
Официальные задания, ответы, разбор на Пригласительный этап ВСОШ по Истории для 8-10 класса 2025/26. Проходящий 28-29.04.2025 на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru
→ Скачать задания и ответы по Истории 8-10 класс
ПЭ ВсОШ по Истории 8-10 класс задания, ответы
Задание 1. Какая московская крепостная стена располагалась на месте современного Бульварного кольца?
Кремль
Белый город
Земляной город
Китай-город
→ Узнать ответ
Задание 2. Выберите годы правления монарха, при котором был издан указ «О вольных типографиях», разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью.
1725–1727
1730–1740
1741–1761
1762–1796
→ Узнать ответ
Задание 3. Ниже приведён список известных исторических деятелей. Укажите тех из них, кто в XVIII веке получил почётную приставку к фамилии.
П.П. Семёнов-Тян-Шанский
М.Н. Муравьёв-Виленский
В.М. Долгоруков-Крымский
Н.Н. Муравьёв-Карский
П.А. Румянцев-Задунайский
А.В. Суворов-Рымникский
→ Узнать ответ
Задание 4. Какие из представленных терминов связаны с храмовым зодчеством?
неф
ерихонка
апсида
зерцало
клобук
подклет
→ Узнать ответ
Задание 5. Какие из перечисленных географических названий связаны с русско-турецкими войнами второй половины XVIII века?
Очаков
Измаил
Кинбурн
Плевна
Карс
Чигирин
→ Узнать ответ
Задание 6. Определите, какой из элементов является лишним в приведённом ряду.
Трест — продналог — всеобщая трудовая повинность — «ножницы цен».
трест
продналог
всеобщая трудовая повинность
«ножницы цен»
→ Узнать ответ
Задание 7. Ниже приведён ряд дат из истории России. Определите, что объединяет перечисленные в нём элементы с исторической точки зрения, и выберите верные утверждения.
- 1714
- 1797
- 1803
- 1837
- 1861
Исходя из общего принципа образования ряда, лишним является 1714 год.
Указанные годы связаны с реформами, касающимися крестьянства.
Указанные годы связаны с заключением русско-польских мирных договоров.
Исходя из общего принципа образования ряда, лишним является 1861 год.
Указанные годы связаны с проведением в России военных реформ.
→ Узнать ответ
Задание 8. Ознакомьтесь с данными таблицы, отражающими конфессиональный состав населения России в 1870 году (в процентах от общего количества населения того или иного региона страны). На основании предложенных статистических данных определите, о какой конфессии идёт речь в каждой строчке таблицы.

католицизм
православие
униатство
протестантизм
ислам
иудаизм
старообрядчество
→ Узнать ответ
Задание 9. Расположите в порядке появления (от наиболее ранних к наиболее поздним) должности, существовавшие в советский период.
1 председатель Государственного комитета обороны СССР
2 председатель Президиума Верховного Совета СССР
3 председатель Совета министров СССР
4 председатель Совета народных комиссаров СССР
5 председатель Государственной комиссии по электрификации России
6 председатель Революционного военного совета РСФСР
Задание 10. Выберите для каждой иллюстрации исторических деятелей, живших в то же время, в какое происходили изображённые события.

Марфа Борецкая
Софья Палеолог
Владимир Серпуховской
Симеон Гордый
→ Узнать ответ
Задание 11. Для иллюстрации Б:
Дмитрий Пожарский
Иван Хованский
Фёдор Шакловитый
Алексей Разумовский
→ Узнать ответ
Задание 12. Укажите, в каком веке в состав Русского государства вошли земли, обозначенные светлым (желто-бежевым) цветом.
XV
XVI
XVII
XVIII
IXX
→ Узнать ответ
Задание 13. Выберите верные утверждения.
Город, обозначенный цифрой 5, сыграл важную роль в ходе освобождения России от польско-литовских интервентов в начале XVII в.
На карте отражён процесс вхождения казахских жузов в состав Русского государства.
В результате заключения Нерчинского договора за Русским государством закрепились все территории, закрашенные на карте светлым цветом
Цифрой 4 на схеме обозначен город, ставший главным центром торговли со странами Европы при Петре I.
На схеме в составе русского государства обозначены территории, присоединённые в результате войны с Речью Посполитой.
Город, обозначенный цифрой 6, был местом ссылки одного из участников попытки ограничения самодержавия в 1730 г.
→ Узнать ответ
Задание 14. Установите соответствие между приведёнными высказываниями историков и формулировками проблем, которые должны быть рассмотрены при написании исторического эссе (сочинения) на основе этих высказываний. Формулировка проблемы должна полно и корректно отражать ключевые аспекты цитаты.
Обратите внимание на то, что среди формулировок проблем есть лишние.
Формулировки проблем:
1. Раскрытие черт политики «просвещённого абсолютизма» в деятельности Петра III и Екатерины II.
2. Роль политики Александра Невского в усилении татарского гнёта в русских землях в последней трети XIII в.
3. Роль российского императора как политического института в контексте внутри- и внешнеполитических реалий рубежа XIX–XX вв. и соответствие личности Николая II этой роли.
4. Влияние Крымской войны на международное положение Российской империи.
5. Сопоставление Ивана IV и Бориса Годунова как правителей и их образов в исторической памяти.
6. Оценка идейного преемства политики Екатерины II и Петра III.
7. Сравнение сущности и итогов правлений Ивана IV и Бориса Годунова.
8. Вопрос о способности Николая II решать внутри- и внешнеполитические задачи, которые встали перед Российской империей на рубеже XIX–XX вв.
9. Влияние политики Александра Невского и его преемников на систему зависимости русских земель от Золотой Орды в последней трети XIII в.
10. Влияние Крымской войны на систему международных отношений, сложившуюся после Наполеоновских войн, и место Российской империи в этой системе.
Высказывания историков:
«Режим татарского гнёта укрепился в последнее тридцатилетие XIII века отчасти и в результате политики Александра Невского. Но вина за тяготы татарского господства на Руси лежит и на преемниках Александра, которые без колебания следовали его примеру». (Дж. Феннел)
«Удивительный парадокс: Иван Грозный привёл страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. И всё же в народной памяти он остался порой внушающим ужас, отвращение, но ярким и сильным человеком. Борис же Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку ему это не удалось, он оказался устранённым из фольклора, а в массовом сознании сохранился лишь своим лукавством, изворотливостью и неискренностью». (В.Б. Кобрин)
«Типичные черты политики “просвещённого абсолютизма” за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно… Так называемый Век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол». (С.О. Шмидт)
«Всемирно-историческое значение Восточной войны 1853–1856 гг. заключается в том, что ею был нанесён смертельный удар политической системе, сложившейся в борьбе соединённой Европы с Францией, и особенно месту России в этой системе» (С.С. Татищев)
«На рубеже XIX–XX вв. в существенно усложнившихся внутриполитических и внешнеполитических условиях личность царя, являвшегося ключевой фигурой, стала особенно важной. Между тем Николай II как глава государства был несомасштабен тем задачам, которые стояли перед империей». (И.С. Рыбаченок)

Задание 15. «Волоколамское шоссе»
Название события –
Месяцы и годы –
Изображение –
Курская битва
блокада Ленинграда
Сталинградская битва
Московская битва
сентябрь 1941 г. – январь 1944 г.
сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
июль – август 1943 г.
июль 1942 г. – февраль 1943 г.
→ Узнать ответ
Задание 16. «Горячий снег»
Название события –
Месяцы и годы –
Изображение –
Курская битва
блокада Ленинграда
Сталинградская битва
Московская битва
сентябрь 1941 г. – январь 1944 г.
сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
июль – август 1943 г.
июль 1942 г. – февраль 1943 г.
→ Узнать ответ
Задание 17. «Пулковский меридиан»
Названия событий –
Месяцы и годы –
Изображения –
Курская битва
блокада Ленинграда
Сталинградская битва
Московская битва
сентябрь 1941 г. – январь 1944 г.
сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
июль – август 1943 г.
июль 1942 г. – февраль 1943 г.
→ Узнать ответ
Задание 18. «Танки идут ромбом»
Названия событий –
Месяцы и годы –
Изображения –
Курская битва
блокада Ленинград
Сталинградская битва
Московская битва
сентябрь 1941 г. – январь 1944 г.
сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
июль – август 1943 г.
июль 1942 г. – февраль 1943 г.
→ Узнать ответ