
Разбор заданий: ответы к Олимпиаде ВСОШ по Истории 11 класс, муниципальный этап для г. Москвы на 20.11.2025 г. Включает в себя авторский разбор вопросов для 11 класса. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях
Муниципальный этап ВСОШ по Истории 11 класс
Задание 1. Вам представлен фрагмент лекции современного историка И. А. Христофорова об одном из крупных преобразований политического и социально-экономического устройства Российской империи. Изучите данный фрагмент. Мысль о том, что государь-самодержец не в состоянии повлиять на какую-то часть человеческой, социальной реальности в своей собственной стране, казалась по тем временам достаточно смелой. Император Александр Николаевич – Александр II – ничего не возразил на эту фразу, хотя обычно он делал на полях доклада маргиналии и пометки. Он вынужден был проглотить её, но она вряд ли пришлась ему по вкусу. Не могу себе представить, что кто-либо из министров его отца, Николая Павловича, в одном из своих докладов указал бы государю на то, что он не контролирует какую-то часть жизни своих подданных… Первая половина XIX века и особенно царствование Николая I – это время, когда государство берёт на себя очень многое в стране, пытается регулировать жизнь подданных вплоть до мелочей, регламентируя фасады домов, которые должны были строиться в городах по типовым образцам, нравственность подданных и многое другое, включая всю экономику страны и биржевой курс. Конечно, это была иллюзия: никаким росчерком пера нельзя было заставить подданных Николая I быть более нравственными, а курс на бирже двигаться вверх или вниз… Как совершилась отмена <…>? Что отменялось прежде всего? Поскольку понятия <…> русское законодательство не знало, то реформаторы могли более или менее произвольно выбирать те стороны действительности правовой реальности и реальной крестьянской жизни, к которым они адресовались, которые они стремились сильнее регулировать. Николай I хотел перерезать ниточку между крепостными крестьянами и помещиками. Другой возможностью было перерезать ниточку между крестьянами и государством. Этот путь был противоположен желаниям Николая I, но вполне соответствовал идеологии, популярной в середине XIX века в Европе, импортированной оттуда в Россию и распространявшейся в русском образованном обществе, – либеральной идеологии, лозунгом которой можно считать лозунг французских физиократов: «Позвольте действовать, дайте пройти».
Выберите среди предложенных ниже суждений верные.
Автор статьи считает главной причиной проведения рассматриваемой реформы юридическую неопределённость понятия <…>.
В статье упоминается одна из попыток построения в России регулярного полицейского государства.
И. А. Христофоров указывает на стремление государства усилить свой контроль над прежде слабо зависящей от него значительной частью населения России как на один из мотивов проведения обозначенной реформы.
По мнению Христофорова, российский император в действительности не обладал абсолютным контролем над всем происходившим в его стране.
На основании данных текста можно сделать вывод, что отмена <…> произошла в царствование монарха, являвшегося братом государя, в правление которого русской армией был взят Париж.
Согласно данным статьи, одной из причин разработки указанной реформы в правление императора, враждебного либеральной идеологии, было стремление не допустить реформирования по её принципам и среагировать на опережение.
→ Раскрыть ответ
Задание 2. Преобразование, о котором идёт речь в тексте задания 11, разделило историю Российской империи на две части. Проанализируйте представленные изображения и определите, на каких показанные события и быт относятся к истории Российской империи до данной реформы, на каких – к истории Российской империи после данной реформы, а на каких — не относятся к имперскому периоду истории России.

Выберите изображения, на которых представлены дореформенные события и быт.
Выберите изображения, относящиеся к истории Российской империи после данной реформы.
Выберите изображения, которые не относятся к имперскому периоду истории России.
→ Раскрыть ответ
Задание 3. Выберите термины, которые уже вошли в политический язык России к историческому моменту, проиллюстрированному на одном из изображений в задании 2. Этот момент хронологически наиболее поздний из десяти представленных событий / реалий.
земгор
корниловщина
ГКО
развитой социализм
КГБ при СМ СССР
Совет народных комиссаров
учредиловка
Министерство лесной промышленности
национализация
мирный атом
→ Раскрыть ответ
Задание 4. Ознакомьтесь с текстами десяти писем деятелей отечественной истории XVIII–XX веков. Ниже приведена таблица с буквенными обозначениями авторов и адресатов для каждого письма, а также избыточный перечень исторических деятелей. Определите автора и адресата каждого письма.
I. Не знаю, получил ли ты очень нужное письмо; на всякий случай повторю вкратце о деле, которое меня задирает заживо. 8-летняя Родоес Сафианос, дочь грека, падшего в битве героя, воспитывается в Кишинёве у Катерины Христофоровны Крупенской, жены бывшего вице-губернатора Бессарабии. Нельзя ли сиротку приютить? она племянница русского полковника, следственно, может отвечать за дворянку. Пошевели сердце, поэт! и оправдаем провиденье. О себе говорить не намерен, я хладнокровно не могу всего этого раздумать; может быть, тебя рассержу, вывалив, что у меня на сердце. Брат привезёт тебе мои стихи, жду твоих, как утешения. Обнимаю тебя горячо, хоть и грустно. Введи меня в семейство Карамзина, скажи им, что я для них тот же. Обними из них кого можно; прочим – всю мою душу. II. Вот и всё, что я мог придумать, дабы объяснить для себя перед лицом вашего величества, как могло пасть на меня обвинение, столь несогласное с моим характером. Могу ли не скорбеть всем сердцем, видя себя в необходимости оправдываться и для того стать на ряду с Воейковым и Булгариным? На что же жить, когда наша жизнь ничто перед глазами тех, кои нам всего дороже на свете, когда она ничего не свидетельствует, ни от чего не защищает? Вы, мой благотворитель, отец моего Воспитанника, можете носить на сердце худое против меня мнение, можете видеть меня каждый день и не спасти меня от величайшего для меня бедствия, от потери Ваших милостей! Государь, чтобы исполнить возложенное Вами на меня дело достойным его образом, я должен иметь бодрость; а как иметь её при убийственной мысли, что я кажусь вам не таким, каков я есть, что Вы не одобряете моего поведения? III. Любезная бабушка. Я вас благодарю за письмо и очень желаю, чтоб вы скорее приехали, и каково вам ехать. Мы кушали вчерась у вас на площатке. Цалую ваши ручки и вас поминал очень. Ваш внучик. IV. Государь! Получил я письмо от 4 ноября, коим Ваше Величество меня почтили. Именем Ея Императорского Величества, моей августейшей Государыни я гарантирую всем гражданам безопасность имущества и личности, равно как забвение всего прошлого, и обещаю при входе войск Ея Императорского Величества никоих злоупотреблений не допустить. V. Милостивый государь! Преисполнен будучи истинной любви к Отечеству, почтения ко всему тому, что называется мужество или доблесть, уважения к громкой славе россиян, обожания к великому духу нашей государыни, беру смелость поздравить Ваше Сиятельство и сотрудников Ваших с толико знаменитыми и быстрыми победами. Ежели б я был пиит, обильный такими дарованиями, которыя могут что-либо прибавлять к громкости дел и имени героев, то я бы вас избрал моим ж начал бы петь таким образом: Пошёл – и где тристаты злобы? Чему коснулся, всё сразил, Поля и грады стали гробы, Шагнул – и царства покорил. VI. Ежели такова будет воля Божия, – покорись ей безропотно, и не думай обо мне, думай о России, и в попечениях об ней ищи утоления твоей скорби. Повелеваю тебе: 1) Когда ты известишься, что ты отныне Император, вели сейчас к себе призвать митрополита, дядю твоего Михаила Павловича, графа Чернышёва, князя Меншикова и Н. Н. Новосильцева. Сообщи им известие, и прикажи исполнить свой долг каждому по своей обязанности. 2) Митрополит возвестит Синоду, г. Чернышёв и к. Меньшиков – войску и флоту, Н. Н. Новосильцев – совету и сенату. 3) М. М. Сперанскому велишь сейчас изготовить манифест о восшествии твоём на престол, с повелением принесения тебе должной присяги. VII. Дорогой и славный Иван Алексеевич! Пишу уже второе письмо Вам. Получил Вашу книжку. Сердечное спасибо! Читал и читаю стихи. Хорошие стихи, ей-богу! Свежие, звучные, в них есть что-то детски-чистое и есть огромное чутьё природы. Моим приятелям, людям строгим в суждениях о поэзии и поэтах, Ваши стихи тоже очень по душе, и я очень рад, что могу сказать Вам это. Крепко жму Вам руку и доволен, и рад, что видел Вас. Мог бы написать много по поводу стихов и прозы, да некогда. Работаю, как каторжник. Спина трещит, и чувствую, как растёт на ней горб величиной с Везувий. А жене Вашей – поклон. Пешков. Нижний. VIII. Уважаемый Алексей Максимович! Приехал из отпуска недавно. Раньше, во время съезда, ввиду горячки в работе, не писал Вам. Это, конечно, не хорошо. Но Вы должны меня извинить. Теперь другое дело, – теперь могу писать. Стало быть, есть возможность загладить грех. Впрочем: «не согрешив, – не раскаешься, не раскаявшись, – не спасёшься»… Дела у нас идут неплохо. Телегу двигаем; конечно, со скрипом, но двигаем вперёд. В этом всё дело. Говорят, что пишете пьесу о вредителях, и Вы не прочь были бы получить материал соответствующий. Я собрал новый материал о вредителях и посылаю вам на днях. Скоро получите. Как здоровье? Когда думаете приехать в СССР? Я здоров. Крепко жму руку. IX. Я считаю недостойным уверять Ваше Величество в незаслуженности нанесённого мне оскорбления. Всё моё прошедшее, мои связи, моя открытая для всех деятельность по службе и народному образованию и наконец журнал, в котором выражены все мои задушевные убеждения, могли бы без употребления мер, разрушающих счастье и спокойствие людей, доказать каждому интересующемуся мною, что я не мог быть заговорщиком, составителем прокламаций, убийцей или поджигателем. Кроме оскорбления, подозрения в преступлении, кроме посрамления во мнении общества и того чувства вечной угрозы, под которой я принуждён жить и действовать, посещение это совсем уронило меня во мнении народа, которым я дорожил, которого заслуживал годами и которое мне было необходимо по избранной мною деятельности – основанию народных школ. X. Утешает меня часто литература, но и литература – но ненадолго это, уже по одному тому, что из всего того, что я уже лет 10 так оплакивал или обдумывал с радостью, с бьющимся всей молодостью сердцем, и что казалось сутью души моей и делом жизни – из всего этого вышло несколько ничтожных, маленьких, ничего не выражающих рассказиков!.. Так я вот живу, и если письмо моё детское, отрывочное и не говорящее того, что я хотел сказать, когда сел писать, то и жизнь моя, как письмо это. Не удивляйтесь ему, дорогой <…>, и не спрашивайте – зачем написано. Ведь вы один из тех людей, слова которых возвышают душу и делают слёзы даже высокими и у которых хочется в минуту горя заплакать и горячо поцеловать руку, как у родного отца!
Определите автора и адресата каждого письма.
| Номер письма | Автор | Адресат |
|---|---|---|
| I | А | Б |
| II | Б | В |
| III | Г | Д |
| IV | Е | Ж |
| V | З | Е |
| VI | В | И |
| VII | К | Л |
| VIII | М | К |
| IX | Н | И |
| X | Л | Н |
| 1) Елизавета Петровна 2) Екатерина II 3) Павел I 4) Александр I 5) Николай I 6) Александр II 7) Александр III 8) Николай II 9) В. И. Ленин 10) Н. К. Крупская 11) И. В. Сталин | 12) Н. С. Хрущёв 13) И. А. Бунин 14) М. Горький 15) Г. Р. Державин 16) Ф. М. Достоевский 17) В. А. Жуковский 18) А. И. Куприн 19) А. Н. Радищев 20) Л. Н. Толстой 21) А. А. Фет 22) Б. Х. Миних | 23) А. В. Суворов 24) П. А. Румянцев 25) Г. А. Потёмкин 26) М. И. Кутузов 27) С. А. Понятовский 28) А. С. Пушкин 29) Н. Н. Новосильцев 30) В. П. Кочубей 31) М. М. Сперанский 32) Е. Р. Дашкова 33) Ф. Г. Волков |
Заполните таблицу, вписав для каждой буквы число, соответствующее имени определённого вами исторического деятеля.
→ Раскрыть ответ
Задание 5. Ниже представлена карта, на которой отдельным городам / населённым пунктам соответствуют цифровые обозначения. Определите, в каких из них были созданы некоторые письма из задания 4
→ Раскрыть ответ
Задание 6. 16 января 2025 года Президент Российской Федерации В. В. Путин своим указом утвердил 2025 год Годом защитника Отечества. Предлагаем вам в этой связи вспомнить важнейшее событие в истории России – Великую Отечественную войну. Внимательно изучите предложенную карту боевых действий.
Выберите среди предложенных ниже суждений верные.
На карте указаны названия 7 советских социалистических республик, входивших в состав СССР, помимо РСФСР.
Согласно карте, к моменту начала Битвы за Берлин вся территория Советского Союза была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
Город, обозначенный на карте цифрой 9, был взят советскими войсками после длительного и кровопролитного штурма.
На карте указаны три линии оборонительных укреплений, которые были преодолены советскими войсками в дни штурма Берлина.
К началу декабря 1943 года город Луга ещё не был освобождён советскими войсками.
На карте показаны боевые действия партизанских сил под командованием И. Тито.
На момент начала этапа боевых действий, показанного на карте, в Италии существовал фашистский режим Бенито Муссолини.
Согласно карте, войска стран – союзниц СССР провели окружение, но не физическую ликвидацию крупного немецкого подразделения.
На основе информации, представленной на карте, можно сделать вывод, что советским военно-морским силам противостояли флоты двух союзников нацистской Германии.
Согласно данным карты на фронтах на границе с Финляндией Советскому Союзу противостояли три вражеские стратегические группировки.
Изображённая на карте государственная награда последний раз была вручена советскому гражданину в 1945 году.
На карте указано, что советские и американские войска встретились в ходе проведения совместных боевых действий на территории Германии западнее Лейпцига.
На карте обозначен город, в котором с участием войск 3-го Украинского фронта была найдена и спасена Сикстинская Мадонна.
Отдельным условным обозначением на карте показан рейд Сидора Ковпака.
Согласно данным карты, в 1944 году произошла ликвидация окружённой группировки немецких войск в том же месте, где, как считается, в 1941 году состоялось крупнейшее танковое сражение начала войны.
→ Раскрыть ответ
Задание 7. Рассмотрите предложенные ниже советские карикатуры художников, поднимавших своим творчеством боевой дух советских граждан в годы войны. Выберите те, которые отражают события, произошедшие в представленный на карте в задании 5 исторический период.
