[26.10.2023] Муниципальный этап по Литературе 7 класс 2023-2024 г. Москва 77 регион

Официальные задания и ответы муниципального этапа 2023-2024 всероссийской олимпиады школьников Сириус по Литературе 7 класс 26.10.2023

Задания и ответы ВсОШ Сириус по Литературе 2023-2024 (25 октября 2023)
Приобрести задания и ответы (все варианты)

Задание 1.[15 баллов] ТОПОС/ЛОКУС11

Даны иллюстрации к двум произведениям русской литературы. Все иллюстрации относятся к одному произведению, и лишь одна из них (лишняя) к другому.

11 Топос/локус (греч./лат., часто – термин) означает место.


Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы.

1.1. Назовите фамилию автора/авторов и названия произведений, представленных на иллюстрациях.
2.2.
2.1.2.1. Определите лишнюю иллюстрацию. Запишите в ответе соответствующую букву.
2.2.2.2. Обоснуйте свой выбор, сравнив лишнюю иллюстрацию с другими. После определения лишней иллюстрации не учитывайте её в работе над дальнейшими заданиями.
3.3. Назовите место, где оказались герои произведения, изображённые на иллюстрациях.
4.4. Куда возвращаются герои в конце произведения? Назовите место (город, посёлок, деревня) и название улицы, где жили два главных героя.
5.5. Расположите иллюстрации (исключая лишнюю) в правильном порядке в соответствии с развитием сюжета. В ответе запишите соответствующую последовательность букв. Учитывается полностью верный ответ.Перед своим ответом пишите НОМЕР ВОПРОСА, на который отвечаете.

Задание 2.[25 баллов] ДИАЛОГ САДА С ГРОЗОЙ

Прочитайте стихотворение.

Открыть в отдельном окне

Евгений Александрович Евтушенко (1932–2017)

ОЖИДАНИЕ

В прохладу волн загнав
стада коров мычащих,
сгибает стебли трав
жара в застывших чащах.

Прогретая гора
дымится пылью склонов.
Коробится кора
у накалённых клёнов.

Изнемогли поля,
овраги истомились,
и солнцу тополя
уже сдались на милость.

Но всё-таки тверды,
сильны и горделивы
чего-то ждут сады,
и ждут чего-то нивы.

Пусть влага с высоты
ещё не стала литься,
но ждут её сады,
и ею бредят листья.

Пускай повсюду зной,
и день томится в зное,
но всё живёт грозой,
и дышит всё грозою.
1951

Напишите краткий диалог сада с приближающейся грозой до начала грозы и после того, как ожидание непогоды закончилось и разразилась гроза.
Обратите внимание, что сначала измождённый от зноя сад может едва-едва шептать слова-просьбы, молящие грозу и дождь наконец-то начаться (смотрите текст стихотворения и отталкивайтесь от него в создании реплик). А реплики грозы после начавшегося дождя, скорее всего, будут громогласными, подобными грозовым раскатам. Сад, например, может по-прежнему шептать и/или благодарно отвечать грозе негромко либо, наоборот, громкими, радостными возгласами. Для выразительности реплик или возгласов/шёпота вы можете использовать соответствующие знаки препинания (например, многоточия, восклицательные знаки и пр.) и/или повторяющиеся синтаксические конструкции (но в то же время избегайте чрезмерного их использования).

Оцениваются: количество реплик каждого персонажа (не менее 3-х), содержательность (смысловая цельность, последовательность и речевая связность диалога), яркая и выразительная речь (наличие тропов: эпитетов, метафор, олицетворений), богатство словаря (например, наличие синонимов, антонимов, а также богатый и разнообразный синтаксис), грамотность (отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок).Объём текста – от 50 до 100 слов (указание на объём условно).

Задание 3.[35 баллов] РАЗВЁРНУТОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Прочитайте рассказ Юрия Яковлева «Забор с голубым глазом». Данный рассказ построен на художественном приёме олицетворения, которое развивается по ходу сюжета. Также автор сочиняет неожиданный финал, благодаря которому читатель узнаёт, что сказочный (фантастический) неживой персонаж замещается живым и реальным героем: фантастика, оказывается, имеет вполне реальные основания и причины.

Открыть в отдельном окне

Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995)
ЗАБОР С ГОЛУБЫМ ГЛАЗОМ
Я шёл вдоль бесконечного голубого забора и постукивал палкой по теснинам. Теснины были сухие, некрашеные и серебрились на солнце, а от ударов звучали на разные лады, как клавиши ксилофона.
Неожиданно откуда-то раздался голос:
– Тише ты!
Голос остановил меня. Я огляделся. Никого вокруг не было. Я снова ударил по забору. И забор недовольно крикнул:
– Тебе же сказали!
Вот тебе и говорящий забор. Я стал внимательно рассматривать его и в одной из тесин обнаружил дыру от выпавшего сучка. Из этой дыры на меня смотрел большой внимательный глаз.
Оказывается, забор не только разговаривал, но и смотрел.
– Ты кто такой? – спросил я.
Глаз моргнул, словно огонёк погас и зажёгся снова.
– Гоша, – ответил он.
Я приблизился к глазу и стал его рассматривать. В самом центре его горела чёрная точка – зрачок. Она была окружена голубовато-чёрным райком, а дальше шла ясная, без единого пятнышка голубизна. Казалось, это было маленькое голубое небо с маленьким чёрным солнцем, но это чёрное солнце излучало свет, ровный, спокойный. А вокруг чёрного солнышка была солнечная корона, состоящая из маленьких кристалликов.
– Что ты смотришь на меня? – спросил глаз. – То палкой бил, то смотришь.
Он моргнул, и чёрное солнышко уменьшилось, словно глаз прицеливался.
– Никогда не видел заборов с глазами, – пробормотал я.
– Покажи свою собаку, – попросил глаз – Гоша.
– Смотри на здоровье, – ответил я, и тут только смекнул, что собака ниже глаза, и я отошёл с ней подальше от забора, чтобы глаз мог рассмотреть её.
– Ты старый, и у тебя мало волос, – сказал глаз. Он, оказывается, рассматривал меня. – А я думал, что ты мальчишка… раз бьёшь палкой по забору.
Голос у Гоши был густой, низкий, при этом мальчик слегка шепелявил, вероятно, у него не хватало зубов.
Я спросил:
– Зубы-то у тебя есть?
– Есть, – ответил он. – Есть зубы. Только впереди двух нет.
– А ты откуда взялся? – спросил я.
– Я в детском саду, – объяснил глаз. – Нас вывезли.
Глаз моргнул. Забор был большой и плотный. Он был безжизненный, но глаз оживлял его. Маленького голубого глаза хватало на такой большой забор.
– Больше не буду бить по забору палкой, – сказал я.
– Жаль, что ты старый, – отозвался глаз. – Со старым неинтересно играть. Ты давно уже старый?
Я пожал плечами.
– У нас тётя Дуся тоже старая. Ей двадцать лет.
Я усмехнулся.
– Тебе тоже двадцать? – спросил глаз.
– Побольше.
– Ты что – очень старый? – решил глаз.
– Суди сам.
– Зато у тебя собака, – утешил меня Гоша. – Как её зовут?
– Зной.
– Зной! – позвал глаз.
Зной подошёл к забору, встал на задние лапы, а передними упёрся в тесину. При этом забор скрипнул. Зной стал дышать в глаз.
– Ты не бойся, – сказал я.
– Я не боюсь.
Вот, оказывается, какой бесстрашный глаз у забора.
– Я когда подрасту, перелезу через забор, – сказал глаз.
– А я думал – ты сам забор. Забор с голубым глазом. Он, видимо, не понял моей шутки, потому что сказал:
– У заборов не бывает глаз.
– А у этого забора есть.
– Это мой глаз… Я сейчас уйду.
– Подожди!
Глаз промолчал. Он внимательно смотрел на меня из своей необычной деревянной глазницы. И я чувствовал неловкость под пристальным взглядом голубого глаза.
Он вдруг сказал:
– Отойди в сторону, а то поезд не виден.
Тут только я уловил дробный звук приближающегося поезда. Я сделал шаг в сторону. Поезд приближался. Он пропел каким-то грустным буйволиным голосом. И сразу замелькали стеклянные квадраты окон. Они мчались мимо забора. И вероятно, в каждом из них отражался голубой глаз.
Когда поезд промчался и его гул замер за последним вагоном, глаз позвал меня:
– Ты не ушёл?
– Стою.
– Стой, стой. Только я тебя не вижу. Покажись.
Я показался.
– Тут всегда пасётся коза, – сказал мне мальчик. – А сегодня вместо козы – ты.
– Где же коза?
– У неё козлята. Она скоро придёт с козлятами… А под белым камнем черви для рыбы.
Действительно, на земле лежал пригретый на солнце белый камень. Я слегка сдвинул его носком ботинка. Всё было правильно: под камнем были дождевые черви. – А за поездом, – продолжал свой рассказ голубой глаз забора, – лес. Там ночью спит солнце.
Я удивлённо посмотрел на глаз и почувствовал, что от него исходит какое-то трепетное свечение. Глаз освещал мир, и в его свете всё вокруг теряло обыденность и становилось прекрасным, начинало жить жизнью, которую наши глаза давно уже не замечали. И я подумал, что в маленькую дырку в заборе этот глаз может увидеть больше, чем мы, взрослые, для которых не существует заборов.
– Что ты молчишь? – прервал он моё раздумье.
– Думаю.
Глаз заморгал. Он не понял слова «думаю». Вероятно, это слово пока что заменяло ему другое слово: «живу».
– Мой папа живёт там, где солнце спит всю зиму, – неожиданно сказал он мне. – Он скоро приедет, и мы пойдём с ним смотреть козлят… козы.
– Тебе не скучно? – спросил я.
– Меня скоро спать позовут, – ответил он.
Видимо, слово «скучно» напоминало ему слово «спать».
– Я пойду.
– Подожди.
Не отпускал меня голубой глаз забора.
– Подожди, я расскажу тебе про красную шапочку и серого волка.
– Давай!
– Волк съел бабушку… А если бы он съел меня, я бы у него в животе проделал дырочку и всё видел бы.
– Это ты здорово придумал!
– Только волка нет… Но мы с папой найдём волка. Он нас обоих съест. Вот будет весело!
И глаз засмеялся.
– Ты приходи, может быть, он и тебя съест. И мы будем вместе смотреть в дырочку… Ты не собираешь косточки от компота?
Я покачал головой. И тут где-то вдалеке послышался женский голос:
– Гоша!.. Гоша Савельев!
Глаз исчез. И сразу забор стал серым, глухим и слепым. Обыкновенным, неодушевлённым забором. Без глаз, без голоса. Без мыслей. Только на этом месте осталась дырка, а над ней волокно древесины, изогнутое бровью. А чуть пониже – капля смолы. Засохшая, ставшая серебряной слезой.
Я подошёл ближе, нагнулся и заглянул в дырочку в надежде увидеть хозяина голубого глаза. Но никого не увидел. Передо мной был скучный двор, дом с ровными рядами окон. На земле валялась сломанная лопатка. Подальше, на верёвке, сушилось бельё: маленькие штанишки и рубашки. Ничего интересного не увидел мой глаз, превратившись в глаз забора. Видимо, забору живётся куда интереснее, когда ему на время дарит свой глаз маленький Гоша, у которого не хватает двух передних зубов и который вместо слова «думаю» ещё употребляет слово «живу».

1976

Задание.
Сочините собственную оригинальную историю, используя тот же художественный приём развёрнутого фантастического (сказочного) олицетворения, реальность которого выясняется только в финале вашей истории (как это происходит в рассказе Юрия Яковлева). Вынесите в название сочинённого рассказа придуманное вами олицетворение. (Можете использовать следующие предложенные нами варианты: «Поющие двери», «Крикливое окно», «Дрожащая стена» – или сочинить своё название в соответствии с придуманным вами оригинальным сюжетом истории.) Опишите портрет фантастического (сказочного) персонажа, который в финале превращается в живого и реального героя/героев.

Оцениваются: содержательность (смысловая цельность, последовательность изложения сюжета, неожиданный и логичный финал, использование приёма развёрнутого олицетворения в качестве основы сюжета, яркие детали портрета “неживого” персонажа, который обладает характером, речевыми характеристиками), оригинальность вашей художественной фантазии, богатство речи, грамотность (отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок).

Объём текста примерно 100–250 слов. Текст объемом менее 50 слов будет оцениваться нулем баллов.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
PANDAEXAM