
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Биологии для 7 класса на апрель-май 2025 год, содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Биологии 7 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 7 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 19 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку различных блоков умений, формируемых при изучении курса биологии.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 7 класса: задания и ответы
Задание 1. Рассмотрите рисунки.
А. Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужный элемент из выпадающего списка, по которому можно определить изображённое на рисунке растение.
| РИСУНОК РАСТЕНИЯ | НАЗВАНИЕ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ | ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЯ |
|---|---|---|
![]() | хвощи голосеменные папоротники мхи | споры в спорангиях на нижней стороне листа споры в коробочке на ножке споры в спороносных колосках семена имеют запас питательных веществ |
![]() | хвощи голосеменные папоротники мхи | споры в спорангиях на нижней стороне листа споры в коробочке на ножке споры в спороносных колосках семена имеют запас питательных веществ |
![]() | хвощи голосеменные папоротники мхи | споры в спорангиях на нижней стороне листа споры в коробочке на ножке споры в спороносных колосках семена имеют запас питательных веществ |
![]() | хвощи голосеменные папоротники мхи | споры в спорангиях на нижней стороне листа споры в коробочке на ножке споры в спороносных колосках семена имеют запас питательных веществ |
Б. Проанализируйте заполненную вами таблицу и укажите объект, который «выпадает» из общего ряда по типу размножения.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Задание 2. Каково одно из основных значений растений в природе?
обогащают воздух кислородом
являются единственным источником воды на Земле
обогащают почву полезными веществами
являются местом обитания для животных
Задание 3. Светлана и Константин собрали и подготовили образцы растений для гербария. Для каждого образца им необходимо составить «паспорт», отражающий его положение в общей классификации организмов.
Помогите им заполнить таблицу, для этого перетащите слова в соответствующие ячейки таблицы.
| Хвощевидные | Растения | Хвощовые | Хвощ полевой | Хвощ |
| Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
|---|---|---|---|---|
Задание 4. Выберите из предложенного списка два названия съедобных шляпочных грибов.
рыжик
мухомор
опёнок летний
мукор
пеницилл
Задание 5. Заполните пропуски в тексте «Бактерии», выбрав нужные элементы из выпадающих списков. БАКТЕРИИ
Бактерии – микроскопические организмы, имеющие простое строение. Бактериальная клетка сохраняет постоянную форму, так как окружена плотной мембраной яйцом оболочкой ядром цитоплазмой спорой . Ядерное вещество у бактерий расположено в мембране яйце оболочке ядре цитоплазме споре . При недостатке пищи, влаги и при резких изменениях температуры бактериальная клетка образует мембрану яйцо оболочку ядро цитоплазму спору .
Задание 6. Рассмотрите рисунок одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады.

А. Какой цифрой на рисунке обозначено ядро клетки?
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б. Какую функцию выполняет ядро в клетке?
накапливает запасы питательных веществ
хранит генетическую информацию
содержит клеточный сок
производит энергию для клетки
Задание 7. Рассмотрите рисунок «Жизненный цикл хламидомонады».
Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.
| Тип размножения, обозначенный на рисунке цифрой 1 | Условия окружающей среды, при которых наступает данный тип размножения |
|---|---|
| бесполое размножение половое размножение | благоприятные условия неблагоприятные условия |
Задание 8. Верны ли следующие суждения о строении мхов?
| А. | Роль корней у мхов выполняют нитевидные образования, называемые ризоидами. |
|---|---|
| Б. | У мхов есть мелкие цветки. |
верно только суждение А
верно только суждение Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
Задание 9. Рассмотрите рисунки шести растений, представленных ниже.

Заполните пустые ячейки таблицы: выберите нужные элементы из выпадающих списков и переместите по три рисунка растений в соответствующие ячейки.
| Основание разделения растений на группы | Название группы растений | Примеры растений |
|---|---|---|
| выведены или специально возделываются человеком для получения плодов, семян или других продуктов | культурные дикорастущие | |
| произрастают в естественных условиях без участия человека | культурные дикорастущие |
Задание 10. Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, баклажан.
Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.
![]() | ![]() | ![]() | |
|---|---|---|---|
| НАЗВАНИЕ | кукушкин лён ламинария баклажан | кукушкин лён ламинария баклажан | кукушкин лён ламинария баклажан |
| СРЕДА ОБИТАНИЯ | наземно-воздушная водная | наземно-воздушная водная | наземно-воздушная водная |
| ГРУППА ОРГАНИЗМОВ | Папоротники Бурые водоросли Мхи Плауны Голосеменные Покрытосеменные | Папоротники Бурые водоросли Мхи Плауны Голосеменные Покрытосеменные | Папоротники Бурые водоросли Мхи Плауны Голосеменные Покрытосеменные |
Задание 11. Используя выпадающие списки, укажите отдел, класс, семейство, а также их признаки для растения, изображённого на рисунке.

Задание 12. Выберите из приведённого ниже списка все возможные типы листьев, которые встречаются у растений, принадлежащих к тому же семейству, что и чина луговая.
| тройчатые | линейные | пальчатые | лопастные |
Задание 13. Рассмотрите рисунок и диаграмму цветка растения чина луговая.
Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.

Обратите внимание на следующие правила:
1) Сросшиеся элементы обозначаются скобками ( ).
2) Внутри скобок указывается цифра, обозначающая количество элементов цветка.
3) Если элементы цветка расположены в виде кругов, между количеством элементов в каждом круге ставится знак «+».
Задание 14. Выберите из приведённого ниже списка все названия соцветий, которые могут быть у растений, принадлежащих к тому же семейству, что и чина луговая.

Задание 15. Рассмотрите рисунки растения чины луговой и плодов.
Выберите из плодов, изображённых на рисунке, плод чины луговой.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.
| НАЗВАНИЕ ПЛОДА | ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОДА |
|---|---|
| боб стручочек стручок коробочка | сухой односемянный сочный односемянный сухой многосемянный сочный многосемянный |
Задание 16. Выберите из приведённого ниже списка растения, принадлежащие к тому же семейству, что и чина луговая, и укажите, какие из них являются дикорастущими, а какие – культурными, используя выпадающие списки.

Задание 17. Заполните пустые ячейки таблицы, выбрав нужные элементы из выпадающих списков.
| НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ | ВИДЫ ПРИМЕНЕНИЯ | НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ | ВИДЫ ПРИМЕНЕНИЯ |
|---|---|---|---|
![]() солодка уральская | декоративный пищевой лекарственный | ![]() соя посевная | декоративный пищевой лекарственный |
![]() донник жёлтый | декоративный пищевой лекарственный | ![]() арахис обыкновенный | декоративный пищевой лекарственный |
![]() глициния сиреневая | декоративный пищевой лекарственный | ![]() душистый горошек | декоративный пищевой лекарственный |
Задание 18. Какая часть семени фасоли содержит питательные вещества?
| стебелёк | почечка | корешок | семядоли |
Задание 19. Выберите из предложенного перечня три примера растений, которые содержат много белка.
| горох | чечевица | подсолнечник | мандарин | соя | облепиха |
















