отметьте изображение, соответствующее Юго-западной башне Казанского кремля.

Обоснуйте своё мнение. Приведите две характеристики (два признака) отмеченной Вами башни, подтверждающие Ваш вывод.
→ Узнать ответ
Задание 17. Тайники Казани
Мария учится в 6-м классе. Её семья проводит семейный совет, на котором обсуждает маршрут прогулки – экскурсии по центру Казани. Для того чтобы эта прогулка была интересна и взрослым, и детям, члены семьи хотят совместить её с игрой «Найди тайник». На официальном сайте игры они нашли карту тайников Казани и теперь выбирают те тайники и достопримечательности, которые отвечают их интересам. Интерактивная карта позволяет просматривать информацию о тайниках, а также выводить на экран их маршруты.

Мама Марии выбирает тайники, связанные с посещением музейных экспозиций. Папа – тайники, связанные с именами учёных. Илья – младший брат Марии – просит выбирать только традиционные тайники, чтобы получить сувенир на память. А Мария в поисках тайников хочет прогуляться по паркам, причём выбирает такой маршрут, у которого точки старта и финиша практически совпадают.
А. Используйте интерактивную карту тайников, чтобы познакомиться с их описаниями и маршрутами. Для каждого тайника в таблице отметьте тех членов семьи, интересам которых он соответствует. Некоторые тайники могут не соответствовать ничьим интересам.
| Название тайника | Мария | Мама | Папа | Илья |
|---|---|---|---|---|
| «Парк имени М. Горького» | ||||
| «Русско-немецкая Швейцария» | ||||
| «Миллениум» | ||||
| «Фуксовый сад» | ||||
| «Художественный музей» |
Б. На карте не найдётся ни одного тайника, который отвечает интересам всех членов семьи, поэтому было решено остановить свой выбор на паре тайников. Но выбрать пару нужно так, чтобы хотя бы один раз интересы каждого члена семьи были бы учтены. Составьте подходящую под это условие пару тайников, выбрав их названия из выпадающих списков:
| Тайник 1 | Тайник 2 |
|---|