
Официальная тренировочная работа «СтатГрад» по Русскому языку в формате ЕГЭ, вариант № РЯ2510202 для подготовки к экзаменам. Включает в себя 27 заданий (26 с кратким ответом и 1 с развернутым) за 3 часа 50 минут.
Инструкция по выполнению
Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание. На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ записывайте в поле ответа в тексте работы. Задание 27 части 2 предполагает написание сочинения по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполнение заданий, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов
Часть 1. Задания с кратким ответом
День в парке встречает горожан шумом строительных машин. Сегодня здесь происходит настоящее чудо – старейший парк города переживает второе рождение. Масштабная реконструкция началась всего месяц назад, но уже сейчас видны первые результаты. На месте старых, полуразрушенных дорожек появляется современная тротуарная плитка, а унылые клумбы превращаются в яркие цветочные композиции. Бригада ландшафтных дизайнеров создаёт уникальный проект озеленения, который сделает парк настоящим оазисом спокойствия. По словам главного архитектора проекта Александра Петровича Иванова, главная задача – сохранить исторический облик парка, добавив современные элементы благоустройства. Особое внимание уделяется созданию зон отдыха для разных возрастных групп. Для детей оборудуют современную игровую площадку с безопасным покрытием, а для пожилых людей обустроят уютные скамейки в тени деревьев. Местные жители с нетерпением ждут завершения работ. Анна Сергеевна, жительница соседнего дома, поделилась своими впечатлениями: «Я хорошо помню, <…> этот парк был во времена моего детства. И очень рада, что после долгих лет его наконец-то приводят в порядок. Надеюсь, он станет любимым местом отдыха для всех горожан». Завершение реконструкции запланировано на конец осени. Горожан ждёт обновлённый парк с современной инфраструктурой, где каждый найдёт занятие по душе. И, возможно, именно здесь начнётся новая история нашего города.
Задание 1. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите это местоимение.
Правильный ответ: каким, какой, чем, что
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) КОМПОЗИЦИЯ. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Композиция
романа, картины, симфонии, книги.
2) ОАЗИС. (чего или какой). О том, что доставляет удовольствие, положительно отличаясь от окружающего. Оазис добра и веселья. Оазис русских традиций.
3) ЗОНА. чего или какая. Геогр. Пояс или полоса земного шара с общими для них природными условиями, флорой, фауной и т. п. Арктическая зона. Зона пустынь и полупустынь.
4) ПОДЕЛИТЬСЯ. чем с кем. Передать, сообщить кому-либо что-либо; взаимно обменяться чем-либо. Поделиться знаниями. Поделиться опытом работы.
5) НАЙТИ. каким и с придат. дополнит. Прийти к какому-либо выводу, заключению; счесть, признать что-либо каким-либо. Я нашла всё это очень странным. Он нашёл доводы убедительными. Доктор нашёл, что больного нужно отправить в больницу.
Правильный ответ: 124
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст представляет собой образец публицистического стиля речи. Цель автора – оказать эмоционально-эстетическое воздействие на читателя, раскрыть духовный мир героев.
2) Композиция и содержание текста соответствует жанру рецензии. В центре внимания автора оказывается общественно значимое событие, которое освещается и эмоционально оценивается автором, лично его наблюдающим.
3) В соответствии с принадлежностью текста к официально-деловому стилю в нём присутствует эмоционально окрашенная книжная лексика (чудо, облик, нетерпение), а также слова разговорного стиля (полуразрушенных, скамейки, любимым).
4) Текст отличается богатством синтаксиса: употребляются простые распространённые предложения с обособленными определениями, используются сложноподчинённые и сложносочинённые предложения различных типов, а также предложения, включающие в себя чужую речь.
5) В тексте употребляются различные средства выразительности языка, в том числе эпитеты («унылые клумбы», «уникальный проект») и метафоры (оазис спокойствия, день встречает горожан…).
Правильный ответ: 25
Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) зАсветло
2) дозИровать
3) докУмент
4) жИлось
5) понЯв
→ Раскрыть ответ
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Старик был ИСКУСНЫМ рассказчиком: каждое его слово приковывало внимание слушателей.
Талантливый художник, ПРИЗНАННЫЙ мастер пейзажа, он был известен не только в стране, но и в мире.
Лекция оказалась для студентов очень ИНФОРМАЦИОННОЙ: за полтора часа преподаватель охватил все сложные темы по учебной дисциплине.
Дом хоть и старый, но ДОБРОТНЫЙ: стены толстые, фундамент крепкий.
Он был ЭКОНОМНЫМ человеком, никогда не тратил лишнего и всегда вёл учёт расходов.
→ Раскрыть ответ
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Из героев «Войны и мира» мне особенно симпатизирует Пьер Безухов: он по-настоящему честен с собой и с другими и не боится признавать ошибки.
→ Раскрыть ответ
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
самая ВЫСОКАЯ вершина
КЛАДИТЕ на стол
к первому АПРЕЛЮ
до ДВЕ тысячи пятого года
без ОБОИХ ножниц
→ Раскрыть ответ
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с однородными членами
В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сумерки опускались на город и постепенно превращали улицы в сияющую паутину огней и теней.
2) Изучая строение клетки под микроскопом, ученикам было продемонстрировано увеличенное изображение, показывающее чёткие границы мембраны.
3) Те, кто стремится остаться в памяти потомков, должны жить благочестиво и справедливо.
4) Российским хоккеистам удалось реализовать своё превосходство против соперников только в середине второго периода, когда в команде Швеции на скамейке штрафников оказались сразу двое.
5) Наиболее значимыми достижениями в области науки ХХ века были признаны не только открытие структуры ДНК и разработка квантовой теории, а также создание компьютеров, освоение космоса, формирование новых направлений в биотехнологиях.
6) Описывая героя повести, писатель использовал слова, передающие его внутреннее состояние и создающие яркий психологический портрет.
7) В октябре листья опадут, они укрывали землю пёстрым ковром.
8) По прилёте в Петербург он сразу же заболел и несколько дней не вставал с постели, ощущая сильное недомогание.
9) Экскурсионная группа направилась в недавно открытую картинную галерею, которая состояла из школьников разного возраста.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
→ Раскрыть ответ
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) обж..г руку, ш..к, ч..рствый (хлеб)
2) ц..фровой, ц..плячий пух, ц..клон
3) дикор..стущий, (предвыборная) к..мпания, к..рикатура
4) фант..стический, изл..гать (мысли), ск..чок
5) к..сой (заяц), укр..титель, ха..с
→ Раскрыть ответ
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..клеить (к картону), пр..знание (в любви), пр..дать (друга)
2) в..крывать (письма), чере..полосица, бе..конечный
3) пр..ступить (к делам), пр..скорбный, пр..града
4) пан..американский, транс..альпийский, квартирос..ёмщик
5) н..мусорить, поз..горать, пр..дедушка
→ Раскрыть ответ
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) череш..нка, марл..вый
2) расстра..ваться, улыбч..вый
3) выкорч..вывать, камыш..вый
4) (вытереть посуду) досух.., сводч..тый (потолок)
5) швед..кий, близ..кий
→ Раскрыть ответ
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) добыва..мый, жал..щие (пчёлы)
2) расскаж..м (правду), незыбл..мые (законы)
3) (студенты) труд..тся, (снегá) раста..т
4) рокоч..щий (самолёт), лопоч..щий (ребёнок)
5) (автомобиль) движ..тся, огранич..вший (расходы)
→ Раскрыть ответ
Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Вскоре она научилась печатать вслепую, (HE)CMOTPЯ на клавиатуру.
2) Когда на соседней улице открыли новый магазин, ездить далеко стало (НЕ)(ЗА)ЧЕМ.
3) Дистанционные технологии были ещё (НЕ)ОСВОЕНЫ.
4) Эту очень (НЕ)ПРИЯТНУЮ ситуацию мне сразу захотелось забыть.
5) При беглом просмотре материалов меня охватило чувство (НЕ)КОТОРОГО удивления.
→ Раскрыть ответ