
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Химии для 10 класса на апрель-май , содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.
→ Скачать официальные варианты по МЦКО 2024-2025
Подготовка к диагностике МЦКО по Химии 10 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Химии» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 10-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения каждой части проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 17 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку различных умений, формируемых при изучении курса Химии.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 10 класса: задания и ответы
Задание 1. 2,2-диметилбутан – ценный углеводород. Его применяют для увеличения октанового числа автомобильного и авиационного топлива и в качестве растворителя.
А. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, запишите молекулярную формулу 2,2-диметилбутана. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку.
Б. Из предложенного перечня выберите структурную формулу 2,2-диметилбутана.

Для выполнения задания используйте вещества, структурные формулы которых представлены ниже.
Задание 2. Из приведённого перечня веществ выберите два гомолога и два изомера. Формулы выбранных веществ перетащите с помощью компьютерной мыши в соответствующие ячейки таблицы.

| ГОМОЛОГИ | ИЗОМЕРЫ |
|---|---|
Задание 3А. Выберите из приведённых структурных формул веществ предельный углеводород с наибольшей молярной массой. Перетащите с помощью компьютерной мыши выбранную формулу в пустую ячейку. Выберите формулу продукта взаимодействия этого вещества с бромом на свету.
| Предельный углеводород |
|---|
Задание 3Б. Выберите из приведённых структурных формул веществ непредельный углеводород с наибольшей молярной массой. Перетащите с помощью компьютерной мыши выбранную формулу в пустую ячейку. Выберите формулу продукта взаимодействия этого вещества с водой.
| Непредельный углеводород |
|---|
Задание 4. При первичной переработке нефти исходное сырьё разделяют на фракции – смеси веществ, кипящих в определённом интервале температур. Расположите указанные ниже фракции в порядке возрастания средней температуры кипения.
1) бензин
2) керосин
3) попутный газ
4) газойль
Задание 5. Дана схема превращений веществ:

Из предложенного перечня выберите реагенты и условия, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: переместите с помощью компьютерной мыши в пустые ячейки формулы выбранных веществ и условия, при которых эти превращения происходят.
| ВЕЩЕСТВА |
|---|

Задание 6А. В двух колбах находятся две жидкости: бензол и гексен-1.
Из предложенного списка выберите все вещества, с помощью которых можно различить эти жидкости.

Задание 6Б. Из приведённого перечня выберите алкин и карбоновую кислоту. Переместите с помощью компьютерной мыши выбранные формулы в соответствующие ячейки.

| Алкин | Карбоновая кислота |
|---|---|
Задание 7. Сжигание автомобильного топлива – один из основных антропогенных источников углекислого газа в атмосфере. Экономичный автомобиль расходует 6 литров бензина (плотность – 750 г/л) на 100 км пробега. Примем, что формула бензина – C8H18 и он полностью сгорает с образованием углекислого газа.
А. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, запишите уравнение реакции горения бензина. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку.
Б. Рассчитайте массу бензина, который сгорит за 1 км пробега автомобиля. Ответ запишите с точностью до целых.
В. Вычислите объём выделившегося углекислого газа (н. у.) за 1 км пробега автомобиля. Ответ запишите с точностью до десятых.
Задание 8. Одним из методов познания в химии является моделирование. Для описания веществ молекулярного строения используют шаростержневые модели, в которых атомы различных элементов изображают шарами разных цветов и размеров, а соединяющие их химические связи – палочками. На рисунках приведены шаростержневые модели молекул двух веществ.
Установите соответствие между моделями молекул и названиями веществ, которые соответствуют этим моделям: к каждой позиции из первого столбца подберите позицию из выпадающего списка.
| МОДЕЛЬ МОЛЕКУЛЫ | НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВ |
|---|---|
![]() | пропан бутан бутен-1 2-метилпропан циклопропан бутен-2 |
![]() | пропан бутан бутен-1 2-метилпропан циклопропан бутен-2 |
Задание 9. Этиловый спирт (этанол) – один из важнейших продуктов химической промышленности. Основное сырьё для его получения – этилен.
А. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, запишите уравнение реакции получения этанола из этилена. Структурные формулы органических веществ записывайте в формате СН3–СН3. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку.
Б. Сколько граммов этанола можно получить из 560 л (н. у.) этилена, если выход продукта реакции составляет 80%? В ответ запишите число с точностью до целых.
Задание 10. А. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, составьте структурную формулу метилбутирата. Структурную формулу метилбутирата запишите в формате R1–СOO–R2. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку.
Б. Используя виртуальную клавиатуру, расположенную внизу, составьте структурные формулы продуктов взаимодействия метилбутирата с раствором гидроксида калия. Структурные формулы органических веществ записывайте в формате СН3–СН3. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку.
Задание 11. В трёх колбах находятся три водных раствора: ацетона, муравьиной кислоты и метиламина.
Определите характер среды каждого из растворов. Заполните таблицу: переместите названия приведённых веществ, используя компьютерную мышь.
| Кислая среда | Нейтральная среда | Щелочная среда |
|---|---|---|
| РАСТВОРЫ | ||
|---|---|---|
| ацетон | муравьиная кислота | метиламин |
Задание 12. В предложенные схемы химических реакций переместите с помощью компьютерной мыши структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведённого выше перечня. Где требуется, расставьте коэффициенты в пропущенных схемах, чтобы получились уравнения реакций. Для записи коэффициентов воспользуйтесь клавиатурой.


Задание 13. Пропанол-1 применяют в качестве растворителя для восков, чернил, природных и синтетических смол, а также для синтеза пропионовой кислоты, пестицидов, некоторых фармацевтических препаратов. Пропанол-1 в промышленности получают из этилена по приведённой схеме превращений:

А. Переместите с помощью компьютерной мыши в заданную схему превращений структурную формулу пропущенного вещества, выбрав его из предложенного выше перечня.
Б. Запишите название этого вещества по систематической (международной) номенклатуре.
В. Из предложенного списка выберите все типы реакций, к которым можно отнести вторую реакцию из схемы превращений.
| некаталитическая |
| присоединения |
| замещения |
| каталитическая |
| отщепления |
Задание 14. Современный легковой автомобиль содержит более 200 кг пластмасс. Так, обивку для сидений изготавливают из широко распространённого полимера X, который получают полимеризацией углеводорода Y.
А. Установите молекулярную формулу Y, если при полном сгорании 22,4 л этого вещества образуется 67,2 л (н. у.) углекислого газа и 54 г воды. Для записи формулы используйте виртуальную клавиатуру, расположенную внизу. Для работы с виртуальной клавиатурой поместите курсор в ячейку.
Б. Запишите название полимера X.

