Муниципальный этап ВСОШ по Литературе 10 класс 2025/26 г. Москва

Разбор заданий: ответы к Олимпиаде ВСОШ по Литературе 10 класс, муниципальный этап для г. Москвы на 24.11.2025 г. Включает в себя авторский разбор вопросов для 10 класса. Материалы являются официальными взяты и опубликованы в ознакомительных целях

Муниципальный этап ВСОШ по Литературе 10 класс

Задание 1. Любой художественный текст принадлежит тому или иному жанру, жанр представляет собой нерасчленимое (синкретическое) единство формы и содержания, при этом одно содержание может быть облечено в разную форму.
1.1. Перед вами отрывок из прозаического эпического произведения. Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть − почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее. − Ты барин! − говорили ему. − Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело. На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, − произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением. − Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! − кричали ему. − Убить тебя надо. Он никогда не говорил с ними о боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника; он молчал и не возражал им. Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта его лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между ним и убийцей − не то пролилась бы кровь.
1. Укажите название текста, из которого взят отрывок.
2. Укажите автора текста.
3. Дайте определение жанру произведения.
1.2. Для постановки в школьном театре вам необходимо написать драматический фрагмент, сохранив основную коллизию (конфликт), содержащуюся в эпическом прозаическом отрывке, который дан выше. Фрагмент должен быть представлен в форме диалогов, при необходимости сопровождённых авторскими ремарками. Продумайте характеры героев. Объём драматического текста не менее 350 350 слов. Работа объёмом менее 150 150 слов будет автоматически оцениваться в 0 0 баллов. Оцениваются: логичность и оригинальность сочинённого драматического фрагмента, его преемственность по отношению к содержанию авторского текста и адаптация для постановки в школьном театре. Соответствие выбранному драматическому жанру, сохранение основной коллизии (конфликта) в сочинённом тексте. Общая логика и соответствие стиля сочинённого текста литературному произведению. Общая грамотность. Дайте список действующих лиц с указанием их роли и обозначьте драматический жанр, к которому можно отнести написанный вами драматический фрагмент.
→ Раскрыть ответ

Задание 2. Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
ГЕНИЙ I Все в городе знали старого громадного еврея с длинными, всклокоченными, как львиная грива, волосами, с бородой, которая от старости была желта, как слоновая кость. Он ходил в лапсердаке, в стоптанных туфлях и только тем разве и отличался от остальных евреев, что смотрел своими громадными на выкате глазами не вниз, как, говорят, смотрят все евреи, а куда‑то вверх. Проходили годы, поколения сменялись поколениями; неслись с грохотом экипажи; озабоченной вереницей торопились мимо прохожие, мальчишки, смеясь, бежали, − а старый еврей, торжественный и безучастный, всё так же двигался по улицам с устремлённым взглядом туда вверх, точно он видел там то, чего другие не видели. II Единственный человек в городе, которого старый еврей удостаивал своего внимания, был учитель математики одной из гимназий. Каждый раз, заметив его, старый еврей останавливался и долго, внимательно смотрел ему вслед. Может быть, и учитель математики замечал старого еврея, а может быть, и нет, потому что это был настоящий математик, − рассеянный, маленький, с физиономией обезьяны, который ничего, кроме своей математики, не знал, не видел и знать не хотел. Засунуть в карман, вместо платка, губку, которою вытирают доску; явиться на урок без сюртука, − стало для него настолько обычным делом, а глумление учеников дошло до таких размеров, что учитель, наконец, вынужден был оставить преподавание в гимназии. С тех пор он весь отдался своей науке и выходил из дома только для того, чтобы пообедать в кухмистерской. Жил он в своём собственном, доставшемся ему от отца большом доме, сверху до низу набитом квартирантами. Но почти никто из квартирантов ничего не платил ему, потому что всё это был неимущий, бедный люд. Дом был грязный, многоэтажный. Но грязнее всего дома была квартира из двух комнат в подвальном этаже самого учителя, вся заваленная книгами, исписанной бумагой, с таким толстым слоем пыли на них, что если бы поднять её всю враз, то, пожалуй, можно было бы и задохнуться. Но ни учителю, ни старому коту, другому обитателю этой квартиры, никогда и в голову не приходила такая мысль: учитель неподвижно сидел за своим столом и писал выкладки, а кот без просыпу спал, свернувшись клубком на подоконнике с железными решетками. Пробуждался он только к обеду, когда наступало время встречать учителя из кухмистерской. И он встречал его улицы за две − старый, облезлый. Долгим опытом кот знал, что из тридцатикопеечного обеда полпорции отрезывались для него, завёртывались в бумагу и выдавались ему, когда он возвратится домой. И, предвкушая наслаждение, кот с высоко поднятым хвостом, изогнутой спиной, весь в клочках слежавшейся шерсти, шагал по улицам впереди своего хозяина. III Дверь в квартиру учителя отворилась однажды и в неё вошёл старый еврей. Старый еврей, не спеша, вынул из‑за жилетки грязную, толстую, всю исписанную по‑еврейски тетрадь и передал её математику. Математик взял тетрадь, повертел её в руках, задал несколько вопросов, но старый еврей, очень плохо говоривший по‑русски, почти ничего не понял, но математик понял, что в тетради речь идёт о какой‑то математике. Понял, заинтересовался и, найдя переводчика, занялся изучением рукописи. Результат этого изучения был необычный. Через месяц еврей был приглашён в местный университет в отделение математического факультета. В зале заседали математики всего университета, всего города, заседал и старый еврей, такой же безучастный, со взглядом вверх, и через переводчика давал свои ответы. − Сомнения нет, − сказал еврею председатель, − вы действительно сделали величайшее из всех в мире открытий: вы открыли дифференциальное исчисление… Но, к несчастью для вас, Ньютон уже открыл его двести лет назад. Тем не менее ваш метод совершенно самостоятельный, отличный и от Ньютона и от Лейбница. Когда ему перевели, старый еврей спросил хриплым голосом: − Его сочинения написаны на еврейском языке? − Нет, только на латинском, − ответили ему. IV Старый еврей пришёл через несколько дней к математику и кое‑как объяснил ему, что желал бы учиться математике и латинскому языку. В числе квартирантов учителя нашлись и студент‑филолог и студент‑математик, которые за квартиру согласились учить еврея: один − латинскому языку, другой − основам высшей математики. Старый еврей ежедневно с учебниками приходил, брал уроки и уходил учить их на дом. Там, в самой грязной части города, по тёмной, вонючей лестнице взбирался он среди коростливых детей на свой чердак, пожертвованный ему еврейским обществом, и в сырой, грибами поросшей конуре, присев у единственного окна, учил заданное. Теперь, в часы отдыха, старый еврей, на вящую потеху ребятишек, часто шагал рядом с другим уродом города − маленьким, с лицом обезьяны, учителем. Молча шли они, молча расставались и только на прощание пожимали руку друг другу. Прошли три года. Старый еврей мог уже прочитать в подлиннике Ньютона. Он прочёл его раз, другой, третий. Сомнения не было. Действительно, он, старый еврей открыл дифференциальное исчисление. И, действительно, оно было уже открыто двести лет тому назад величайшим гением земли. Он закрыл книгу, и все было кончено. Все было доказано. Это знал он один. Чуждый волновавшейся вокруг него жизни, ходил старый еврей по улицам города с бесконечной пустотой в душе. Застывшим взглядом он смотрел на небо и видел там то, чего другие не видели: величайшего гения земли, который мог бы подарить мир новыми величайшими открытиями и который пригодится только для того, чтобы быть посмешищем и забавой детей. Однажды нашли старого еврея мёртвым в его конуре. В застывшей позе, он как изваяние, лежал, облокотившись на руки. Густые пряди, цвета пожелтевшей слоновой кости, волос рассыпались по лицу и плечам. Глаза его смотрели в раскрытую книгу, и, казалось, после смерти ещё читали её.

ВАРИАНТ II
У отворенных
у ворот лесных,
откуда пахнет сыростью,
где звуки
стекают по стволам,
стоит лесник,
и у него −
мои глаза и руки.
А лесу платья старые тесны.
Лесник качается
на качкой кочке
и всё старается
не прозевать весны
и первенца принять
у первой почки.
Он наклоняется − помочь готов,
он вслушивается,
лесник тревожный,
как надрывается среди стволов
какой-то стебелёк
неосторожный.
Давайте же не будем обижать
сосновых бабок и еловых внучек,
пока они
друг друга учат,
как под открытым небом
март рожать!
Всё снова выстроить − нелегкий срок,
как зиму выстоять, хоть и знакома…
И почве выстрелить
свой стебелёк,
как рамы выставить хозяйке дома…
…Лес не кончается.
И под его рукой
лесник качается,
как лист послушный…
Зачем отчаиваться,
мой дорогой?
Март намечается
великодушный!
→ Раскрыть ответ

PANDAEXAM
2272

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *