
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Биологии для 8 класса на апрель-май 2025 год, содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Биологии 8 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения проверочной работы – 90 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Условия проведения диагностической работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 17 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку различных блоков умений, формируемых при изучении курса биологии.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 8 класса: задания и ответы
Задание 1. Как называют специалиста-зоолога, занимающегося диагностикой и лечением животных?

кинолог
терапевт
энтомолог
ветеринар
Задание 2. На рисунке изображена эпителиальная ткань. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, относящиеся к описанию данной ткани.

выполняет опорную функцию
клетки тесно прилегают друг к другу
выстилает внутренние поверхности органов
образует потовые железы
является частью внутренней среды организма
имеет мало межклеточного вещества
Задание 3.1. Определите тип развития насекомых. Установите соответствие между названиями насекомых и их типами развития, используя выпадающие списки.
| НАЗВАНИЯ НАСЕКОМЫХ | ТИПЫ РАЗВИТИЯ |
|---|---|
| комар обыкновенный (пискун) | с полным превращением с неполным превращением |
| тля серая | с полным превращением с неполным превращением |
| кузнечик шароголовый | с полным превращением с неполным превращением |
| пчела медоносная | с полным превращением с неполным превращением |
| муха мясная | с полным превращением с неполным превращением |
| клоп постельный | с полным превращением с неполным превращением |
Задание 3.2. Используя выпадающие списки, заполните пропуски в предложении.
Для виноградной улитки, изображённой на рисунке, характерен тип развития – прямой непрямой с метаморфозом, так как развитие происходит без стадии личинки развитие происходит с личиночной стадией .

Задание 4. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного.
1) подцарство Многоклеточные
2) вид Белянка капустная
3) царство Животные
4) класс Насекомые
5) тип Членистоногие
6) отряд Чешуекрылые
Задание 5.1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
| Животное | Орган |
|---|---|
| таракан | трахея |
| беззубка | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
| лёгкое | кожа | жабры | воздушный мешок |
Задание 5.2. Какая система органов у майского жука из-за разветвлённости трахей перестала выполнять функцию переноса кислорода?
| дыхательная | кровеносная | выделительная | пищеварительная |
Задание 6. Рассмотрите схему развития печёночного сосальщика.
Какой цифрой на схеме обозначена личинка с ресничками?
Используя выпадающие списки, определите, в какой среде обитает данная личинка и каков способ заражения этим паразитом.

| СРЕДА ОБИТАНИЯ | СПОСОБ ЗАРАЖЕНИЯ |
|---|---|
| наземно-воздушная водная почвенная организменная | термически плохо обработанное мясо некипячёная вода из естественного водоёма контакты с кошками и собаками |
Задание 7.1. Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы и названиями типов животных: к каждому элементу из первого столбца подберите соответствующий элемент из выпадающего списка.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ | ТИПЫ ЖИВОТНЫХ |
|---|---|
| замкнутая кровеносная система | Кольчатые черви Членистоногие |
| функцию «сердец» выполняют кольцевые сосуды передней части тела | Кольчатые черви Членистоногие |
| незамкнутая кровеносная система | Кольчатые черви Членистоногие |
| есть спинной и брюшной сосуды | Кольчатые черви Членистоногие |
| сердце на спинной стороне, с отходящими от него сосудами | Кольчатые черви Членистоногие |
| кровь выходит из сосудов и омывает внутренние органы | Кольчатые черви Членистоногие |
Задание 7.2. Рассмотрите изображения организмов, относящихся к разным типам животных. Распределите изображения организмов по соответствующим типам, для этого переместите изображения с помощью компьютерной мыши в соответствующие строки таблицы «ТИПЫ ЖИВОТНЫХ».

ТИПЫ ЖИВОТНЫХ
| ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ | |
|---|---|
| ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ |
Задание 8. Рассмотрите рисунок с изображением белой планарии.Используя выпадающие списки, выберите характеристики, соответствующие данному животному.

| Движение | с помощью псевдоподий с помощью жгутиков с помощью ресничек за счёт щетинок за счёт конечностей рычажного типа |
|---|---|
| Пищеварительная система | замкнутая сквозная |
| Кровеносная система | отсутствует замкнутая незамкнутая |
| Выделительная система | отсутствует представлена сократительной вакуолью представлена звёздчатыми клетками метанефридии мальпигиевы сосуды |
| Нервная система | сеть нервных клеток разбросанные нервные узлы два головных нервных узла, от которых отходят нервные стволы окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка |
Задание 9. Проанализируйте данные таблицы «Некоторые особенности человекообразных обезьян» и выполните задание ниже.Некоторые особенности человекообразных обезьян
| № п/п | ПРИЗНАКИ | Гиббон | Орангутан | Шимпанзе | Горилла |
|---|---|---|---|---|---|
| 1. | Абсолютная масса мозга (в г) | 130 | 400 | 345 | 420 |
| 2. | Отношение массы мозга к массе тела | 1:73 | 1:83 | 1:61 | 1:220 |
| 3. | Длина шейного отдела (в % длины туловища) | 17 | 24 | 23 | 24 |
| 4. | Полная длина верхних конечностей (в % длины туловища) | 230 | 182 | 175 | 154 |
| 5. | Полная длина нижних конечностей (в % длины туловища) | 147 | 119 | 128 | 112 |
| 6. | Количество шейных позвонков | 7 | 7 | 7 | 7 |
| 7. | Количество грудных позвонков | 13 | 12 | 13 | 13 |
| 8. | Общее количество позвонков | 33–34 | 30–31 | 33–34 | 32–33 |
А. У представителей какого рода человекообразных обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?
Б. Укажите, какие две человекообразные обезьяны, представленные в таблице, лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев.
| гиббон | орангутан | шимпанзе | горилла |
В. Укажите номер строки таблицы, в которой указан признак, доказывающий принадлежность всех приматов к классу Млекопитающие.
Задание 10. Рассмотрите изображённое на рисунке животное и выполните задания.

А. Укажите тип симметрии изображённого животного.
| радиальная | двусторонняя |
Б. Укажите среду обитания изображённого животного.
| водная | наземно-воздушная | организменная | почвенная |
Задание 11. Птицы – теплокровные, яйцекладущие животные, большинство которых хорошо летает. Используя только эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три характеристики, относящиеся к описанию данных организмов.
кожа тонкая, сухая, железы отсутствуют
передние конечности видоизменены в крылья
цевка – часть задней конечности, образованная несколькими сросшимися костями стопы
птицы имеют постоянную высокую температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды
яйца покрываются оболочками по мере прохождения по яйцеводу
ноги покрыты роговыми чешуями, а на концах пальцев есть когти
Задание 12. Рассмотрите изображение пера птицы.
А. Выберите из выпадающих списков названия структур пера.
Б. К какому типу перьев относится перо, изображённое на рисунке, и какую функцию оно выполняет? Заполните таблицу, используя выпадающие списки.
Задание 13. Рассмотрите изображение конечности птицы. Заполните пустые ячейки таблицы, используя рисунок и выпадающие списки.

Задание 14. Рассмотрите рисунок «Строение сердца позвоночных животных».

Задание 15. Рассмотрите рисунок «Дыхательные системы позвоночных».
А. Укажите рисунок, на котором изображены лёгкие птиц.

Б. Какая анатомическая особенность лёгких птиц является приспособлением к полёту?
| ячеистое строение | наличие альвеол | воздушные мешки |
Задание 16.1. Рассмотрите рисунок «Строение пищеварительной системы птицы».
Выберите из выпадающих списков названия органов пищеварительной системы птицы.
Задание 16.2. Заполните ячейки таблицы «Функции отделов желудка птиц», используя выпадающие списки.ФУНКЦИИ ОТДЕЛОВ ЖЕЛУДКА ПТИЦ
| Функция железистого отдела желудка | Функция мускульного отдела желудка |
|---|---|
| происходит механическая обработка пищи пища обрабатывается желудочным соком осуществляется полное переваривание пищи является вместилищем пищи | происходит механическая обработка пищи пища обрабатывается желудочным соком осуществляется полное переваривание пищи является вместилищем пищи |
Задание 16.3. Какие особенности пищеварения являются приспособлением птиц к полёту? Выберите два верных ответа.
высокая скорость переваривания пищи
заглатывание мелких камушков
быстрое удаление непереваренных остатков
размягчение пищи жидкостью, выделяемой стенками зоба
наличие длинного кишечника
Задание 17. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания ястреба.

хищная птица
производитель первичной продукции
консумент второго и третьего порядков
дневной охотник
всеядное животное
растительноядное животное